Семинарское занятие № 2

Тема: «Возникновение государства и правовые устои Древнего Египта и Вавилона».

ПЛАН

1. Общая характеристика периода разложения первобытнообщинного строя. Возникновение государства и права.

2. Общественный и государственный строй Древнего Египта.

3. Основные черты древнеегипетского права.

4. Законы Хаммурапи.

Основные понятия: первобытная демократия, совет старейшин, соседская община, ном, фараон, везир, джати, неджес, кенбет, талион, авилум, мушкенум, вардум, патеси-лугаль, ордалий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая история государства и права... - С. 4-17.

2. История государства и права зарубежных стран /Рабовладельческое и феодальное государство и право/. - С. 18-64.

3. История государства и права зарубежных стран... - С. 3-41.

4. Омельченко О.А. Указ. соч. – С. 27-47, 60-76.

5. Федоров К. Г. Указ. соч. - С. 49-79.

6. Черниловский 3. М. Указ. соч. - С. 9-58.

7. Всемирная история. В 10-ти т. (Гл. ред. Жуков Е. М.; Т. 1.-М: Госполитиздат, 1955; Т. 2 - М.: Госполитиздат, 1956; Т. З.-М: Госполитиздат, 1957; Т.4.-М.: Соцэкгиз, 1958; Т.5.-М.: Соцэкгиз, 1958 (Далее: Всемирная история). -Т.1. - С. 133-227, 261-309, 326-365, 560-588.

8. Государство в докапиталистических обществах Азии: Сб. статей.-М.: Наука, 1987. -333 с.

9. Жидков О. А. История государства и права Древнего Востока. - М.: Изд-во УДН, 1963. - 92 с.

10. Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки. - Харьков: Высш. шк. Изд-во при Харьковском университете, 1981. - С. 5-47.

11. Редер Д. Г. Законодательство в Древнем Египте// Культура Древнего Египта. - М.: Наука, 1976.- С. 276-289.

12. Хрестоматия по истории Древнего Востока. - М.: Изд-во вост. лит., 1963. - С. 189-210.

1. Раскрывая первый вопрос, необходимо отметить, что исторически первым типом государства и права было рабовладельческое, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя.

Первобытнообщинный способ производства характеризу­ется несколькими отличительными чертами:

1) низким уровнем развития производительных сил;

2) общественной собственностью на средства производ­ства;

3) коллективным трудом и потреблением продуктов.

Это общество не знало ни частной собственности, ни классовых различий, ни государства, ни права. Все это воз­никает постепенно, в ходе исторического развития. В исто­рии первобытного общества можно выделить следующие этапы;

1) дородовое общество первых людей;

2) родовой строй, который делится на 2 вида – патриархат и матриархат. Именно в патриархате происходит переход от присваивающего типа хозяйства (рыболовство, охота и т. п.) к производящему, появ­ляется первое крупное общественное разделение труда, т. е. отделение скотоводческих и земледельческих племен. К этому добавляется также парный брак и наследование по отцовской линии.

3) сельская община. На этом этапе происходит разложе­ние первобытнообщинного строя, т. е. развивается частная собственность на стада и природные ресурсы, появляется потребность в людях для надзора за стадами. Для этого начинают использовать взятых в плен людей во время межплемен­ных войн. Так возникает рабство.

Экономической основой появления рабства явилось повышение производительности труда в земледелии и ското­водстве, в результате чего стало возможным получать больше продуктов, накапливать их и обмениваться ими. Таким образом, из первого крупного общественного разделения труда возникает первое крупное разделение общества на господ и рабов.

Власть при родовом строе характеризуется господством первобытной демократии, при которой высшим органом об­щественной власти и высшим судебным органом было общее собрание. В его работе могли участвовать только мужчины, главы семейств, решавшие вопросы о предводителе племени, спорах, убийствах и т. п. Имелся также и совет старейшин, который пред­варительно обсуждал вопросы, выносимые на общее собрание. Право формировалось на обычаях рода.

Далее следует остановиться на последствиях второго крупного общественного разделения труда - возникновении ремесла как самостоятельной отрасли производства; появлении продуктов для обмена и самого товарообмена, а также денег и товарно-денежных отношений. В результате этого первобытнообщинный коллективизм стал тормозом общественных отношений, родовой строй распадается и ему на смену при­ходит, как указывалось выше, сельская (соседская) община. Необходимо дать характеристику ее основных черт.

Наконец, происходит третье крупное общественное раз­деление труда: с появлением товарообмена и товарно-денежных отношений возникает особый слой людей, которые занимались только обменом, - торговцев, купцов. И, таким образом, с равенством внутри первобытнообщинного общества было покончено. Суть происшедших в нем изменений можно свести к следующему:

1) уровень развития производительных сил значительно повысился;

2) общество перестало быть совокупностью равных индивидуумов, оно разделилось на имущих и неимущих, господ и рабов;

3) труд перестал быть обязательно коллективным, так же как и потребление продуктов труда;

4) появление соседской общины свидетельствует о том, что складываются территориальные связи, а не только кровнородственные, как это было раньше. То есть возникают предпосылки для образования государства.

Затем нужно указать на такие признаки государства, которые отличают его от управления при родовом строе. Для этого используйте рекомендованную литературу и материалы лекции по данной теме.

Вместе с государством возникло и право как специфическая форма регулирования общественных отношений в классовом обществе. В отличие от обычаев первобытнообщинного строя, выражающих интересы всех его граждан, правовые нормы в классовом обществе уже выражают интересы эко­номически и политически господствующих классов.

Здесь целесообразно остановиться на характеристике основных теорий, имеющихся в современной исторической науке и касающихся проблемы возникновения государства и права.

2. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда здесь возникли первые государственные образования, достоверно не известно, но уже к III тыс. до н. э. государство в Египте существовало.

Далее необходимо охарактеризовать географическое положение, без учета которого нельзя понять, почему именно там возникло первое классовое общество, а также дать периодизацию истории Древнего Египта, включая Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.

Раннее царство (ХХХ-ХХУШVIII вв. до н. э.). Египетское государство этого периода еще напоминает древний и достаточно примитивный племенной союз. Общины фактически владели землей на основе общинного землевладения, однако государственная власть считала себя верховным собственни­ком всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. Свободные крестьяне - общинники составляли основную массу населения.

Царь (фараон), хотя и был на самом верху общественной лестницы, еще не выделялся в окружении могущественных вельмож. Многочисленные войны, которые велись в период Раннего царства, поставляли пленников-рабов, использовавшихся в крупных хозяйствах. В этот период произошло покорение Нижнего Египта Верхним, и было образовано двуединое царство, однако это единство было непрочным и борьба между двумя частями государства продолжалась.,

Во главе государства стоял фараон, власть которого была неограниченной. Значение царской власти подчеркивалось полным обожествлением ее носителей. Рабовладельческая знать обладала важными должностями в самом царском хозяйстве. Шло формирование государственного аппарата.

Поскольку земледелие в Египте было невозможно без организации оросительного дела в Нильской долине, то она являлась одной из основных задач государства; в его руках находилось верховное руководство работ по орошению.

Египет распадался на области (номы), правление в которых осуществляли номархи. Постоянное войско только формировалось.

Древнее царство (ок. ХХУШVIII-ХХУV вв. до н. э.) Это было время образования в Египте первого централизованного сильного рабовладельческого государства.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой оставалась сельская община, однако внутри нее углубляется социальное расслоение. Разорившиеся общинники вовлекаются в хозяйство царей, храмов и вельмож и занимают промежуточное положение между свободными и рабами. Наверху общественной лестницы стояла крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями. В их руках находилась и политическая власть. Рабов в этот период было еще мало, хотя рабский рынок существовал.

Государственная власть оформляется в виде восточной деспотии. Ее отличительными чертами являются централизация управления, использование аристократического чиновничества и укрепление авторитета фараона при помощи религиозной идеологии, обожествления царя и его деяний.

Все важные дела в государстве: мероприятия по орошению, суд, назначение и пожалование, военные походы, государственное строительство и т. д. - все осуществлялось по приказам царя.

Первым лицом в государственном управлении после царя был верховный сановник - везир (древнеегипетское «джати»). Он направлял деятельность верховных судебных органов, ведал местным управлением, руководил всеми работами царя, в его ведении находились различные государственные хранилища.

Помимо везиря, источники называют главного казначея, начальника работ, который наблюдал за оросительной системой, сановника, управляющего «домом оружия» (комплектование и снабжение армии). Оформляется военное ведомство.

В этот период создаются и другие важнейшие ведомства государства: ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное. Древние общинные суды все больше вытесняются представителями царской юрисдикции. Высшая судебная инстанция - «шесть великих домов» - находится в столице.

В конце Древнего царства, воспользовавшись ослаблением центральной власти, усиливает свое значение номовая аристократия. Ее поддерживают широкие круги населения. В результате страна распадается на полунезависимые области. Наступает период Среднего царства (конец III тыс. - XVI в. до н. э.).

Необходимо проанализировать изменения, происшедшие в это время в общественном и государственном строе Египта. Обратите внимание на две важные черты общественных отношений:

1) значительный рост рабовладения в частных хозяйствах и изменение положения земледельцев;

2) расслоение сельских общин приводит к образованию слоя мелких собственников- неджесов (маленьких).

Ослабленный и раздираемый внутренними противоречи­ями Египет в конце Среднего царства был захвачен племенами гиксосов. С их поражения и изгнания начинается период Нового царства, который продолжался 500 лет (ХУ1VI-ХП вв. до н. э.). В результате войн территория Египта увеличивается, он становится огромной державой. Эти же войны способствовали развитию рабства, достигшего вершины своего развития. Рабами владели даже люди со скромным общественным положением: пастухи, ремесленники, садовники и т. п.

Особенностью общественных отношений в Новом царстве является возвышение жречества, которое освобождается от зависимости по отношению к центральной власти и пре­вращается в замкнутую наследственную касту.

Государственный строй характеризуется укреплением системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа:;

Верхний и Нижний Египет, которые в свою очередь делились на области (номы). Вся власть в округах и номах сосредоточивалась в руках царских чиновников. Города и крепости возглавляли начальники, также назначенные царем.

Завоевательная политика фараонов наложила особый отпечаток на всю систему государственного управления Егип­та, придав ему военный характер: возрастает роль воинских начальников в сфере хозяйственного управления. Основное ядро армии составляли профессиональные части, а для военных экспедиций за пределами страны набирали и ополченцев. Существовали полиция (явная и тайная), погранич­ная стража, служба охраны фараона и высших сановников (телохранители) и т.д.

Носителем высшей юрисдикции считался фараон, а везир сосредоточивал в своих руках верховный судебный надзор. В период Нового царства судебная власть осуществля­лась особыми коллегиями - кенбетами: центральной, состо­ящей из 30 членов, окружными, городскими. Помимо государственных судов, существовали суды храмовые.

Восточная деспотия, основные начала которой сформировались еще в Древнем царстве, в период Нового царства достигает наивысшего расцвета. Складывается теократическая деспотия, поскольку огромное влияние на государствен­ное управление оказывали жрецы.

В ХIIП-Х1I вв. до н.э. Новое царство приходит в упадок, вновь обострилась борьба между севером и югом, единая государственная власть стала номинальной. Упадок Нового царства продолжался до VШ в. до н. э.

Позднее царстве (VII-VI вв. до н. э.). В это время резче, чем прежде обозначилось деление общества на свободных и рабов. Росло обнищание широких слоев свободных, усиливается долговое рабство и самопродажа в рабство. Ухудшается положение ремесленников.

Привилегированным сословием, наряду с жречеством, становится воинское. Военную опору фараонов составляли иноземные наемники.

Костяк местной знати по-прежнему составляли номархи и городские правители; существовал огромный чиновничий аппарат. Особое место занимали египетские военачальники.

В VI в. до н. э. история самостоятельного древнеегипетского государства заканчивается: его территорию захватывают персы. Затем с 1УIV по I вв. до н. э. Египет находился в составе государства Птолемеев, а в 30 г. до н. э. он был завоеван Римом и составил одну из его провинций.

3. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Поскольку ни одна из кодификаций права Египта до нас не дошла, сведения о нем весьма краткие.

Право собственности. В Египте существовало несколько видов земельных владений. Были земли государственные, храмовые, частные и общинные. Ее собственники могли совершать различного рода сделки с землей (дарить, прода­вать, передавать по наследству). В деревне развитие частной собственности шло довольно медленно (под влиянием общи­ны). Однако источники показывают, что уже в период Древ­него царства общинные земли переходят из рук в руки.

Движимое имущество: рабы, рабочий скот, инвентарь намного раньше перешли в частные руки и были предметом различных сделок.

Обязательства. Древнеегипетское право знало ряд дого­воров, среди них: договор займа, договор найма, купли-про­дажи, аренды земли, поклажи, товарищества.

Используя рекомендованную литературу, охарактеризуйте особый порядок перехода земли из рук в руки, существовав­ший в Египте. Объясните, почему он касался именно земли.

Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены. Договор определял и правовой режим имущества, принесенного женой в виде приданого, оно оставалось собственностью жены, допуска­лась и передача жене всего имущества семьи. В Египте до­вольно долго существовали пережитки матриархата, что ска­зывалось на относительно высоком положении женщины в семье. С течением времени, по мере укрепления прав мужа, он становится главой семьи, и женщина, несмотря на то, что в целом ее положение достаточно высокое, утрачивает пре­жнее равенство с мужем. В Египте свободно для обеих сторон осуществлялся развод.

Египетское право знало наследование по закону и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить как муж, так и жена.

Уголовное право и процесс. Египетскому праву был известен довольно широкий круг деяний, признаваемых преступ­лениями. Наиболее тяжкими считались посягательства на государственный и общественный строй (измена, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн). Ответственность, наряду с непосредственным виновником, в таких случаях несли все члены семьи. Сурово наказывались преступления религиозного характера (убийство священных животных: кошки, совы; чародейство).

Среди преступлений против личности источники называют убийство, особенно осуждалось и наказывалось отцеубий­ство. Тяжким преступлением считалось отступление от установленных правил лечебного искусства в случае смерти больного.

Среди имущественных преступлений источники указывают кражу, обмеривание, обвешивание. К преступлениям против чести и достоинства относились прелюбодеяния, изнасилование.

Обратите внимание на то, что целью наказания являлось устрашение, поэтому наказания были весьма суровыми. Очень распространена была смертная казнь, разделявшаяся на простую (повешение, отсечение головы) и квалифицированную (распятие, сожжение, погребение заживо и т. п.). Кроме того, применялись членовредительские наказания: отрезание носа, ушей; избиение палками, заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.

Процесс по уголовным и гражданским делам осуществлялся одинаково и начинался по жалобе потерпевшего. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы. Применялись пытки. Делопроизводство носило письменный характер.

4. Еще в 1УIV тысячелетии до н. э. в южной части Двуречья, между реками Тигр и Евфрат начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ.

Первые города-государства стали возникать здесь в конце 1УIV – начале ШIII тыс. до н.э. на месте постоянных поселений земледельцев. В отличие от Египта эта область не была изолирована естественными преградами от соседних стран. Вследствие этого Двуречье неоднократно подвергалось вторжению различных народов. Древнейшим населением Южного Двуречья были шумеры, а в IIIШ тыс. до н. э. на севере страны появились племена семитов.

Рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствовал укреплению городов, росту их населения. Во второй трети ШIII тыс. до н.э. в городах-государствах Урук, Ур, Лагаш и др. население достигало нескольких тысяч человек. Во многих крупных хозяйствах родовой аристократии все шире применялся труд рабов (вардум).

Первоначальным собственником земли, как основного средства производства, являлась община, а в Ш тыс. до н. э. складывается и царско-храмовое хозяйство за счет отделения храмовых земель от общинных. Земли храмов обрабатываются различными категориями зависимого населения, рабами. Крестьяне-общинники уплачивают ренту – налог в храмовую казну, выполняют различные общественные работы (строительство дорог, ирригационных сооружений и т.п.).

Господствовавшая верхушка общества состояла из правителей государств, их семей, родоплеменной и храмовой знати, а также из лиц, занятых управлением царско-храмовым хозяйством.

Во главе каждого города-государства находился правитель с титулом «энси» (патеси) или «лугаль», т.е. хозяин, избираемый и смещаемый либо собранием всех свободных общинников, либо советом старейшин. Правитель отвечал за поддержание общинного культа, организовывал строительство храмов, общественных сооружений, ирригационной системы, осуществлял функции военного предводителя. Его власть ограничивалась народным собранием и советом старейшин, которые осуществляли общий контроль за деятельностью правителей, а также судебные функции и управляли общинным имуществом.

В течение всего IIIШ тысячелетия до н.э. проходили многочисленные войны, которые приводили к временному господству того или иного города-государства (вначале Лагаша, затем Аккада и т.д.). Наконец, в конце ШIII тыс. до н. э. начинается возвышение нового центра – аккадского города Вавилона (от аккадского «babilon» – врата бога). В начале ПII тыс до н.э. Вавилон становится столицей нового государства, которое достигает своего расцвета в правление царя («патеси-лугаля») Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). В результате захвата обширных территорий возникло могучее древневавилонское государство, просуществовавшее до конца ХVI в. до н. э., когда оно было завоевано чужеземными племенами. В конце VII в. до н. э. происходит новое, но временное возвышение Вавилона (т.н. Нововавилонское царство). Царь новой династии Навуходоносор (VI в. до н.э.) проводит ряд успешных завоевательных походов, восстанавливает старые административные традиции Вавилонского царства, ведет широкое строительство (в т.ч. библейскую Вавилонскую башню). Но в 539 г. до н.э. Двуречье завоевали персы, что положило конец государственности Вавилона.

В период наивысшего могущества Древневавилонского государства, при царе Хаммурапи, был составлен важнейший памятник древневосточного права – законы Хаммурапи (ок. 1750 г. до н. э.). Содержание сборника свидетельствует об определенных традициях, сложившихся в правотворчестве древней Месопотамии. Ряд положений заимствован из известного нам законодательства более раннего периода (древнешумерские законы, законы Эшнуны и т.п.). В законах Хаммурапи не было еще разбивки правовых предписаний на отдельные статьи, но для удобства пользования сборником его первые переводчики разделили текст на 282 статьи.

Текст, распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным за­ключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. Среди основных вопросов, отраженных в Законах, выделяются; судопроизводство (ст. 1-5), наказание за кражу (ст. 6-13), случаи грабежа (ст. 21-25), долговое право (ст. 112-126), се­мейное право (ст. 127-195), преступления и наказания (ст. 196-282) и др.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. В отличие от других восточных кодификаций они не содержат религиозного и морализующего элемента.

Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный нам писаный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Вместе с тем Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

Значительное место в тексте Законов Хаммурапи отведено регулированию имущественных отношений. В тексте упоминаются такие виды земельной собственности, как царская, храмовая, общинная и частная. Царские и храмовые земли обрабатывались различными категориями зависимого люда, сдавались в аренду, передавались за службу.

Общинная земля находилась как в коллективном владении (выгоны для скота, луга и пр.), так и во владении частносемейном. Свободный общинник-крестьянин обладал широкими правами на свой земельный участок, которые были близки к правам собственника. Он мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок как особую недвижимую собственность.

Полноправие вавилонянина было прямо связано с земельным наделом. Вполне полноправной личностью считался самостоятельный мужчина-хозяин, глава патриархального семейства, которого называли «авилум» (в переводе – человек, сын мужа). Другую категорию в целом полноправных и свободных людей составляли мушкенум (от «падающий ниц», т.е. поступивший в услужение); они были владельцами участков земли, переданных им на определенных условиях из царского (государственного) фонда.

Законы Хаммурапи лучше защищают личность и права авилум, однако земельная собственность мушкенум охранялась в ряду храмовой и дворцовой; они платили только треть той суммы, что полагалась полноправным общинникам в случае развода с женой. Особая защита имущественных прав мушкенум вполне объяснима, ибо не исключено, что и рабы и скот, находившиеся в их владении, могли быть собственностью арендодателя, т.е. государства или храма.

Рабы в Вавилоне были таким же объектом собственности, как и другое имущество – скот, орудия труда и т.д. Хозяин мог распоряжаться своими рабами: продавать их, дарить, передавать по наследству. Кража и даже укрывательство чужих рабов карались смертной казнью. Беглого раба надлежало вернуть собственнику.

Широкое распространение в вавилонском обществе в связи с развитием товарно-денежных отношений получило обязательственное право. Причем субъектом в сделках и обязательствах могли выступать только полноправные хозяева (мужчины или женщины); сделка с неправоспособным лицом, находившимся в рабской или патриархальной зависимости, расценивалась не только как недействительная, но и как злонамеренное действие сродни воровству. Двусторонняя сделка должна была оформляться договором, либо заключаться при свидетелях.

Сделки, как правило, порождали двусторонние обязательства. Так, при купле-продаже продавец должен был гарантировать, что является полноправным хозяином вещи. Для договоров денежного займа устанавливался предельный размер процентов – 20% в серебре или 33,5% в пересчете на хлеб. Договор найма жилья следовало точно соблюдать по сроку: если хозяин выгонял жильца до истечения договора, он терял всю сумму оплаты. Для договора личного найма, особенно специалистов-корабельщиков, врачей, ремесленников, в законах устанавливались точные нормы оплаты труда. Распространенным был договор самозаклада, по которому в обмен на заем хлебом или деньгами заимодавец получал члена семьи или раба должника; такая сделка только ограничивалась тремя годами работы.

Особое внимание уделялось договору аренды земельных участков. Как правило, договор аренды заключался на один-два года. Арендатор должен был платить арендную плату или в фиксированном заранее размере, или в виде определенной части будущего урожая (до 2/3). Он обязывался также вернуть землю в обработанном, распаханном виде.

Другими видами договоров, упомянутых в Законах, были договоры мены, хранения, товарищества и пр. В целом, развитие торговых отношений и ростовщичества в Вавилоне определило весьма высокий уровень регулирования коммерческих операций, весьма неожиданный для такой ранней эпохи.

Обязательство могло возникнуть не только по причине соглашения, сделки, но и вследствие допущенного нарушения прав другого лица, причинения ему материального ущерба. В зависимости от условий оценки ущерба законы предписывали компенсацию в соотношении с покупкой ценой испорченной вещи либо по установленной таксе. Случайно причиненный ущерб не возмещался. Но если нарушитель еще и проявил непредусмотрительность (например, соседи предупреждали, что его бык чрезмерно бодлив), то требуемое возмещение значительно возрастало.

Значительная часть статей законов Хаммурапи (около 70) регулировала брачно-семейные отношения. Для Вавилона была характерна патриархальная семья, глава которой рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи.

Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. При этом жених уплачивал своему будущему тестю выкупную плату, которая в какой-то мере компенсировала семье невесты потерю рабочих рук. Отец давал дочери приданое, которое поступало в распоряжение мужа, но имело особый правовой режим. В ряде случаев после смерти жены оно должно было быть возвращено в ее семью или передано детям.

Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжелая болезнь. Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа. Развод допускался по инициативе и мужа и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое. Законы устанавливали три законных основания к разводу для жены: прелюбодеяние мужа, оставление им дома и места проживания на длительный срок и неосновательное обвинение супруги в неверности.

Для мужа юридических препятствий к разводу не существовало. Более того, если жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа», то никакой разводной платы не следовало. При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом законы предписывали «бросить ее в воду».

По общему правилу, брак был моногамным. Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия, мужу разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех одновременно); при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.

Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отец давал разрешение на брак дочери, имел право по собственной воле выбирать жену для сына, а также изгнать его из семьи и лишить наследства в случае «тяжкого греха» в отношении родителя.

Имущество поровну наследовали сыновья, дочери при этом получали свою наследственную долю в виде приданого. Наследство женщин получали только их дети, а потомки рабынь, усыновленные отцом, принимали равное участие в дележе наследства. Жена после смерти мужа получала свое приданое, а также особую вдовью долю или же равную с сыновьями наследственную долю.

В древнем Вавилоне появились и зачатки завещательного права. Так, отцу разрешалось дарить одному из своих сыновей поле, сад или дом (путем составления письменного документа с печатью), которые после смерти отца не входили в состав имущества, подлежащего разделу.

Уголовное право по Законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: 1) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; 2) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к авилуму.

К нарушениям установленного порядка относились:

1) преступления против праведного поведения (лжесвидетельство, бездоказательное обвинение по адресу другого и пр.);

2) преступления против семейного долга, совершенные подвластными (убийство мужа, прелюбодеяние жены, нарушение сыновнего или дочернего долга и т.п.);

3) кража разных видов, в первую очередь воровство храмового или царского имущества, а также кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством.

Эти преступления считались наиболее тяжкими. К менее тяжким относились членовредительство и нарушения профессиональных обязанностей (плохо проведенная врачом операция глаза, некачественно построенный дом, который, обвалившись, погубил человека и т.д.). В квалификации преступлений весьма значителен был элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом.

Вместе с тем, в Законах отсутствуют статьи, где говорилось бы о лицах, совершивших преступления против царской власти, религии, жреческой и государственной верхушки. По-видимому, такие преступления считались настолько тяжкими, что законодатель не счел необходимым упоминать о них, поскольку мера наказания (как правило, смертная казнь) была общеизвестна. Выдача таких преступников царским властям являлась обязательной.

Говоря о системе наказаний по Законам Хаммурапи, следует отметить, что в основе уголовно-правовых санкций лежит идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и поэтому оно должно быть «равным» преступлению («око за око, зуб за зуб»).

В условиях первобытного общества талион был наиболее логическим способом ограничения наказания: не больше того, что сделано тебе. Оно питалось понятным стремлением ос­лабить врага настолько, насколько он ослабил тебя, твой род, твое племя.

С переходом к классовому обществу и государству идея справедливого возмездия, лежавшая в основе талиона, теряет свой прежний «общечеловеческий» характер. Непременным условием равного возмездия становится социальное равенст­во сторон: не может быть талиона там, где сторонами явля­ются представитель господствующего класса и эксплуатиру­емый. Выделяются два вида талиона: 1) материальный, при котором наказанию подвергался тот орган, которым совершалось преступление (например, вору отрезали руку); 2) символический. Он применялся тогда, когда использование при­нципа «равным за равное» в точном значении было невозможно. В таких случаях прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо; врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д.

Талион так же древен, как и кровная месть, но сохраняется он дольше. Законы Хаммурапи не знают кровной мести, она вытеснена штрафом, величина которого зависела как от тяжести преступления, так и от социального положения сторон.

Основными видами наказания являются смертная казнь (упоминается в 30 случаях) в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания; штрафы, изгнание.

Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве доказательств фигурируют главным образом свидетельские показания. В затруднительных случаях прибегали к клятве перед статуями богов, а также ордалию («божьему суду»), т. е. определенному испытанию - огнем, водой и др. - с помощью которого якобы устанавливалась судебная истина.

Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф и лишался своего места, без права судить кого-либо. Высшей судебной инстанцией был царь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: