double arrow

Как построить исповедь?


- Владыка, а в чем мы должны исповедоваться? Что и как надо рассказывать на исповеди? Как построить исповедь?

- Дело в том, что форма исповеди может быть произвольной, главное, чтобы она была искренней, а опытный духовник сам разберется в духовном состоянии человека, и, конечно, только духовник может, скажем так, осуществить диагностику души. И продолжить наш разговор об исповеди я бы хотел с того, как человек должен относиться к своему греху.

Прежде всего, надо понять, что грех появляется там, где есть разрыв с Богом. Этот разрыв у одних может проявляться как некий акт «свободы» в кавычках, когда люди сознательно пытаются противостоять Богу. Такое сознательное противостояние выражается в том, что люди возводят хулу на Него, на Церковь, и в том, что, считая себя свободными, они намеренно совершают поступки против заповедей. Кстати, одно из самых больших заблуждений, которое грех сеет в человеке, — это ощущение того, что человек свободен делать все, что он хочет. На самом деле, конечно, это никакая не свобода, потому такое состояние «свободы», независимости от Творца, оборачивается для человека рабством, человек оказывается под властью греха.




Кроме сознательного противостояния Богу, которое порождает такие, скажем так, большие грехи, человек может совершать множество так называемых мелких грехов. И если в случае с большим грехом все очевидно, с ним легче начать борьбу и преодолеть его, он как большой камень, с одной стороны, тяжелее ощущается душой, но с другой — легче снимается с нее, то ситуация с множеством мелких грехов сложнее. Потому что множество мелких грехов и недостойных привычек — это такая тина души человеческой, что от нее очень трудно очиститься. И именно эта тина души человеческой порождает в человеке самооправдание, которое выражается в банальных, вроде даже обыденных по форме, но губительных по сути, формулировках: «да какой там мой грех» или «не согрешишь не покаешься», «да, я не святой», «посмотрите, что другие делают!».

- Да, тут раскаяния и не подразумевается. Наверное, именно это называется самоуспокоенной совестью?

- Совершенно верно. То есть противостояние Богу может быть очевидным, когда большой грех, как большой камень, и видно, где он лежит, и оно может быть не очевидным, выражаясь во множестве так называемых мелких грехов, которые по сути тоже противостояние человека Богу, но прикрытое благовидными одеждами.

- Владыка, а человек неизбежно грешит?

У человека есть стремление ко греху, и это стремление вызывает в нем то, что называется внутренней борьбой. Вот как эту борьбу описывает апостол Павел: «...не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. ...Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного...» (Рим. 7. 15—23). Причем надо помнить, что это происходит со всеми, вне зависимости от религиозности человека и того, понимает ли он, что покушается на заповеди.



Когда человек был изгнан из рая, он потерял и возможность созерцания Бога, и способность различать, где добро, а где зло. Теперь человеку требуется постоянное напоминание о добре. Причем напоминание и через моральные примеры, и через заповеди. Более того, надо понимать, что сам, своими силами человек уничтожить зло не может. Ему для этого необходима помощь Божья. А само зло попущено Богом до того времени, когда Господь, как сказано, на Страшном Суде не разделит пшеницу от плевелов. Не соберет тот урожай, в котором одни, как пшеница, будут собраны в житницу, а другие, как плевелы, будут сожжены.

Грех — это не просто разрыв с Богом, это еще и потеря основ в Боге. А как только человек теряет свою основу в Боге, к нему приходит болезнь. Как говорит апостол Павел, «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5. 12). То есть когда первородный грех вошел в природу человека, она изменилась, она стала не греховная, но поврежденная, и хотя у человека остались все дары Божьи, и в том числе дар выбора, сама его природа изменилась — человек стал подвержен соблазнам. Так грех вошел в природу чело­века, и у того появилась наследственная склонность ко греху. С одной стороны, человек по природе не сотворен Господом для того, чтобы творить зло, совершать грех, а с другой — мы видим, как грех превращается в способ жизни.



Так вот, исповедь — это то, что помогает человеку исцелиться, освободиться от болезни греха, и для такого исцеления нужен акт человеческой воли. Блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: «Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя»

- Да, но свойство греха таково, что он как бы ослепляет человека — тот чаще всего свой грех и не видит.

- Невозможно, потеряв основу в Боге, имея неправильные оценки этого мира, реально оценивать себя.

- Владыка, расскажу об очень распространенной ситуации. Каждый знает, что перед исповедью надо прочитать десять заповедей и понять, как ты грешишь против них. И вот тут-то начинается то, о чем Вы говорили выше: «Ну, я-то ничего особенного не делаю, никого я не убиваю, родителей чту и т. д., похоже, что у меня все нормально». Владыка, может быть, Вы, опираясь на свой опыт духовника, расскажете, как мы обычно грешим? Как мы обычно нарушаем заповеди?

- Начнем с первой, которая в русском переводе звучит так: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». (Исх. 20. 2-3). Мы все грешим против этой заповеди и несоблюдением постов, и тем, что сокращаем молитвенное правило, грешим суеверием и ненадеянием на помощь Бога, грешим, когда обращаемся за помощью ко всяким бабкам и т. д. Так происходит внутренне отлучение себя от Бога, от Церкви, и тогда, как говорит архимандрит Иоанн (Кре-стьянкин), благодать отступает от человека.

Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира». У апостола Павла есть такие слова: «Их бог — чрево», и те идолы, которым мы служим, — это не только обжорство, но и любостяжание (т.е. страсть к богатству), гордость, тщеславие, лицемерие, раболепие духу времени. Можно привести множество примеров, и, наверное, они будут правильными, но главное, понять принцип: если тебя кто-то или что-то удаляет от Бога и делает это с пронзительной силой, то это уже нарушение заповеди о несотворении кумира. И это удаление бывает через разные объекты — это и эстрадный исполнитель, или кинокумир, или какие-то идеологические конструкции корпорации. И вместо того, чтобы нести в себе образ Божий, подражая кумиру, мы начинаем нести в себе новый образ.

Он может быть даже привлекательным, но, по сути, он замещает настоящие ценности. Поэтому нарушение этой заповеди страшно тем, что в этом случае человек ме­няет саму основу жизни. И главное — нащупать нерв удаления от Бога, признаться себе, что ты удаляешься от Бога, а это самому человеку, без духовника, не всегда ясно.

Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20. 7).

- Владыка, а как человек грешит против этой заповеди? Где эта грань?

- Есть такое понятие, как празднословие. Как раз в посту, в молитве Ефрема Сирина мы постоянно повторяем: «Господь и Влады­ка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Празднословие — это и осуждение чего-то или кого-то, но вообще это понятие гораздо шире. Ведь мы празднословим и тогда, когда говорим, не вкладывая в слова, которые используем, никакого участия собственной души. Празднословие — это какая-то словесная суета, а суета всегда рождается из пустоты, которую пытаются чем-то заполнить. Но жизнь-то пустоты не терпит. «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7.21). То есть, не всякий демонстрирующий свое благочествие, войдет в Царствие Небесное, а войдет лишь «исполняющий волю Отца Моего Небесного».

- То есть, если человек говорит о Боге формально, не вкладывая в это чувства, в том числе чувство любви и страха Божьего, то это празднословие.

- Конечно. Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу» (Исх. 20. 8-10). Четвертая заповедь о том, чтобы в суете человек не забывал посвящать день Богу. И фактически это заповедь благодарения. Ведь, кроме наших прошений к Богу, бывают и наши благодарения, и мы должны учиться благодарить. Естественно, эта благодарность проявляется по-разному. А из неблагодарности рождается и корысть, и зависть. И все эти чувства разрушают природу человеческую, человек перестает чувствовать рядом с собой присутствие Бога.

Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою», и долголетен ты будешь на зем­ле (Исх. 20.12). В одной из бесед мы уже рассказывали об этой заповеди.

Шестая заповедь: «Не убивай» (Исх. 20.13). Эта заповедь затрагивает и случаи прерывания беременности, и любого лишения человека жизни, не связанного с самоза­щитой. «Не убивай» — казалось бы, большинство людей эта заповедь не касается, но ведь можно убить и словом, и невмешательством, и тем, что ты просто ничего не сделал, чтобы остановить зло.

- Владыка, а почему, по Иоанну Златоусту, мы должны исповедоваться и в том, что не сделали какое-то доброе дело, хотя могли?

- Как раз это понятно. Когда в церкви читается Евангелие о Страшном Суде, то звучат слова Господа, обращенные как раз к тем, кто внешне, может, и праведен, но ничего доброго не делает. Господь говорит таким: «...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу...: ибо алкал Я, а вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня... болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25. 41-43). Потому что, раз «вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25. 45).

Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй». Святой апостол Павел говорил: «...вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас... Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3. 16-17).

- Тут стандартный вопрос: а кому плохо оттого, что человек нарушает эту заповедь. И дальше идет аргументация и ссылки на потребности физиологии, тела и так далее.

- Дело тут не просто в физиологии, все гораздо сложнее. Для христианина тело — это храм души. И ясно, что если страдает те­ло, то, естественно, все отражается и на духе. Это можно образно сравнить с разрушенным храмом. И когда человек, подверженный греху блуда, сам себя разрушает, то это, в конце концов, не менее кощунственно. Причем разрушение тут и физическое, и духовное.

Восьмая заповедь: «Не кради» (Исх. 20.15). Я думаю, что каждый из нас в той или иной мере становился жертвой нарушения этой заповеди, равно как и следующей.

Девятая заповедь: «Не произноси на ближнего своего лжесвидетельства». Вот как рассказывал об этом грехе Иисус: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, ...кто же скажет брату своему: «рака» (то есть пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу), а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5. 21-22).

Соблюдая эту заповедь, человек защищает собственную душу, не допуская в нее соблазн осудить другого. Сейчас, к сожалению, мы очень часто встречаем нарушение этой заповеди, когда, например, используются грязные технологии в политике.

И десятая заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего...»(Исх. 20.17)

Эта заповедь против зависти, которая, как ржавчина, может разъедать не только человека, но и целые народы. Есть такая пословица, которая очень метко описывает греховное состояние зависти: «Не то плохо, что у меня корова пала, а плохо, что у соседа жива». Здесь точно подмечено разрушительное начало такого греха, как зависть, а уж сама она порождает многие другие грехи.

В человеке, даже невоцерковленном, отстраненном суетой сегодняшнего дня от Бога, все равно живет потребность в исповеди. Можно привести самый свежий пример, когда люди, пришедшие посмотреть фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», были настолько эмоционально потрясены что не зная куда деть эти свои эмоции, первым делом решили исповедоваться. И для многих это была вообще их первая исповедь.







Сейчас читают про: