1. Словарь педагогических терминов: ч еловек, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, социализация, воспитание, наследственность, среда, общение.
2. Заполните таблицу «Концепции развития личности»
Название концепции, представители | Общая характеристика |
Биологическая концепция | |
Социологическая концепция | |
Биосоциальная концепция |
3. Рассмотрев теоретический материал темы, проанализируйте схему:
4. Заполните таблицу «Факторы социализации»
Факторы | Характеристика |
Мегофакторы | Это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. |
Макрофакторы | Объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах (граждан определенных государств), а, следовательно, на жизнедеятельность и развитие каждого человека. |
Мезофакторы | условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе. |
Микрофакторы | материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение. |
5. Блок самоконтроля:
1. Движущие силы развития личности:
1. воспитание, обучение
2. образование, формирование
3. наследственность, среда
4. борьба противоречий
2. Личность - это:
1. человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию
2. живое существо, обладающее даром мышления и речи
3. своеобразие личности, ее неповторимость в чертах темперамента и характера
4. человек с ярко выраженной гражданской позицией
3. Формирование личности:
1. воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности
2. процесс и результат количественных изменений в организме
3. процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, психологических, идеологических и т.д.
4. процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач
4. Развитие личности – это:
1. количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов
2. изменения, обусловленные созреванием организма
3. целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств
4. процесс социализации личности
5. Реальная действительность, в которой происходит развитие человека - это:
1. наследственность
2. среда
3. воспитание
4. обучение
6. Процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение навыками, преобразование реально существующих отношений в качества личности – это:
1. воспитание
2. формирование
3. становление личности
4. социализация
7. Индивидуальность – это:
1. своеобразие психологии личности индивида, ее неповторимость, проявляющаяся как в чертах характера, так и в темпераменте, эмоциональной и интеллектуальной сферах, потребностях и способностях
2. человек как неповторимый представитель рода
3. человек как субъект социальных отношений
4. живое существо, обладающее даром мышления