Оценка поставщика

По результатам работы с поставщиками проводится оценка деятельности по уже заключенным договорам.

Для этого используются различные методы:

- балльно-рейтинговая оценка;

- метод расстановки приоритетов;

- затратно- коэффициентный, или метод оценки затрат;

- метод доминирующих характеристик.

Рассмотрим эти методы подробнее.

Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод балльно-рейтинговых оценок.

Прежде всего, выбираются основные критерии оценки поставщика.

Далее работниками службы закупок устанавливается их значимость экспертным путем (таблица 1).

Таблица 1 – Пример расчета рейтинга поставщика (Источник: А.М. Гаджинский)

Критерий выбора Удельный вес критерия Оценка значения критерия по 10- бальной шкале у данного поставщика Произведение удельного веса критерия на оценку
1. Надежность поставки 0,30   2,1
2. Цена 0,25   1,5
3. Качество товара 0,15   1,2
4. Условия платежа 0,15   0,6
5. Возможность внеплановых поставок 0,10   0,7
6. Финансовое состояние поставщика 0,05   0,2
ИТОГО: 1,00 Х 6,3

Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Этот метод можно использовать и на предыдущем этапе. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

По методу категорий приемлемости (предпочтений) оценка поставщика зависит от информации, стекающейся из различных подразделений предприятия:

- инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве;

- диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов;

- производственные отделы предоставляют информацию о простоте и удобстве использования материальных ресурсов в производственном процессе.

Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для организации, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Метод оценки затрат (метод миссий, затратно-коэффициентный) заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений. Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

Пример перечня логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

- маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;

- издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);

- издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков.

- затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);

- затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;

- транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;

- затраты на страхование логистических рисков и др.

Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии).

Этот параметр может быть:

- наиболее низкой ценой;

- наилучшим качеством;

- графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п.

Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.

Майкл Р. Линдерс и Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками организации - покупателя, которая включает:

- оценку личных контактов между поставщиком и работниками тех или иных отделов;

- информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации и др.

Сегодня в небольших организациях почти вся оценка имеющихся источников снабжения осуществляется неформальным образом. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.

После того как выбран конкретный метод, на основе утвержденных критериев оценки осуществляется аттестация поставщика.

Вариант критериев для оценки поставщика:

- надежность (опыт работы с поставщиком, финансовое состояние, наличие рекомендаций);

- гарантия качества (отзывы по качеству продукции, наличие сертификатов качества);

- качество сервиса.

Схема оценки и выбора поставщиков отражена на рисунке 4.

 
 

 

Рисунок 4 – Оценка и выбор поставщиков

Обычно предприятия затрачивают относительно мало времени на поиск поставщиков, если:

- оно покупает дешевые материалы;

- имеет только одного реально доступного поставщика;

- уже действует соглашение с поставщиком, работа которого предприятие устраивает;

- нет времени для проведения расширенных переговоров и пр.

В целом, работа по оценке и выбору поставщиков обеспечивает предприятию:

- четкое определение качества поставок;

- исключение (или минимизацию) количества конфликтных ситуаций, связанных с качеством продукции и несовершенством схемы приемки;

- основу доверительных отношений между поставщиком и предприятием;

- информационный обмен относительно качества поставок;

- основу для компенсации потерь предприятия из-за поставок некачественной продукции;

- оптимизацию затрат на приемку и сокращение затрат потребителя продукции;

- осуществление планомерной работы между поставщиком и предприятием по повышению качества поставок без принуждения.

После того как определен поставщик, необходимо проработать формы и методы, которыми будут совершаться закупки.

Существуют следующие основные формы снабжения сырьем и материалами:

1) складская (поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы);

2) транзитная (продукция поставляется непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей);

3) поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.

Основными методами закупок являются:

1) оптовые закупки (одна большая партия за один раз);

2) регулярные закупки материалов (покупатель заказывает необходимое количество материалов, которые поставляются ему мелкими партиями в течение определенного периода);

3) ежедневные (ежемесячные) закупки (используется при закупках дешевых и быстро используемых материалов);

4) получение материала по мере необходимости;

5) единичные закупки (материал заказывается в том случае, если он требуется и вывозится со складов поставщиков в случаях, когда невозможно получать материал по мере необходимости);

6) встречные закупки (закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями);

7) лизинг (например, складского оборудования);

8) новая закупка (ситуация осуществления закупки предприятием, при которой покупатель совершает покупку данной продукции впервые, что может потребовать проведения серьезных исследований);

9) обычная повторная закупка;

10) измененная повторная закупка (ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, что требует проведения небольших исследований).

Одним из завершающих этапов снабжения является оформление заказа на поставку материалов (продукции и пр.).

Документально заказ оформляется посредством заключения контракта между поставщиком и потребителем материала (продукции).

Основные элементы контракта:

- предложение и принятие предложения (контракт составляется в случае, если одна сторона предлагает какую-то партию товаров по назначенной цене, а другая сторона принимает это предложение);

- финансовые условия (контракт становится контрактом в юридическом смысле только тогда, когда в нем оговорены финансовые условия);

- право заключать контракты (такое право имеют только определенные должностные лица (директор, генеральный директор), уполномоченные предприятием и действующие от его имени);

- законность (контракт обязан быть законным, т.е. всецело отвечать юридическим нормам страны).

Структура контракта предусматривает определение предмета контракта, указание качества и количества товара, сумму контракта, порядок поставки и приемки товара, ответственности сторон порядок разрешения споров.

Размеры заказов и продолжительность периода, в течение которого эти заказы выполняются, контролируются отделом материально-технического снабжения. При этом возможна корректировка графиков поставки материалов и соответствующие уточнения графиков выпуска продукции.

Получение заказанных материалов в точном соответствии с условиями контракта – необходимый признак завершения сделки.

Важное значение имеет приемка продукции, в процессе которой необходимо удостовериться, что поставлен материал:

- нужного качества;

- в нужном количестве;

- в обусловленное время;

- за оговоренную цену.

4. Оценка эффективности закупочных операций

При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценивать работу службы снабжения организации.

Принимается во внимание:

- выполнение плана закупок по объемным и качественным показателям;

- соблюдение бюджета предприятия;

- объем сэкономленных средств и др.

Проследив, таким образом, всю деятельность отдела закупок, можно судить об эффективности работы отдела, а также определить имеющиеся проблемные моменты.

Три группы показателей, по которым осуществляется контроль деятельности закупочного отдела:

1) время;

2) цены;

3) надежность поставщиков.

Контроль фактора времени подразумевает анализ следующих показателей:

- доля задержанных заказов;

- доля случаев, когда просрочки доставки вызвали ощутимое отсутствие материальных ресурсов/готовой продукции на складе;

- число случаев остановки производства в результате просрочки и т.п.

Фактор «цена» подразумевает:

- анализ цен, уплаченных при закупках продукции;

- их сравнение с ранее намеченных ценами;

- попытки минимизировать отклонения от бюджета закупок.

Надежность поставщика подразумевает исследование следующих показателей:

- доля просроченных доставок и отказов поставки;

- доля поставок, не соответствующих договорам по качеству продукции;

- доля заказов, доставленных вопреки договоренности не единой партией;

- качество услуг различных перевозчиков, измеренное временем в пути и числом поврежденных грузов и т.п.

Логистическому менеджменту организации следует уделять внимание сокращению общих затрат, связанных с процессом закупки, поскольку затраты на управление закупками по различным отраслям составляют от 40 до 60% в структуре себестоимости производства готовой продукции развитых стран.

Наибольший удельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают:

- собственно цена материальных ресурсов;

- затраты на транспортировку;

- управление запасами материальных ресурсов (складирование, грузопереработка, хранение и пр.).

По оценкам американских специалистов, для увеличения прибыли компании на 100%:

- объем продаж должен возрасти на 100%;

- цена товаров – возрасти на 15%;

- заработная плата и оклады – снизится на 25%;

- накладные расходы – снизиться на 33%;

- затраты на закупки – снизиться на 8,5%.

Таким образом, на каждый процент снижения затрат на закупки приходится 12% роста прибыли – лучший результат.

В самом общем случае, критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия.

Прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия, но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия. Поэтому выделить вклад логистики, и конкретно – логистики снабжения, в общую сумму прибыли очень трудно.

Поэтому в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат:

, (1)

где ИПиздержки производства;

ИОБ – издержки обращения.

Эффективность логистики снабжения (в общем случае – всего логистического процесса) может быть определена по формуле:

, (2)

где R – норма прибыли в данной области логистики;

В – выручка предприятия;

ЗС – затраты на процессы снабжения.

Для роста нормы прибыли организация должна стремиться уменьшать затраты, связанные с МТО.

Комплекс мероприятий по сокращению затрат на закупки:

- нормирование расхода материальных ресурсов для производственных подразделений предприятия;

- устранение потерь от брака (политика «ноль дефектов) в производстве и потерь материальных ресурсов при доставке от поставщиков;

- максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных материальных ресурсов;

- исключение, по возможности, промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке от поставщиков;

- доставка материальных ресурсов от поставщиков как можно большими партиями с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;

- минимизация уровней запасов во всех звеньях складской системы.

Рассмотрим более подробно последнее мероприятие по сокращению затрат на закупки.

Минимизировать уровень запасов можно на основе системы поставок «Точно в срок» (JIT).

Система поставки «Точно в срок» – это система необходимых товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в нужное время и в требуемом количестве.

Традиционная схема снабжения предусматривала поставку в несколько этапов:

1) поставщик;

2) выходной контроль поставщика;

3) экспедиционный склад;

4) склад входного контроля;

5) основное хранилище;

6) подготовка к потреблению;

7) производственное потребление.

В системе JIT этапов значительно меньше:

1) поставщик;

2) выходной контроль поставщика;

3) производственное потребление.

Таким образом, контроль качества у потребителя системой JIT не предусмотрен. Следовательно, эту функцию должен взять на себя поставщик. В этих условиях наличие некачественных изделий в поставляемой партии недопустимо. Отношения между поставщиком и покупателем, позволяющие применить систему JIT, должны носить характер длительной хозяйственной связи и строиться на долгосрочных контрактах.

Применение системы JIT позволяет резко сократить запасы, как производственные, так и товарные, сократить потребности в складских мощностях, персонале.

Проблемы внедрения системы JIT на отечественных предприятиях:

1) требования потребителя к качеству (приводят к увеличению затрат поставщика и могут восприниматься последним как завышенные);

2) сокращение степени диверсификации (что увеличивает уровень коммерческого риска от ориентации на одного контрагента);

3) удаленность потребителя (может сделать частые поставки небольших партий невыгодными для поставщика);

4) расписание поставок на предприятие, используемое в системах JIT (должно позволять получать товары по мере надобности, тогда как для поставщика более приемлемо расписание, характеризующееся стабильностью поставок по размеру и во времени);

5) размер партии и периодичность поставок (отличие в оценках поставщика и потребителя экономически целесообразных для них размера партий и периодичности поставки).





Подборка статей по вашей теме: