Учет в УК в рамках договора управления 9 страница

2) механизмы проведения такого мониторинга;

3) меры по снижению указанной кредиторской задолженности РСО и управляющих, задолженности собственников и нанимателей жилых помещений по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;

4) порядок предоставления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти информации о ходе реализации указанных мер.

Кроме того, при подаче заявки на предоставление субъекту РФ финансовой поддержки после 01.01.2013 до 30.06.2013 (включительно) одним из условий ее удовлетворения названо наличие обязательств субъекта РФ (пп. 9.3 п. 1 ст. 14 Закона N 185-ФЗ):

- к 01.07.2013 - принять нормативные правовые акты в соответствии со ст. 167 ЖК РФ (об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, создании регионального оператора и т.д.);

- к 01.01.2014 - утвердить региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с ЖК РФ.

В случае подачи заявки с 01.07.2013 до 31.12.2013 (включительно) условием ее удовлетворения является наличие (пп. 9.4 п. 1 ст. 14 Закона N 185-ФЗ):

- нормативных правовых актов субъекта РФ, названных в ст. 167 ЖК РФ;

- обязательства субъекта РФ обеспечить к 01.01.2014 утверждение региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с ЖК РФ.

В случае подачи заявки после 01.01.2014 таковая удовлетворяется при наличии (пп. 9.5 п. 1 ст. 14 Закона N 185-ФЗ):

- нормативных правовых актов субъекта РФ, указанных в ст. 167 ЖК РФ;

- утвержденной региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с ЖК РФ.

Конечно, заявка субъекта РФ о выделении финансирования из средств Фонда рассматривается только при наличии региональной адресной программы по проведению капитального ремонта МКД, утвержденной согласно ст. 15 Закона N 185-ФЗ (пп. 10 п. 1 ст. 14 данного Закона).

Сразу отметим, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в МКД, правила формирования которой установлены ЖК РФ (в частности, ст. 168), и региональная адресная программа по проведению капитального ремонта МКД, сформированная по правилам ст. 15 Закона N 185-ФЗ, - это разные программы. Адресная программа составляется исключительно в целях получения финансовой поддержки за счет средств Фонда, у региональной программы капитального ремонта общего имущества в МКД совсем другое назначение, о котором рассказано в разд. 1 данной книги.

Особенности реализации адресных программ

Адресная программа по проведению капитального ремонта МКД утверждается субъектом РФ. В ней обязательно приводится перечень МКД, которые (пп. 1 п. 2 ст. 15 Закона N 185-ФЗ):

- подлежат капитальному ремонту;

- ожидают предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта;

- включены в адресные программы, утвержденные органами местного самоуправления (органами государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Чтобы дом попал в адресную программу на местном уровне, необходимо, чтобы собственники помещений такого дома приняли решение об участии в указанной программе (п. 4 ст. 15 Закона N 185-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 15 средства Фонда (а также средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) средств местных бюджетов, средств ТСЖ либо собственников помещений в МКД в пределах минимального объема), выделяемые в рамках реализации адресных программ капитального ремонта, могут быть израсходованы только на проведение определенных работ, перечисленных в п. 3 ст. 15:

- ремонта ВИС электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

- ремонта или замены лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;

- ремонта крыш;

- ремонта подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД;

- утепления и ремонта фасадов;

- ремонта фундаментов многоквартирных домов;

- установки коллективных (общедомовых) приборов учета (ОПУ) потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). Кстати, работы по установке ОПУ подлежат обязательному включению в состав мероприятий по капитальному ремонту МКД, проводимому в рамках реализации адресных программ (п. 3.2 ст. 15 Закона 185-ФЗ).

Кроме финансирования перечисленных работ, средства Фонда могут быть израсходованы на (п. 5 ст. 15):

- разработку проектной документации для капитального ремонта МКД, включенных в адресную программу;

- проведение энергетического обследования МКД, если региональной адресной программой предусмотрено такое обследование;

- проведение государственной экспертизы проектной документации в соответствии с ГрК РФ (ст. 49).

Правила расходования средств Фонда

Все стадии движения средств Фонда на финансирование адресных программ капитального ремонта МКД закреплены в ст. 20 Закона N 185-ФЗ. Нюансам, интересующим конечных получателей бюджетных средств (УК, ТСЖ и т.д.), посвящены п. п. 6 - 12 указанной статьи.

В определенный момент орган местного управления обязан уведомить управляющего о выделении бюджетных средств на долевое финансирование капитального ремонта соответствующего МКД. Как только управляющий получил такое уведомление, он должен в течение 30 дней реализовать несколько обязательных процедур, а именно открыть отдельный банковский счет (требования к кредитной организации приведены в п. 6.1 ст. 20 Закона N 185-ФЗ) и направить в орган местного самоуправления (п. 6 ст. 20 Закона N 185-ФЗ):

- уведомление об открытии такого счета (с указанием его реквизитов);

- решение общего собрания собственников помещений в МКД (членов ТСЖ) о долевом финансировании капитального ремонта МКД за счет средств собственников (товарищества) в размере не менее чем 15% общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Законом N 185-ФЗ;

- смету расходов на капитальный ремонт МКД, утвержденную общим собранием собственников помещений в МКД (членов ТСЖ).

В течение пяти рабочих дней со дня получения названных документов орган местного самоуправления перечисляет управляющему на специально открытый для этих целей банковский счет бюджетное финансирование: полностью в заявленном объеме или, по усмотрению органа местного самоуправления, в рассрочку (п. п. 7, 8 ст. 20 Закона N 185-ФЗ). Списание средств с этого счета возможно только (п. 12 ст. 20 Закона N 185-ФЗ):

- на оплату выполненных работ по капитальному ремонту МКД по актам их приемки, согласованным с органом местного самоуправления и подписанным лицами, которые уполномочены действовать от имени управляющего (п. 9 ст. 20 Закона). Управляющему может быть отказано в согласовании такого акта в двух случаях: выполненные работы не соответствуют перечню, предусмотренному Законом N 185-ФЗ; их стоимость превышает стоимость по смете (п. 10 ст. 20 Закона);

- на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту МКД в размере не более 30% всего объема бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт МКД (п. 11 ст. 20 Закона).

Кстати, если для проведения работ по капитальному ремонту МКД предполагается участие подрядных организаций, то следует иметь в виду, что субъект РФ вправе установить правила привлечения таковых (см., например, Постановление Правительства Нижегородской области от 30.03.2011 N 216).

Учет и налогообложение

операций по капитальному ремонту МКД,

проводимому на условиях долевого финансирования

Выше было отмечено, что исполнение обязательств УК перед собственниками помещений в МКД в части выполнения обязательных работ по капитальному ремонту общего имущества всегда образует выручку независимо от источника финансирования данных мероприятий. В связи с этим бухгалтерский учет операций по проведению работ капитального характера, финансируемого в том числе за счет средств Фонда, ничем не отличается от описанного в подраздел 4.3.4 "Капитальный ремонт за счет средств собственников". Обязательства по налогу на прибыль определяются так же, как это продемонстрировано в названном подразделе. Дело в том, что средства бюджетов, выделяемые УК на долевое финансирование капитального ремонта МКД в соответствии с Законом N 185-ФЗ, как и средства собственников помещений в МКД, поступающие на счета УК на финансирование капитального ремонта общего имущества, отнесены к разряду целевого финансирования (абз. 5 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). В определенном смысле бюджетные средства, поступающие УК в рамках исполнения Закона N 185-ФЗ, можно считать средствами самих собственников помещений в МКД. Во всяком случае такой вывод напрашивается из ряда судебных решений, где арбитры утверждают, что рассматриваемые бюджетные средства следует считать льготой по оплате стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества дома, предоставляемой конкретным лицам. Чаще всего на региональном уровне субсидия на капитальный ремонт не предоставляется в части расходов собственников нежилых помещений в МКД. Такие собственники несут расходы по финансированию капитального ремонта в полном размере доли участия в общих расходах на проведение капитального ремонта (см., например, Постановление ФАС УО от 26.12.2012 N Ф09-12231/12). Подобная оценка ситуации имеет налоговые последствия в части определения УК своих обязательств перед бюджетом по НДС.

