Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Кризис 7 лет. Проблемы социальной готовности к школе




Кризис семи лет связан с проявлением нового, центрального для личности системного образования, который обозначается термином внутренняя позиция. Ребенок на рубеже 7-8 лет начинает воспринимать и переживать себя в качестве «социального индивида», и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации развития, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющую обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу.

В настоящее время существует мнение, что готовность к школе является сложным образованием. Оно включает функциональную и умственную и личностную готовность. 1-ый показатель психологической готовности к школе – функциональная готовность - такой уровень морфологического и функционального развития, при котором требования систематического обучения, различного рода интеллектуальные и физические нагрузки не будут обременительными для ребенка. 2-ой показатель – готовность к школе в области умственного развития. Умственное развитие представляет собой единство интеллектуальных и перцептивных сфер. Наиболее значимыми, с точки зрения интеллектуального развития будущего школьника, являются дифференцированное восприятие, развитие наглядно-образного мышления, умение упорядоченно ориентироваться в мире, развитие произвольного внимания, произвольной и непроизвольной памяти.

Личностная готовность представляет по своей сути способность индивида соотносить собственное поведение, деятельность, успехи и неудачи с социальными нормами и правилами, многообразными оценками окружения; умение действовать во все более расширяющейся системе общественных отношений. Первостепенное значение при этом приобретает способности индивида интегрировать нормы и ценности, оценки окружающих, соотносить их со своей личностью. Личностная готовность включает в себя отношения к другим людям (взрослым, сверстникам) отношение к школе (желание или нежелание учиться), познавательные интересы или мотивы поведения.

Общение.В 1-ой половине дошк. возраста у ребенка развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Она протекает в форме совместно-познавательной деятельности. Мотив общения – познавательный. Дети задают много вопросов. Общение носит внеситуативный характер.

К концу дошк. возраста у детей появляется в общении внеситуативно-личностная форма, кот. побуждается личностным мотивом. Взрослый дл реб-ка – конкретное соц. лицо, член общества. Поэтому реб-к отражает не только ту сторону, кот-ой взрослый прямо повернут к нему в данной ситуации (кормит, лечит, учит), но и обсуждает такие детали жизни взрослого, кот. реб-ка не касаются.




Общение со сверстниками возникает и развивается в тесной связи общения реб-ка и взрослого и испытывает влияние последнего. В ходе общения со сверстниками самооценка и самосознание достигается иначе, чем в общ-нии со взрослым.

1. Реб-к сам разворачивает активность, направленную на ознакомление.

2. Обнаруживает эмоц. отн-ние к воздействиям, которые оказывает на него партнер.

3. Стремится показать себя в способности и умении, позволяет ознакомиться с собой.

4. Проявляет чувствительность к тому, как относится к нему партнер, аффективно реагируя на отн-ние последнего.

Вывод (Лисина): потребность в общении со сверстниками так же, как и с взрослым, является стремлением детей к познанию и оценке партнера и к самооценке и самопознанию через другого ребенка и с его помощью.

Новообразования: иерархия мотивов, начало нравственного развития, начало нравственного сознания.

Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Когда ребенок приходит в школу, у него происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, у него появляются новые, связанные со школой обязанности.

Меняется и социальная ситуация развития, теперь она называется «ребенок – учитель», под чем подразумевается «ребенок – общество» (т.к. в учителе воплощены требования общества, правила и нормы поведения). В школе существует закон, равный для всех, гарантом и воплощением этого закона является учитель, и учителя ребенок должен слушать. Отношения «ребенок – учитель» пронизывает все сферы жизни ребенка. Оно определяет и отношения «ребенок – родители» и «ребенок – сверстники». Дегель: «приведение ребенка в школу означает приведение его к общественной норме». Новая социальная ситуация развития ужесточает условия жизни ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного, от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно значимой деятельности: он обязан учиться.



Эта социальная ситуация развития требует особой деятельности. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Эти предметы теоретичны, абстрактны, с которыми надо научиться действовать.

Личность развивается так же под влиянием учебной деятельности: ребенок постепенно подчиняется все большему количеству обязательных истин, происходит развитие произвольности, соотношение себя реального и себя идеального. Интенсивно развивается рефлексия на себя и самосознание, структура которого укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Заново перестраивается мотивационно-потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. У ребенка развивается притязание на признание со стороны взрослых. Притязание на признание среди близких среди близких, сверстников и учителей побуждает ребенка к развитию произвольности, усидчивости, целеустремленности, навыков самоконтроля и самооценки. Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан, у него пробуждается чувство гордости или стыда. Развиваются нормы поведения, нравственное поведение, развитие потребности следовать положительному эталону поведения и происходит и усвоение обязанностей. Развивается ответственность, т.е. способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям и нормам, ответственность побуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. В школе происходит перестройка всей системы отношений ребенка к людям, здесь осуществляется социогенез высших форм поведения, т.к. для ребенка в учителе воплощаются требования общества.

Младшие школьники постепенно овладевают своим поведением, начиная уже более сдержано выражать свои эмоции. Появляются новые оттенки в выражении чувств – ирония, насмешка, сомнение. Развивается эмоционально-ценностоное отношение к окружающему, развитие глубины и сложности чувств, развитие высших чувств (эстетических, эмпатии, сочувствия, сопереживания, товарищеские, социальные). В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает и понимает нравственный принцип, по которому следует действовать, но вместе с тем, его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим.






Дата добавления: 2015-06-16; просмотров: 553; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8909 - | 7211 - или читать все...

Читайте также:

 

18.204.48.40 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.