Вопрос № 56. Психология межличностных отношений в подростковом возрасте

Границы – от 10-11 лет до 15-16 лет. Подростковый возраст относится к числу критических, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивидов. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания. Пубертат - причина множества бурных физических, физиологических, психофизиологических, психологических изменений.

Подростку, испытывающему множество резких всевозможных изменений бывает нелегко удержать субъективное чувство целостности и стабильности своего «Я», идентичности.

При неблагоприятных условиях воспитания у подростка отмечается девиантное и деликвентное поведение. Основу познавательных и личностных качеств составляет общение в процессах различных видах деятельности.

Определяющей особенностью общения является личностный характер общения. По Эльконину – интимный (доверительный) характер общения.

Изменение социальной ситуации развития связано со стремлением подростка приобщиться к миру взрослых и с ориентацией поведения подростка на нормы и ценности мира взрослых.

Новообразование развития – развитие самосознания и «чувства взрослости».

Характерным для подростка является «чувство взрослости», а так же развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Возникшее у подростка «чувство взрослости» проявляется как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою взрослость, добиваться, чтобы старшие уважали достоинство его личности, считались с его мнением. «Чувство взрослости» выражается в том, что УП подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически не достиг. Центральное в подр. периоде – проблема интересов. В начале периода – романтические стремления, конец периода – реалистический выбор одного интерса.

Таким образом, социальная ситуация развития определяет переходность и кризисность этого возраста. Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой эта «перестройка» составляет главное содержание кризиса.

Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития.

Выготский считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Если взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста – грубость, упрямство, негативизм и т.д.

Весь подростковый период – кризисный, кризис в том, что человек весь меняется.

История исследования кризиса велика. Впервые научную разработку проблемы кризиса подросткового возраста сделал Ст. Холл, которого называют «отцом» психологии переходного возраста. Он в 1904 году описал подростковый возраст как кризисный и переходный к юношескому. Подростковый возраст – период бури и натиска по Холлу. По Холлу, в подростковом возрасте происходит кризис самосознания, преодолев который человек приобретает «чувство идентичности».

Шпрангер разработал культурнопсихологическую концепцию подросткового возраста. По его мнению, подростковый возраст – это возраст врастания в культуру. Шпрангер выделил три типа прохождения подросткового возраста: первый тип характеризуется резким бурным кризисным течением, второй – плавный, медленный, третий представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя.

Боас и другие проводили исследования в малой Азии и показали, что подростковый возраст может протекать бескризисно.

Ш. Бюллер считала, что психическая пубертатность – врожденная потребность в дополнении. Она выделила две фазы подросткового возраста – негативную и позитивную. Она сделала попытку рассмотреть пубертат в единстве органического созревания и психического развития.

Штерн рассматривал подростковый возраст с точки зрения развития ценностей. Он описывает подростковый возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие – «серьезная игра».

Пиаже рассматривал подростковый возраст как завершение формирования интеллекта.

Э. Эриксон считал подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом, задача которого – достижение личного самоопределения.

Выготский центральной в подростковом возрасте считал проблему интересов, в подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Начало возраста связано с романтическими стремлениями, а конец – с реалистическим выбором одного интереса или линии жизни.

Выготский перечислил несколько основных групп интересов подростка, которые он назвал доминантами:

1.эгоцентрическая доминанта – интерес к собственной личности;

2.доминанта дали – установка на большие масштабы, которые для подростка субъективно ближе, чем текущие;

3.доминанта усилия – тяга к сопротивлению, проявление упрямства;

4.доминанта романтики – стремление к неизвестному, рискованному, героическому.

Выготский особое внимание обращал так же на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. по словам Выготского, функция образования понятий лежит в основе интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание себя, понимание других – вот, что приносит с собой мышление в понятиях».Выготский отмечал еще два новообразования возраста – развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Анализируя кризис подросткового возраста, Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой его фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а во второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем, т.е. рождением «жизненной перспективы»: в нее входит и представление о своем желаемом Я и о том, что он хочет совершить в своей жизни.

Центральным моментом кризиса Божович считала развитие самосознания подростков и его важнейшей стороны – самооценки.

Часто самооценка у подростка внутренне противоречива: сознательно он воспринимает себя как личность значительную, верит в себя, в свои способности, вместе с тем, его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание. Но эта подсознательная неуверенность дает о себе знать в переживании подавленности, плохом настроении, конфликтах, обидчивости и т.д.. Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Сотрудники Божович описали характерный для подростка «аффект неадекватности» – бурную неуправляемую реакцию, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу (часто из-за того, что самооценка подростка занижена, а УП завышен).

В основе развития самосознания лежит развитие рефлексии, побуждающей потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. Но не все особенности кризиса связаны с неудовлетворенностью подростка, идущей как бы изнутри. Большое значение имеет здесь и расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации.

Божович отмечала, что расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки школьной жизни в какую-то иную, значительную, самостоятельную. Мечта представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощения в их повседневной жизни.

Божович говорила, что кризис проходит мягче, если у подростка есть относительно постоянные личностные интересы или какие-то устойчивые мотивы поведения.

В подростковом возрасте ломаются и перестраиваются все прежние отношения, развивается самосознание и самоопределение, изменяется мотивация. На первый план выступают мотивы, связанные с мировоззрением, осуществляется нравственное развитие.

Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». Сточки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно-значимой позиции.

У подростка появляется огромная потребность в признании его взрослости со стороны самих взрослых. Эта потребность вызывает сопротивление со стороны взрослых. Оказывается, что подростку нет места в системе взрослых отношений, и тогда подросток находит себе место в детском сообществе. Он считал, что для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Интимно-личностное, понимаемой как доверительное, общение со сверстниками – ведущий тип деятельности в этом возрасте, именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Общение – это возможность в мысли, в мечте проиграть свои устремления, свои радости. Это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно «продействована». Эльконин отмечал, что именно в общении формируется самосознание как социальное сознание, перенесенное во внутрь.

По Эльконину, существует два новообразования подросткового возраста: самосознание и «чувство взрослости» (как переживание представления о себе как уже не ребенке, а как о равном взрослому).

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, но подлинной взрослости нет. Говоря о «чувстве взрослости», Эльконин ссылается на Драгунову и ее исследования проявлений «чувства взрослости»:

1.подражание внешним признакам взрослости (курение, карты, лексикон..);

2.равнение (например, на какой-то идеал «настоящего мужчины» или «настоящей женщины»);

3.социальная зрелость – подросток становится настоящим помощником взрослого в семьях, переживающих трудности;

4.интеллектуальная зрелость проявляется в стремлении что-то знать и уметь по-настоящему, способствовать расширению знаний вне школьной программы.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками.

По мнению Фельдштейна, в подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Фельдштейн много пишет о современных подростках. Для современных подростков характерно стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального Я. Перспективу своей полезности обществу подростки видят в обогащении собственной индивидуальности, стремясь выработать черты характера, необходимые для самостоятельной жизни, для утверждения своего Я, завоевании определенной социальной позиции и реализации себя в ней. В настоящее время, когда качественно изменились нормы отношений между людьми, особенно возросла значимость поиска новых видов и форм социально познаваемой и социально одобряемой деятельности, которые способны создать условия для самоутверждения и самовыражения.

Фельдштейн показал, что центральным в личности подростка является активное стремление к занятию новой социальной позиции, осознанию своего Я и утверждение во взрослом мире. У подростка есть потребность быть взрослым, быть самостоятельным, быть значимым в мире взрослых, потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Подростки ищут деятельность, в которой они могут самоутвердиться, проявить себя. Они активизируют интимно-личностное и стихийно-групповое общение как в школе, так и вне ее.

Потребность утвердить себя в обществе характеризует три уровня в развитии личности подростка:

1. 10-11 лет: «локально-капризный». Здесь потребность в признании со стороны взрослых проявляется через решение частных задач и преобладают активные эмоции;

2. 12-13 лет: «право-значимый». У ребенка развертывается потребность в общественном признании, происходит освоение прав и обязанностей в семье, и он уже мыслит в терминах «я должен», «я могу»;

3. 14-15 лет: «утверждающе действенный». Развивается готовность к функционированию во взрослом мире, рождается стремление поменять свои возможности, обостряется потребность в самореализации.

По мере взросления у подростка меняется характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. В интересах подростков выражается направленность его личности, ее интеллектуальная и эмоциональная активность.

Одним из центральных моментов концепции Фельдштейна является проблема ведущей деятельности, в качестве которой он выделяет социально признаваемую и социально одобряемую, общественно полезную деятельность. Участие подростка в этой деятельности обеспечивает признание взрослых и в то же время создает возможности для построения разнообразных отношений со сверстниками.

Противоречивость в настроениях, побуждениях и желаниях подростка нередко приводит к тому, что у подростков часто бывает состояние депрессии. С одной стороны, у подростка уверенность в своих силах иногда большая, и он берется за то, что ему не под силу. А с другой стороны, у него часто возникает состояние неуверенности в себе, сознания своей неполноценности.

Рост самосознания приводит к тому, что он достаточно придирчиво оценивает свои внешние качества и душевные свойства. Он очень чутко относится к тому, как взрослые оценивают его. Любое неосторожное замечание, попав на почву его внутренней неуверенности в себе, может вызвать либо аффективную вспышку, либо депрессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: