Функции права: социологический аспект

Функции права – это обусловленные его социальным назначением направления воздействия права на общественные отношения. В советский период в правовой науке все богатство функций права сводилось к изучению регулятивного и охранительного воздействия права на общественные отношения. Более того, данные функции рассматриваются только в связи с государством. В современной социологии права существует множество позиций по вопросу о функциях права. Так, Парсонс утверждал, что первичная функция права имеет интегративный характер и направлена на сокращение числа элементов возможных конфликтов. Кроме того, право направлено на улучшение функционирования механизма общественных контактов.

Карл Ллевеллин рассматривает право как систему, выполняющую такие фундаментальные функции, как разрешение споров, определение процедур принятия решений, укрепление власти, превентивное воздействие права на поведение и некоторые другие.

Владимир Кудрявцев и Владимир Коземерчук выделяют такие функции, как интегративная, коммуникативная, регулятивная и охранительная. Коммуникативная функция проявляется в том, что через право, через норматив-ные предписания государство доводит до сведения заинтересованных субъектов свое мнение о желаемом и должном их поведении. Интегративная функция проявляется в том, что право связывает индивидов, социальные группы и направлена на объединение различных социальных институтов и систем. Регулятивная функция заключается в том, что право наделяет субъектов определенными правами и обязанностями. Кроме того, устанавливаются дозволения, запреты, предписания. Охранительное воздействие права связано с предотвращением правонарушений. Эту функцию право выполняет не только путем установления соответствующих запретов, но и установление неблагоприятных последствий для нарушителей этих запретов.

Известная российская ученая Валентина Лапаева выделяет следующие функции права:

- функцию социального контроля

- интегративную функцию – право обеспечивает социальное единство общества, унифицируя существующие в нем различия

- функцию социализации – суть состоит в том, что право способствует включению индивидов и групп в единую систему социальной организации.

Существуют и иные подходы к выделению функций права в социолого-правовой науке.

33.Социология правотворческой деятельности.

Правотворческий процесс, как деятельность компетентных органов, связанная с созданием правовых предпи-саний. имеет свои социальные корни и основания. Выделяют три группы факторов, влияющих на правотворче-ство:

1) Социальные процессы и явления, вызывающие потребность в правовом регулировании.

2) Явления, влияющие на развитие правотворческого процесса и его механизм.

3) Отношение к правотворческой деятельности должностных лиц и населения, которым нормативные положения адресованы.

В 70-е годы 20 века в СССР были проведены масштабные социологические исследования в сфере законотворче-ства. В результате были выявлены социальные факторы, влияющие на законотворческий процесс и, в конечном счете, на содержание нормативных предписаний. Были выделены такие социальные факторы, как экономиче-ский, экологический, географический и демографический. Такие факторы были названы объективными, то есть не зависящими от воли человека.

Кроме объективных факторов были выделены также политический, социокультурный и психологический фактор. Однако исследователи не смогли однозначно отнести данный круг социальных факторов к объективным или субъективным.

Существенное значение в приятии правотворческих решений играет субъективный фактор. Под ним понимают характеристики тех, кто участвует в процессе подготовки и принятия законов, других нпа. Речь идет о таких качествах, как компетентность и принципиальность, ответственность и порядочность, знание отечественного и зарубежного опыта, мировоззрение и политические пристрастия и некоторые другие. Известный французский исследователь Жан Карбонье в работе «Юридическая социология» выделяет два вида прикладной социологии законодательства:

1) Исследования, изучающие механизм законодательной деятельности.

2) Исследования, объектом которых является само содержание закона.

Отдельной социологической проблемой, нуждающейся в исследовании, выступает принятие законов путем референдума. Дело в том, что всенародное голосование, по мнению некоторых ученых, позволяет более точно отразить общественное мнение, расширяет социальную базу законотворчества. Кроме того, законодатель должен знать общественное мнение, которое выступает своеобразным индикатором социальных интересов, социальных потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: