Диагностическая направленность

В школьном возрасте в рамках формирования учебной деятельно­сти (новой ориентации на обобщенные способы действия) у ребен­ка складывается рефлексивное отношение к различным ситуациям своей жизни. Становление рефлексии обеспечивает новый уровень психической саморегуляции ребенка. С одной стороны, рефлексия расширяет и углубляет ориентировочную часть его деятельности, что позволяет избежать целого ряда психологических защит, с другой стороны, она усиливает субъектный характер деятельности: ребенок начинает рассматривать себя как причину развития событий, что способствует актуализации мотивов личностного роста.

Рефлексия обнаруживается в особенностях самооценки и оценки качеств личности других людей, в умении принимать себя и дру­гих реалистично и терпимо.

В основе проективной методики «Выбор ролей» лежит механизм идентификации ребенком себя и знакомых сверстников с героя­ми, действующими в условной, заданной ситуации. Многоплано­вость и корректность соотнесения предметного плана (в данном случае, фиксированные характеристики заявленных героев) с пред­ставлением о себе и других определяет меру рефлексивности оце­ночных суждений ребенка. Рефлексивный характер оценочной дея­тельности ребенка рассматривается как показатель интеллектуаль­ного и личностного новообразований младшего школьника.

На наш взгляд, ход выполнения предложенного задания, анализ оценочных суждений ребенка дают возможность обнаружить ряд его личностных особенностей, которые определяют психологические при­чины успешности или трудности решения многих жизненных ситуаций.

Возрастной диапазон использования предлагаемой методики в консультативной практике — младший школьный возраст. Пока­заниями к ее применению могут быть:

• трудности личностного становления младшего школьника (идентификация, самопринятие, внутриличностные конфликты, психологические защиты и др.);

• трудности возрастного развития ребенка в младшем школь­ном возрасте (несформированность средств оценки, децентриро-


ванной позиции, рефлексии как новообразования младшего школьника);

• межличностные конфликты, проявляющиеся в непонимании, отвержении младшего школьника сверстниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: