Занятие 3. Финансовый контроль

На занятии предлагается обсудить следующие вопросы:

1. Контрольная функция финансов как экономической категории.

2. Понятие и роль финансового контроля.

3. Принципы финансового контроля: международные и национальные.

4. Виды финансового контроля.

6.5. Принципы организации государственного и муниципального финансового контроля. Система и компетенция органов государственного и муниципального финансового контроля.

6. Правовой статус Счетной Палаты Российской Федерации.

7. Внутрихозяйственный финансовый контроль и бухгалтерский учет.

9.8. Независимый финансовый контроль (аудит): история развития, правовое регулирование, место в системе финансового контроля.

10.9. Методы финансового контроля.

11.10. Формы финансового контроля.

12.11. Документальный и фактический контроль.

13.12. Проверка и ревизия, их виды. Порядок проведения и оформления результатов проверок и ревизий.

14.13. Соотношение мероприятий финансового контроля и производства по делам о юридической ответственности за нарушения законодательства в области финансовой деятельности и денежного обращения.

Комментарий

Финансовый контроль:

функция органов государственной власти и местного самоуправления, иных государственных и муниципальных органов, уполномоченных государством и иных организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей по публичному и непубличному контролю в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а также денежного обращения страны;

институт финансового права, состоящий из системы материальных и процессуальных финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по реализации в установленном законодательством порядке уполномоченными субъектами функции по публичному и непубличному контролю в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а также денежного обращения страны.

Финансовый контроль реализуется в рамках комплексного материального и процессуального финансового правоотношения.

Предмет финансового контроля (в отношении государственного финансового контроля определен в Указе Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»):

- исполнение бюджетов бюджетной системы РФ;

- организация денежного обращения страны;

- использование кредитных ресурсов;

- состояние государственного внутреннего и внешнего долга, муниципального долга;

- состояние государственных резервов;

- предоставление финансовых и налоговых преференций (льгот и преимуществ).

Цели финансового контроля:

- точность и своевременность финансового планирования;

- законность и полнота поступлений денежных средств в публичные фонды денежных средств;

- обоснованность и эффективность использования публичных фондов денежных средств.

Принципы финансового контроля:

Международно-признанными принципами финансового контроля являются независимость, объективность, компетентность, прозрачность (гласность). Эти принципы являются общими как для финансового контроля в Российской Федерации, так и для финансового контроля в других государствах.

Национальными принципами финансового контроля в Российской Федерации являются законность, плановость, разделение властей и федерализм. Эти принципы отличают финансовый контроль в Российской Федерации от финансового контроля в других государствах, в которых даже если и реализуется законность и плановость в финансовом контроле, то они не возведены в ранг принципов. Разделение властей и федерализм характеризуют организацию государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации.

Виды финансового контроля:

Основание классификации: предмет финансового контроля

Виды финансового контроля: административный финансовый надзор и ведомственный финансовый контроль.

Административный финансовый надзор проводится специально уполномоченными субъектами государственного финансового контроля в области финансовой деятельности и денежного обращения (на федеральном уровне — как правило, федеральными службами, подведомственными Министерству финансов РФ, Центральным банком РФ в отношении кредитных организаций), наделенными контрольно-юрисдикционными полномочиями, в частности, полномочиями представителя власти, по проведению мероприятий государственного надзора и по применению мер административного принуждения в отношении организационно не подчиненных субъектов; по предметам ведения контролирующих субъектов, которые ограничиваются определенной сферой или областью финансовой деятельности и (или) денежного обращения; с применением мер административного принуждения в случаях нарушения законности в сфере финансовой деятельности и денежного обращения, в частности, установление составов административных правонарушений по результатам административного надзора служит основанием для применения административных наказаний. В рамках административного финансового надзора проверяется законность в области финансовой деятельности и денежного обращения.

Ведомственный финансовый контроль проводится вышестоящими субъектами государственного управления в отношении нижестоящих субъектов государственного управления в порядке организационной подчиненности в системе государственного управления; по всем предметам (сферам и областям) финансовой деятельности и денежного обращения подконтрольных субъектов; с применением мер дисциплинарного принуждения при обнаружении нарушений в сфере финансовой деятельности и денежного обращения, в частности, установление составов дисциплинарных проступков по результатам ведомственного контроля служит основанием для применения мер дисциплинарных взысканий. В рамках ведомственного финансового контроля проверяется как законность, так и целесообразность в области финансовой деятельности и денежного обращения.

Основание классификации: сфера финансовой деятельности и денежного обращения

Виды финансового контроля:

в сфере финансовой деятельности выделяют бюджетный контроль за соблюдением бюджетного законодательства на всех стадиях бюджетного процесса и налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ,

в сфере денежного обращения выделяют банковский надзор за соблюдением законодательства о банках и банковской деятельности, подзаконных нормативных правовых актов ЦБ РФ о безналичных и наличных расчетах, контроль налоговых органов за наличным денежным обращением в части соблюдения правил ведения кассовых операций и применения контрольно-кассовой техники и валютный контроль за соблюдением валютных ограничений.

Основание классификации: время проведения контрольного мероприятия по отношению к времени совершения подконтрольной операции

Виды финансового контроля: предварительный финансовый контроль предшествует совершению подконтрольных операций, текущий финансовый контроль проводится в ходе совершения подконтрольных операций, последующий финансовый контроль следует за совершением подконтрольных операций. Например, законодательные (представительные) органы проводят предварительный контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов (ст. 265 Бюджетного кодекса РФ).

Основание классификации: контролирующие субъекты

Виды финансового контроля: публичный (государственный и муниципальный) и непубличный (внутрихозяйственный, независимый, общественный).

Организация публичного финансового контроля основана на принципах Лимской декларации руководящих принципов контроля ИНТОСАИ, а именно принципах независимости, объективности, компетентности, прозрачности (гласности)), а также на конституционных принципах организации государственного устройства в Российской Федерации, а именно на принципах разделения властей и федерализма.

В соответствии с изложенными руководящими принципами Лимской декларации ИНТОСАИ создан высший орган публичного финансового контроля, которым является Счетная палата РФ, счетные палаты могут создаваться также в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Счетная палата занимается институциональным финансовым контролем.

Публичный финансовый контроль делится на:

- президентский (реализация полномочий Президента РФ в области финансового контроля через Контрольное управление Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ в семи федеральных округах);

- парламентский (реализация полномочий Федерального собрания РФ и законодательных (представительных) органов субъектов РФ и муниципальных образований в области финансового контроля);

- правительственный (реализация полномочий Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, администраций муниципальных образований в области финансового контроля через аппараты указанных органов);

- ведомственный финансовый контроль Президента РФ (через Администрацию Президента РФ) в отношении Правительства РФ (через Аппарат Правительства РФ), Правительства РФ (через Аппарат Правительства РФ) в отношении Министерства финансов РФ и Федеральной таможенной службы, непосредственно подведомственной Правительству РФ, Министерства финансов РФ в отношении подведомственных ему федеральных служб: Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федерального казначейства (федеральной службы), Федеральной налоговой службы;

- административный финансовый надзор:

Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, на которую возложен последующий бюджетный контроль и валютный контроль за субъектами валютных операций, за исключением уполномоченных банков, с применением мер административного принуждения при наличии оснований по его результатам;

Федерального казначейства (федеральной службы), на которую возложен предварительный и текущий бюджетный контроль в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств с применением мер административного принуждения при наличии оснований по его результатам;

Федеральной налоговой службы, на которую возложен налоговый контроль, а также контроль за наличным денежным обращением в части соблюдения правил ведения кассовых операций и применения контрольно-кассовой техники с применением мер административного принуждения при наличии оснований по его результатам, а также функции агента валютного контроля;

Федеральной таможенной службы, на которую возложен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей с применением мер административного принуждения при наличии оснований по его результатам, а также функции агента валютного контроля;

- судебный (реализация полномочий судов судебной системы РФ в области финансового контроля);

- прокурорский надзор (реализации полномочий органов прокуратуры в области финансового контроля);

- публичный банковский надзор и валютный контроль Центрального банка РФ в отношении уполномоченных коммерческих банков, уполномоченных коммерческих банков – в отношении иных субъектов банковских и валютных операций, публичный валютный контроль профессиональных участников рынка ценных бумаг – в отношении валютных операций иных участников рынка ценных бумаг.

Непубличный финансовый контроль делится на:

- внутрихозяйственный – бухгалтерский учет;

- независимый – аудит;

- общественный контроль Общественной палаты РФ.

Методы (способы) финансового контроля:

I. Ревизия, как правило, носит комплексный, то есть всеобъемлющий характер: предметом контрольного мероприятия являются все вопросы финансовой деятельности подконтрольного субъекта. Ревизия проводится Счетной палатой РФ; в порядке ведомственного контроля в отношении подведомственных организаций; при смене материально ответственных лиц (например, кассиров);

II. Проверка, как правило, носит тематический, то есть узконаправленный характер: предметом контрольного мероприятия являются отдельные вопросы финансовой деятельности подконтрольного субъекта. Проверка проводится в порядке административного надзора федеральными службами, подведомственными Министерству финансов РФ, например, налоговые проверки органов Федеральной налоговой службы.

Особо выделяют внутренние документальные и фактические проверки. Внутренние документальные проверки заключаются в оценке законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета. Такая оценка состоит в сопоставлении записей в учетных регистрах с оправдательными документами, а также данных учетных регистров с показателями отчетности. Внутренние фактические проверки называются инвентаризациями и заключаются в проверке фактических остатков товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату.

Виды ревизий и проверок:

1. документальные (по документам) и фактические (по фактическим обстоятельствам деятельности);

2. плановые (по утвержденному плану) и внеплановые (по информации о наличии подлежащих проверке обстоятельств для применения мер принуждения);

3. фронтальные (сплошная проверка документов и фактических обстоятельств) и выборочные (проверка отдельных документов и фактических обстоятельств);

4. комплексные (все вопросы финансовой деятельности подконтрольного субъекта в рамках предметов ведения подконтрольного субъекта) и тематические (отдельные вопросы финансовой деятельности подконтрольного субъекта в рамках предметов ведения контролирующего субъекта);

III. Наблюдение - дистанционное ознакомление с финансовой деятельностью. Например, наблюдение проводится уполномоченными банками в отношении валютных операций на счетах резидентов и нерезидентов по валютному законодательству РФ;

IV. Анализ – использование аналитических приемов при оценке эффективности финансовой деятельности. Например, Счетной палатой РФ проводится анализ эффективности использования бюджетных средств;

V. Обследование – опрос и анкетирование, которые проводятся при публичных слушаниях об эффективности использования бюджетных средств, особенно в странах с сильными демократическими институтами и влиятельным гражданским обществом.

Основными методами (способами) финансового контроля считаются ревизия, проверка и наблюдение.

Формы (акты) финансового контроля:

Приказ (распоряжение) либо решение о проведении контрольного мероприятия, например, решение о проведении выездной налоговой проверки;

Справка о проведенном контрольном мероприятии, например, справка о проведенной выездной налоговой проверке;

Акт контрольного мероприятия и иная рабочая документация по контрольному мероприятию: требования к оформлению акта контрольного мероприятия по результатам государственного финансового контроля и иной рабочей документации по мероприятиям государственного финансового контроля предусмотрены в Положении о требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля»;

Решение в процессуальной форме о привлечении к юридической ответственности: процессуальная форма и порядок принятия такого решения предусмотрены в Налоговом кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.

Единая унифицированная правовая регламентация финансового контроля отсутствует. Все виды финансового контроля исключены из-под действия общего Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым надлежащим образом единообразно для всех правоприменителей регламентируются процедуры государственного и муниципального контроля (ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Правовое регулирование финансового контроля должным образом не соотносится с правовым регулированием производства по делам об административных, в том числе налоговых, правонарушениях и по уголовным делам, которые возбуждаются по результатам мероприятий финансового контроля. Этим обстоятельством обусловлено отсутствие необходимой взаимосвязи между мероприятиями финансового контроля, по результатам которых применяется юридическая ответственность, и стадиями производства по делам об административных, в том числе налоговых правонарушениях, и по уголовным делам. В сложившейся ситуации при привлечении к юридической ответственности фактически используются доказательства, полученные в процессе мероприятий финансового контроля без надлежащих процессуальных гарантий для защиты лица, привлекаемого к юридической ответственности, которые предусмотрены в производстве по делам об административных правонарушениях и по уголовным делам.

Контрольные тесты

Выберите правильный или наиболее полный ответ:

1.Финансовый контроль – это:

а) институт финансового права и функция органов государственной власти и местного самоуправления, иных государственных и муниципальных органов, уполномоченных государством, и иных организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей по публичному и непубличному контролю в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а также денежного обращения страны;

б) деятельность финансовых органов и организаций;

в) проведение ревизий и проверок.

2.Под финансовой дисциплиной понимается:

а) учебная дисциплина по изучению финансового права;

б) реализация (исполнение и применение) норм финансового права;

в) соблюдение предписаний актов вышестоящих финансовых органов.

3.Финансовый контроль осуществляется:

а) Министерством финансов Российской Федерации;

б) финансовыми и налоговыми органами;

в) различными органами, организациями и должностными лицами в пределах их компетенции.

4. Финансовый контроль осуществляется:

а) за целесообразностью уплаты налоговых платежей в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ;

б) за основанным на законодательстве точным и своевременным финансовым планированием, законностью и полнотой поступлений денежных средств в публичные денежные фонды, обоснованностью и эффективностью использования публичных денежных фондов;

в) за сокращением публичных расходов.

5.Международными принципами финансового контроля являются:

а) независимость, объективность, компетентность, прозрачность (гласность)

б) законность, плановость, разделение властей, федерализм.

6. Национальными принципами финансового контроля являются:

а) законность, плановость, разделение властей, федерализм;

б) независимость, объективность, компетентность, прозрачность (гласность).

7. Предметом финансового контроля является:

а) правильность ведения бухгалтерского и налогового учета, своевременность представления достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;

б) надлежащее исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, организация денежного обращения страны, использование кредитных ресурсов, состояние государственного внутреннего и внешнего долга, муниципального долга, государственных резервов, предоставление финансовых и налоговых преференций;

в) правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов.

8. Публичным (государственным и муниципальным) финансовым контролем является:

а) контроль Общественной палаты РФ;

б) бухгалтерский и налоговый учет;

в) институциональный, президентский, парламентский, правительственный финансовый контроль, ведомственный финансовый контроль и административный финансовый надзор, судебный контроль и прокурорский надзор в области публичных финансов и денежного обращения, контроль Центрального банка РФ, агентов валютного контроля и банковского надзора;

г) аудит.

9. Контрольная деятельность Счетной Палаты РФ относится:

а) к парламентскому контролю;

б) к институциональному контролю;

в) к аудиторскому контролю.

10. Административный финансовый надзор в отличие от ведомственного финансового контроля:

а) проводится вышестоящими субъектами государственного управления в отношении нижестоящих субъектов государственного управления в порядке организационной подчиненности в системе государственного управления; по всем предметам (сферам и областям) финансовой деятельности и денежного обращения подконтрольных субъектов; с применением мер дисциплинарного принуждения при обнаружении нарушений в сфере финансовой деятельности и денежного обращения, в частности, установление составов дисциплинарных проступков по результатам ведомственного контроля служит основанием для применения мер дисциплинарных взысканий. В рамках него проверяется как законность, так и целесообразность в области финансовой деятельности и денежного обращения;

б) проводится специально уполномоченными субъектами государственного финансового контроля в области финансовой деятельности и денежного обращения (на федеральном уровне — как правило, федеральными службами, подведомственными Министерству финансов РФ, Центральным банком РФ в отношении кредитных организаций), наделенными контрольно-юрисдикционными полномочиями, в частности, полномочиями представителя власти, по проведению мероприятий государственного надзора и по применению мер административного принуждения в отношении организационно не подчиненных субъектов; по предметам ведения контролирующих субъектов, которые ограничиваются определенной сферой или областью финансовой деятельности и (или) денежного обращения; с применением мер административного принуждения в случаях нарушения законности в сфере финансовой деятельности и денежного обращения, в частности, установление составов административных правонарушений по результатам административного надзора служит основанием для применения административных наказаний. В рамках него проверяется законность в области финансовой деятельности и денежного обращения.

11. Ведение бухгалтерского учета является обязательным:

а) для бюджетных учреждений;

б) для хозяйственных обществ и товариществ;

в) для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

г) для всех организаций, находящихся на территории РФ, за исключением организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, в части не касающейся учета их основных средств и нематериальных активов, а также для филиалов и представительств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

12. Объектами бухгалтерского учета являются:

а) имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;

б) первичные учетные документы;

в) регистры бухгалтерского учета;

г) бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключение или заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии, пояснительная записка.

13. Ответственность за полноту и достоверность бухгалтерского учета и отчетности несет:

а) руководитель организации;

б) аудитор организации;

в) главный бухгалтер.

14.Современный бухгалтерский учет основан:

а) на способе двойной записи;

б) на принципе двойной бухгалтерии;

в) на методе экспертных оценок.

15. Бухгалтерская отчетность составляется:

а) для предоставления налоговым органам;

б) для предоставления собственникам (учредителям) организации;

в) для предоставления учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также органам государственной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством РФ.

16. Аудит относится к следующему виду финансового контроля:

а) внутрихозяйственному;

б) независимому;

в) общественному.

17. В аудиторском заключении выражается мнение:

а) о соответствии главного бухгалтера занимаемой должности;

б) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

в) законности сделок организации.

18. При непредставлении аудируемым лицом всех необходимых документов при проведении аудиторской проверки аудитор:

а) отказывается от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении;

б) дает отрицательное заключение;

в) отказывает в выдаче заключения.

19. К мероприятиям фактического контроля относятся:

а) инвентаризация;

б) проверка документов;

в) обыск.

20. В акте проверки должны содержаться:

а) положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо объекта финансового контроля, допустившее нарушение; подписи должностных лиц, проводивших проверку; дата составления акта проверки;

б) подписи лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа либо уполномоченного им представителя и главного бухгалтера проверяемой организации;

в) морально-этическая оценка действий должностных, материально ответственных и иных лиц объекта финансового контроля.

21.Фактические обстоятельства дела, установленные актом проверки:

а) считаются установленными;

б) считаются доказанными и не могут быть опровергнуты при рассмотрении спора в суде;

в) могут быть опровергнуты при рассмотрении спора в суде путем предоставления опровергающих их доказательств;

г) считаются установленными, но могут быть опровергнуты при рассмотрении спора в суде путем предоставления опровергающих их доказательств.

22. Лицо, не согласное с результатами проверки, проведенной уполномоченным органом государственного контроля, вправе обжаловать в суд:

а) акт проверки;

б) решение о привлечении к соответствующему виду юридической ответственности, принятое в определенной процессуальной форме;

в) незаконные акты органа государственной власти: действия, бездействие и решения ненормативного характера, если они затрагивают права и законные интересы указанного лица.

23. Единый порядок проведения мероприятий финансового контроля в Российской Федерации:

а) регламентирован Бюджетным кодексом Российской Федерации;

б) в настоящее время не предусмотрен законодательством РФ;

в) установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Задания

1. Проанализируйте содержание признаков, характеризующих понятие «финансовый контроль государства и муниципальных образований».

2. Каким образом характеризуется правовое регулирование и в чем заключается содержание принципов финансового контроля? Дайте характеристику Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля. В чем состоит ее значение для Российской Федерации?

3. Проведите классификацию финансового контроля по основаниям и видам. Каким образом отдельные виды финансового контроля характеризуются в законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения в области финансовой деятельности и денежного обращения, и в чем заключается различие между ними?

4. Какова система субъектов публичного (государственного и муниципального) и непубличного финансового контроля?

5. В чем заключается отличие существующих методов финансового контроля с учетом особенностей их правового регулирования?

6. Охарактеризуйте формы финансового контроля, используемые в процессе мероприятий финансового контроля.

7. Каковы цели, задачи и основные принципы бухгалтерского учета?

8. Является ли главный бухгалтер организации субъектом государственного финансового контроля?

9. В чем заключается разница между англосаксонской и континентальной моделями аудита?

10. Назовите источники правового регулирования аудита в Российской Федерации. Какова общая характеристика правил (стандартов) аудита?

11. Назовите виды аудиторских заключений. В чем их правовое значение?

12. Является ли акт проверки (ревизии) основанием для взыскания санкций?

13. Можно ли обжаловать результаты проверки (ревизии) в административном или судебном порядке?

14. Предусмотрена ли действующим законодательством Российской Федерации юридическая ответственность органов финансового контроля и их должностных лиц за ущерб, причиненный неправомерными актами в ходе контрольных мероприятий?

15. Счетной палатой Российской Федерации в соответствии со ст. 23 Федерального закона «О Счетной Палате Российской Федерации» в адрес руководства федерального органа исполнительной власти направлено Представление от 29 сентября 1999 г. № 12-22/544 по результатам проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников в Министерстве образования Российской Федерации. В Представлении указывается, что часть средств, вырученных от реализации бумаги (выделенной Госкомрезервом в целях поддержки системы образования), в сумме 2661,0 тыс. рублей была использована на оплату коммунальных и эксплуатационных расходов центрального аппарата министерства, что является нецелевым использованием средств. В ходе выборочной проверки установлены факты получения должностными лицами Минобразования России доходов от работы по совместительству или по договорам в образовательных учреждениях и других организациях министерства, в том числе за счет средств федерального бюджета, выделенных данным организациям. При этом выполняемая работа входила в прямые должностные обязанности этих работников или выполнялась без соответствующего документального подтверждения объема, содержания и качества работы.

Какие правовые последствия возникают по результатам направления представления Счетной Палатой РФ?

16. Постановлением Государственной Думы Федерального собрания РФ от 2 сентября 1998 г. №2906-II ГД «О социально-экономической и финансовой ситуации в стране» Счетной палате Российской Федерации было поручено провести комплексную проверку финансово - хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, уделив особое внимание вопросам формирования его прибыли, управления фондами и резервами, в том числе валютными.

Какими методами Счетная палата вправе реализовать свои контрольные полномочия в данной ситуации?

17. Приказом ГТК РФ от 29 июля 1999 г. № 482 с целью контроля за финансово - хозяйственной деятельностью и выполнением уставных задач дочерним государственным унитарным предприятием «Ростаможинформ» (далее - ДГУП «Ростаможинформ») поручено ГУП «Ростэк» провести с 29 июля 1999 г. по 10 августа 1999 г. внеплановую проверку финансово - хозяйственной деятельности ДГУП «Ростаможинформ» за период с 01 января 1998 г. по 01 июля 1999 г. с участием сотрудников таможенных органов, в том числе центрального аппарата ГТК России.

К какому виду финансового контроля относится данное контрольное мероприятие?

18. Главному бухгалтеру ООО «Дрема» Т.А. Пузаковой поступили на подпись платежные поручения на оплату консультационных услуг по вопросам ведения деятельности на рынке ценных бумаг, оказанных иностранной компанией, зарегистрированной в Княжестве Лихтенштейн. Поскольку основным и единственным видом деятельности ООО является торговля мебелью, а контракт на оказание услуг с иностранной компанией заключен не был, Т.А. Пузакова отказалась подписать платежные поручения на перевод иностранной валюты. Однако Генеральный директор ООО «Дрема» О.Е. Луговицын настоятельно требовал оформления платежного поручения и проведения расчетов.

Каким образом должна поступить в рассматриваемой ситуации Главный бухгалтер Т.А. Пузакова в целях выполнения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете?

19. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Тимашевскому району Краснодарского края был составлен Акт выездной налоговой проверки ЗАО «Краснодарские сладости» за период с 01 января 2005 г. по 31 декабря 2007 г. В нем были отражены выявленные в ходе проверки факты нарушений законодательства РФ о налогах и сборах в деятельности ЗАО «Краснодарские сладости». Однако Генеральный директор ЗАО «Краснодарские сладости» И.В. Иванов отказался принять один экземпляр Акта проверки и расписаться на втором, предназначенном для налогового органа.

Каковы правовые последствия действий Генерального директора? При соблюдении каких условий акт проверки считается врученным проверяемому налогоплательщику либо его законному или уполномоченному представителю? Какое правовое значение имеет соблюдение порядка вручения акта проверки проверяемому налогоплательщику либо его законному или уполномоченному представителю?

20. Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 6 по г. Москве была проведена камеральная налоговая проверка в отношении ООО «Латиноамерикан Хлеб» (далее по тексту – Общество) по вопросу правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке за октябрь 2006 года на основании налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2006 года, представленной 17 ноября 2006г.

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки и возражений к нему Руководителем Инспекции ФНС России № 6 по г. Москве А.И. Изотовым было принято Решение от 12 апреля 2007г. № 21-09/19 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее по тексту – Решение Инспекции), полученное Обществом 24 апреля 2007 г., что подтверждается подписью главного бухгалтера А.А. Чистовой в указанном Решении.

Решением Инспекции Общество привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 3 236 802 руб., Обществу отказано в заявленной сумме возмещения в налоговой декларации по НДС за октябрь 2006 г. в размере 4 872 397 руб., уменьшены необоснованно заявленные суммы налогового вычета в налоговой декларации по НДС за октябрь 2006 г. в размере 21 056 409 руб., доначислена неуплаченная сумма НДС за октябрь 2006 г. в размере 16 184 012 руб. и сумма пени за неуплату указанной суммы НДС в установленный срок.

В каком порядке налоговый орган вправе взыскать доначисленные суммы НДС, пени и штраф с Общества? В каких случаях применяется иной порядок взыскания налогов, пени и штрафов, и в чем заключается его отличие?

21. В акте выездной налоговой проверки ООО «Фудс» от 28 апреля 2006 г., которая проведена налоговым органом по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за период с 01.01.2003 по 31.02.2004, установлено нарушение, выразившееся в искажении суммы налога на прибыль более чем на 10%. На этом основании налоговый орган составил протокол об административном правонарушении в отношении руководителя ООО «Фудс» Д. Протокол направлен вместе с актом выездной налоговой проверки на рассмотрение мировому судье. Президент ООО «Фудс» Д избран на эту должность решением общего собрания участников ООО «Фудс» от 30 октября 2005 г. № 10. Постановлением мирового судьи Ступинского судебного района Московской области по делу об административном правонарушении от 4 июня 2006 г. Д признан виновным в совершении в 2003—2004 гг. административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11. КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере двадцати МРОТ.

Имеется ли состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП РФ, в действиях президента ООО «Фудс» Д? Если нет, то почему?

22. Руководитель районной налоговой инспекции составил протокол по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, ответственность за которое предусмотрена в ст. 15.1. КоАП РФ, рассмотрел дело об этом административном правонарушении и вынес постановление о назначении административного штрафа.

Вправе ли руководитель инспекции как должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении по ст. 15.1. КоАП РФ, рассматривать дело по составленному им же протоколу?

23. ЗАО «Театральные кассы», реализующее билеты на театральные спектакли, отражало в регистрах бухгалтерского учета денежные средства, поступающие от продажи билетов его театральными киосками. Однако в кассу ЗАО по приходно-кассовым ордерам сдавались только денежные средства в размере, необходимом для выплаты заработной платы работникам ЗАО. Остальные вырученные от продажи театральных билетов денежные средства сдавались на хранение в банк без зачисления их в кассу ЗАО с оформлением приходно-кассовых ордеров.

Налоговый орган вынес решение от 30 декабря 2002 г. о привлечении ЗАО «Театральные кассы»к ответственности за неполное оприходование выручки в кассу за период с 1 июля по 30 сентября 2002 г. на основании Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» (СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 396). Такое решение принято руководителем налогового органа по результатам рассмотрения акта проверки, проведенной налоговым органом.

Какие нарушения допущены налоговым органом при привлечении к ответственности ЗАО «Театральные кассы»?

24. ООО «Торговый дом М» поставило товар на экспорт нигерийской фирме в г. Лагос (Нигерия). Поставленный товар по условиям таможенного режима экспорта в соответствии с контрактом и паспортом сделки должен быть оплачен в течение 90 дней. Однако оплата за поставленный товар на счет ООО «Торговый дом М» не поступила, о чем обслуживающий банк письменно сообщил таможне отправления. В постановлении по делу об административном правонарушении было установлено и отражено следующее:

«Незачисление валютной выручки от экспорта товара произошло из-за того, что нигерийская компания оказалась не в состоянии выполнить договорные обязательства об оплате товара из-за отказа страны покупателя (Нигерия) выполнять финансовые обязательства в связи со сменой Правительства Нигерии. Для обеспечения зачисления на счет экспортной валютной выручки ООО «Торговый дом М» вел переписку с послом и торговым представителем РФ в Нигерии. Сотрудник ООО «Торговый дом М» И.И. Иванов был направлен в командировку в г. Лагос, Нигерия, и провел там 45 дней, решая этот вопрос. По результатам переговоров принято решение проработать возврат экспортной валютной выручки через импорт в РФ изделий народных промыслов стран Центрально-африканского региона. Однако ни в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, ни в арбитражный суд, ни в Банк России ООО «Торговый дом М» по факту незачисления экспортной валютной выручки не обращалось».

Образует ли деяние ООО «Торговый дом М» и его работников состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в КоАП РФ?

25. Руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора вынес Постановление о назначении ООО «Теплая компания» административного наказания по части 4 статьи 15.25. КоАП РФ за невыполнение обязанности получения валютной выручки за поставленный товар в срок, установленный контрактом и паспортом сделки.

Решением заместителя руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по жалобе ООО «Теплая компания» постановление Территориального управления о назначении административного наказания было отменено, так как несмотря на допущенное нарушение сроков зачисления валютной выручки, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания ООО «Теплая компания» обеспечило получение валютной выручки за поставленный товар в полном объеме.

Оцените законность постановления о назначении административного наказания по делу и решения по жалобе на это постановление.

26. В соответствии с Законом Московской области "Об областном бюджете на 2004 год" Правительство Московской области приняло Постановление от 29 января 2004 г. N 41/4, которым утвердило Порядок финансирования в 2004 г. из областного бюджета расходов на льготный проезд работников органов государственной власти и организаций на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования, предоставленный в соответствии с нормативными правовыми актами Московской области.

Согласно данному Порядку Министерство финансов Московской области осуществляет финансирование расходов, связанных с предоставлением льготного проезда работникам органов государственной власти и указанных в нем организаций в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на 2004 г. на соответствующие цели согласно бюджетной росписи расходов областного бюджета на 2004 г., утвержденной в установленном законодательством порядке.

Главный распорядитель, распорядитель и получатели средств областного бюджета ведут учет полученных из областного бюджета средств на обеспечение льготного проезда работникам органов государственной власти и организаций, а также учет использованных на цели средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Какой орган исполнительной власти вправе осуществлять контроль за целевым использованием средств областного бюджета, выделяемых на реализацию указанного Порядка?

27. Положением о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы (далее по тексту – Управление), утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. N 587-ПП с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства г. Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1238-ПП установлено, что Управление является органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим контроль в бюджетно-финансовой сфере, а также государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.

Управление подведомственно Правительству Москвы, контроль за деятельностью и координацию работы Управления осуществляет Мэр Москвы, перед которым Управление отчитывается о своей работе.

Основными задачами Управления являются:

1) Организация и осуществление государственного финансового контроля в целях определения законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств бюджета города Москвы, в том числе:

1.1) Контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета города Москвы, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Москвы;

1.2) Контроль за использованием и сохранностью объектов собственности города Москвы, средств территориальных государственных внебюджетных фондов в городе Москве;

1.3) Контроль за операциями органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве со средствами межбюджетных трансфертов, поступивших в местные бюджеты из бюджета города Москвы;

1.4) Контроль за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных субсидий, бюджетных инвестиций и государственных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

2) Осуществление контроля за финансовой деятельностью государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы;

3) Осуществление государственного контроля за соблюдением организациями независимо от их организационно-правовых форм порядка ценообразования и применения регулируемых цен в городе Москве;

4) Обеспечение деятельности Совета по координации работы контролирующих органов города Москвы;

5) Осуществление в пределах своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;

6) Разработка предложений по совершенствованию контроля в бюджетно-финансовой сфере и сфере государственного регулирования порядка ценообразования в целях повышения эффективности и результативности использования средств бюджета города Москвы на основе анализа проведенных контрольных мероприятий;

7) Осуществление полномочий государственного финансового контрольного органа, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве);

8) Методологическое руководство деятельностью подразделений ведомственного финансового контроля органов исполнительной власти города Москвы.

К какому виду финансового контроля относится контроль, осуществляемый Главным управлением государственного финансового контроля города Москвы?

28. Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее по тексту – Росфиннадзор) в период с 14 февраля 2006 г. по 31 марта 2006 г. проведена ревизия расходования средств федерального бюджета, выделенных на содержание государственного учреждения «Уральское управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту – учреждение) в 2005 г. В ходе проверки установлен факт нецелевого (в нарушение положений ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказа Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 144н «Об утверждении указаний о порядке применения Бюджетной классификации Российской Федерации») использования средств федерального бюджета в сумме 380 593 руб. 09 коп.

По результатам проверки составлен акт от 31 марта 2006 г., который был направлен в прокуратуру Ленинского района г. Екатеринбурга. Ею вынесено постановление от 4 мая 2006 г. об отказе в возбуждении уголовного дела. На основании материалов проверки и указанного постановления прокуратуры Территориальным управлением Росфиннадзора вынесено постановление от 03 июля 2006 г. N 62-07-07/221/2006/ТУ о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб за нецелевое использование бюджетных средств. По указанным основаниям Территориальным управлением Росфиннадзора в учреждение внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а Территориальным управлением Федерального казначейства направлено уведомление об уменьшении бюджетных ассигнований на сумму нецелевого использования средств федерального бюджета – 380 593 руб. 09 коп.

Правомерны ли действия контрольных органов?

Какие санкции за нецелевое использование бюджетных средств предусмотрены законодательством РФ и в каком порядке они применяются? Какие субъекты уполномочены применять указанные санкции?

Нормативные акты

1. Лимская декларация руководящих принципов контроля ИНТОСАИ.

2. Конституция Российской Федерации // РГ. 1993. 25 декабря.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823. (C последующими изменениями и дополнениями).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. (С последующими изменениями и дополнениями).

5. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // ВВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492. (С последующими изменениями и дополнениями).

6. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492. (С последующими изменениями и дополнениями).

7. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859. (С последующими изменениями и дополнениями).

8. Указ Президента РФ от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 21 октября 2008 г. № 1510 // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2395; 2008. № 43. Ст. 4919.

9. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112. (С последующими изменениями и дополнениями).

10. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712 (С последующими изменениями и дополнениями).

11. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2004. № 21. Ст. 2023. (С последующими изменениями и дополнениями).

12. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента РФ от 30 мая 2008 года N 863 «О федеральном агентстве по рыболовству» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290; 2008. № 22. Ст. 2544. (С последующими изменениями и дополнениями).

13. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258. (С последующими изменениями и дополнениями).

14. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961. (С последующими изменениями и дополнениями).

15. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 «Об утверждении Положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.

16. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 «О Федеральном казначействе» // СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908. (С последующими изменениями и дополнениями).

17. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3569. (С последующими изменениями и дополнениями).

17.18. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. (С последующими изменениями и дополнениями).

18.19. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. (С последующими изменениями и дополнениями).

20. Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167. (С последующими изменениями и дополнениями).

21. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790. (С последующими изменениями и дополнениями).

23.22. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369. (С последующими изменениями и дополнениями).

23. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 15.

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»// СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797. (С последующими изменениями и дополнениями).

25. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3696. (С последующими изменениями и дополнениями.)

26. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» // РГ. 2009. 4 марта.

Литература

1. Финансовое право: Учебник для ВУЗов – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Грачевой Е.Ю. - М.: Проспект, 2009.

2. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Химичева Н.И. - 4-е изд., перераб. и доп. – М: Норма - Инфра-М, 2008.

3. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Карасевой. — М.: Юристъ, 2009.

4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Горбунова О.Н. – М., Юристъ, 2006.

5.

6.5. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова Е.А. Финансовый контроль: Учебное пособие. – М., «ИД Камерон», 2004г. – 272с.

7.6. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. - М., «ИД ФБК-ПРЕСС», 2002г. –320с.

8.7. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России. – М., «Финансы и статистика», 1999г. – 240с.

9.8. Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – Спб., «Питер», 2004г. - 557с.

10.9. Степашин С.В. Государственный аудит: проблемы и перспективы // Дайджест-Финансы. 2006. № 11 (143).

10. Терехова Е.В. Негосударственный финансовый контроль. - М.: Издательство МГУ, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: