В школьном возрасте в рамках формирования учебной деятельности (новой ориентации на обобщенные способы действия) у ребенка складывается рефлексивное отношение к различным ситуациям своей жизни. Становление рефлексии обеспечивает новый уровень психической саморегуляции ребенка. С одной стороны, рефлексия расширяет и углубляет ориентировочную часть его деятельности, что позволяет избежать целого ряда психологических защит, с другой стороны, она усиливает субъектный характер деятельности: ребенок начинает рассматривать себя как причину развития событий, что способствует актуализации мотивов личностного роста.
Рефлексия обнаруживается в особенностях самооценки и оценки качеств личности других людей, в умении принимать себя и других реалистично и терпимо.
В основе проективной методики «Выбор ролей» лежит механизм идентификации ребенком себя и знакомых сверстников с героями, действующими в условной, заданной ситуации. Многоплановость и корректность соотнесения предметного плана (в данном случае, фиксированные характеристики заявленных героев) с представлением о себе и других определяет меру рефлексивности оценочных суждений ребенка. Рефлексивный характер оценочной деятельности ребенка рассматривается как показатель интеллектуального и личностного новообразований младшего школьника.
|
|
На наш взгляд, ход выполнения предложенного задания, анализ оценочных суждений ребенка дают возможность обнаружить ряд его личностных особенностей, которые определяют психологические причины успешности или трудности решения многих жизненных ситуаций.
Возрастной диапазон использования предлагаемой методики в консультативной практике — младший школьный возраст. Показаниями к ее применению могут быть:
• трудности личностного становления младшего школьника (идентификация, самопринятие, внутриличностные конфликты, психологические защиты и др.);
• трудности возрастного развития ребенка в младшем школьном возрасте (несформированность средств оценки, децентриро-
ванной позиции, рефлексии как новообразования младшего школьника);
• межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении младшего школьника сверстниками.