Выделение средств Фонда - это льгота для потребителей. Если налогоплательщик придерживается этой позиции, то в налоговую базу по НДС он включает только стоимость работ, оплачиваемую за счет средств собственников (15%). Данное утверждение основано на положении п. 2 ст. 154 НК РФ: при реализации товаров (работ, услуг) с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В свою очередь, сумма "входного" НДС со всей стоимости выполненных подрядных работ (100%) принимается к вычету в общем порядке (ст. ст. 171, 172 НК РФ): действующее налоговое законодательство не предусматривает ограничений прав на налоговые вычеты для организаций, реализующих товары (работы, услуги) по льготным ценам, как и не содержит норм, позволяющих налогоплательщику разделить вычеты пропорционально льготной цене реализации расчетным способом.

В поддержку этой позиции можно привести следующие судебные акты: Постановления ФАС ЗСО от 22.07.2013 по делу N А46-28738/2012, ФАС ЦО от 22.03.2013 по делу N А35-145/2012, от 23.08.2012 по делу N А48-4227/2011, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А35-14493/2011, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А55-6773/2012.

Пример. В 2013 г. УК получила уведомление о выделении средств Фонда на проведение работ по утеплению фасада конкретного МКД. Собранием собственников данного дома принято решение о проведении указанных работ сметной стоимостью 295 000 руб. (в том числе НДС - 45 000 руб.). При этом 85% (250 750 руб.) стоимости работ погашается за счет бюджетных средств, поступивших на специальный банковский счет УК, остальные 15% (44 250 руб.) покрываются средствами собственников, накопленными до 2013 г. на цели капитального ремонта. Работы по утеплению фасада дома проведены подрядной организацией в соответствии с утвержденной сметой и оплачены УК по факту принятия результатов выполненных работ. УК отказалась от применения льготы по НДС.

В рабочем плане счетов УК:

- к счету 20 "Основное производство" открыт субсчет 20-3 "Капитальный ремонт общего имущества";

- к счету 51 "Расчетные счета" открыты субсчета 51-1 "Текущий расчетный счет" и 51-2 "Специальный расчетный счет";

- к счету 55 "Специальные счета в банках" открыт субсчет 55-4 "Бюджетное финансирование";

- к счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" открыт субсчет 60-1 "Расчеты за выполненные работы, оказанные услуги";

- к счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" открыт субсчет 62-1 "Плата начисленная";

- к счету 68 "Расчеты по налогам" открыт субсчет 68-1 "НДС";

- к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" открыты субсчета 76-6 "Взносы в ремонтный фонд" и 76-10 "Расчеты с бюджетом по целевому финансированию";

- к счету 86 "Целевое финансирование" открыт субсчет 86-1 "Ремонтный фонд".

В бухгалтерском учете УК будут сделаны следующие проводки:

┌────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬──────────┐

│ Содержание операции │ Дебет │ Кредит │ Сумма, │

│ │ │ │ руб. │

├────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴──────────┤

│ До января 2013 года │

├────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬──────────┤

│Начислены взносы в ремонтный фонд, │ 76-6 │ 86-1 │ 44 250 │

│подлежащие уплате собственниками │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Поступили взносы на специальный расчетный │ 51-2 │ 76-6 │ 44 250 │

│счет │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴──────────┤

│ В 2013 году │

├────────────────────────────────────────────┬────────┬────────┬──────────┤

│Начислена к получению субсидия на │ 76-10 │ 86-1 │ 250 750 │

│капитальный ремонт │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Поступила субсидия на специальный банковский│ 55-4 │ 76-10 │ 250 750 │

│счет │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Принят результат работ по утеплению фасада │ 20-3 │ 60-1 │ 250 000 │

│МКД │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Принят к учету "входной" НДС │ 19-3 │ 60-1 │ 45 000 │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│"Входной" НДС принят к вычету │ 68-1 │ 19-3 │ 45 000 │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Признана выручка по капитальному ремонту │ 62-1 │ 90-1 │ 250 750 │

│общего имущества в МКД (в части, │ │ │ │

│финансируемой за счет бюджетных средств) │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Признана выручка по капитальному ремонту │ 62-1 │ 90-1 │ 44 250 │

│общего имущества в МКД (в части, │ │ │ │

│финансируемой собственниками помещений в │ │ │ │

│МКД) │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Начислен НДС со стоимости выполненных работ │ 90-3 │ 68-1 │ 6 750 │

│по капитальному ремонту, финансируемой │ │ │ │

│собственниками помещений в МКД │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Сформирована себестоимость выполненных работ│ 90-2 │ 20-3 │ 250 000 │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Переведены на текущий расчетный счет │ 51-1 │ 51-2 │ 44 250 │

│средства ремонтного фонда для оплаты │ │ │ │

│выполненных работ │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Переведены на текущий расчетный счет │ 51-1 │ 55-4 │ 250 750 │

│бюджетные средства для оплаты выполненных │ │ │ │

│работ │ │ │ │

├────────────────────────────────────────────┼────────┼────────┼──────────┤

│Оплачены подрядные работы │ 60-1 │ 51-1 │ 295 000 │

└────────────────────────────────────────────┴────────┴────────┴──────────┘

Приведенный пример наглядно демонстрирует, что неприбыльная по бумагам для УК операция по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД из-за несовершенства налогового законодательства превращается в прибыльную. По условиям примера прибыль УК до налогообложения составляет 38 250 руб. Выйти на эту сумму можно двумя способами: традиционным - сопоставлением оборотов по дебету и кредиту счета 90 "Продажи", специфическим - сопоставлением оборотов по дебету и кредиту субсчета 68-1 "НДС".

Естественно, налоговики такой вариант исчисления НДС по сделке не одобряют, а возмещение налога из бюджета называют повторным (впервые, по мнению налоговых органов, соответствующая сумма НДС поступает УК в составе бюджетного финансирования). Как сказано выше, арбитры часто не соглашаются с такой постановкой вопроса. В подтверждение этого приведем несколько тезисов из Постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А55-6773/2012.

Вывод налогового органа о возникновении повторного, или двойного, возмещения НДС из федерального бюджета является ошибочным, поскольку возмещение НДС осуществляется при наличии юридического состава, определенного ст. ст. 171 - 172 НК РФ по установленной налоговым законодательством процедуре в рамках операций по исполнению федерального бюджета. Субсидии же предоставляются на основании иных юридических фактов, относящихся к бюджетному процессу.

Хозяйствующие субъекты обладают правом на вычет и возмещение НДС при реализации товаров (работ, услуг) на каждом из ее этапов (при каждом факте реализации, при каждой продаже). Поэтому ссылка налогового органа на использование подрядчиками (лицами, реализовавшими УК отдельные работы) права на вычет НДС в обоснование довода о двойном возмещении НДС несостоятельна.

Та или иная методика расчета субсидий (или финансовой поддержки от частного инвестора) не может освободить налоговый орган от его обязанностей по возмещению НДС. Вычеты - механизм перераспределения бремени уплаты косвенного налога независимо от источника финансирования. Таким образом, НДС не должен трансформироваться в оборотный налог. Если часть расходов, покрытых за счет субсидий, носит возмещаемый, возвратный характер, вопрос о перерасчетах относится к взаимоотношениям территориального бюджета, предоставившего субсидии, и его получателя. Финансирование расходов с учетом НДС вне зависимости от того, от частного или государственного инвестора получены данные средства, не является основанием для отказа в вычете и возмещении.

Безусловно, обозначенная позиция для УК и привлекательна, и опасна одновременно. Поэтому каждый подобный факт несоответствия начислений по НДС заявленным вычетам управляющий должен будет отстаивать в судебном порядке. Арбитражную же практику по этому вопросу нельзя назвать однообразной.

Выделение средств Фонда не является льготой для потребителей. Например, арбитры Уральского округа не поддерживают управляющих в стремлении применить преференцию п. 2 ст. 154 НК РФ при начислении НДС со стоимости капитального ремонта, финансируемого в том числе за счет средств Фонда, а вычеты по подрядным работам заявить в полном объеме (Постановления ФАС УО от 08.04.2013 по делу N А76-13254/12, от 18.02.2013 по делу N А50-9370/12, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу N А60-32412/2012). Им близка иная трактовка закона. Денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в определенном Законом N 185-ФЗ порядке, не являются субсидией в связи с установлением УК льгот отдельным потребителям. Льгота - это преимущества, предоставляемые отдельным потребителям по сравнению с другими. Здесь никаких преимуществ отдельным потребителям (по отношению к другим) не предоставляется. Все дома, включенные в перечень в соответствии с региональной адресной программой, ремонтируются на равных условиях. Таким образом, налоговая база по НДС должна рассчитываться УК исходя из 100% стоимости работ по капитальному ремонту независимо от источников ее покрытия с учетом требования пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а именно с учетом всех сумм, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: