Краткие итоги

Педагогические науки – области научных исследований, лежащие в основе образования: экономика образования, образовательная антропология, принципы образования, психология образования, психосоциология образования, образовательные теории, история образования, педагогика, философия образования, социология образования.

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Основные категории педагогики – воспитание, обучение, образование и развитие. Воспитание – создание условий для самоопределения и социализации обучающихся; деятельность, направленная на развитие личности. Обучение процесс приобретения новых или изменения имеющихся знаний, поведения, навыков, ценностей или предпочтений на основе синтеза различных видов информации. Образование – планируемые / непланируемые, формальные / неформальные процессы развития когнитивной, аффективной и психомоторной сфер личности в соответствии с ценностными ориентациями общества. Развитие – процесс физического, социального, познавательного, эмоционального роста и продвижения.

Основные законы педагогики: закон наследования культуры, закон социализации, закон преемственности (последовательности), закон самоопределения.

Педагогическая деятельность – специфический вид социальной и профессиональной деятельности, направленной на достижение поставленных целей образования. Содержание и характер педагогической деятельности определяется спецификой педагогических задач, которые решает субъект этой деятельности.

Педагогическое взаимодействие – взаимные действия (воздействия) обучающегося и его окружения в образовательном пространстве, направленные на изменение обучающегося и его продвижение на пути к достижению образовательных целей.

Образовательная технология – совокупность педагогических, организационных и технических решений, используемых в образовательном процессе.

Задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте объект, предмет, задачи, функции педагогики как науки, проанализируйте взаимосвязи педагогической науки и педагогического знания с другими научными дисциплинами и профессиональной практикой; опишите основания и структуру педагогической науки.

2. Сформулируйте определения понятий "методология", "методология научного познания", "методология педагогики"; опишите основные типы педагогических исследований; выполните сравнительный анализ теоретических и эмпирических методов педагогических исследований.

3. Охарактеризуйте основные категории педагогики – воспитание, обучение, образование и развитие, проанализируйте взаимосвязи и взаимозависимости между ними; сформулируйте и опишите сущность основных законов педагогики в контексте образования.

4. Сформулируйте определения понятий "педагогическая деятельность", "педагогическая задача", "педагогическое взаимодействие"; дайте характеристику структурных компонентов четырех видов профессиональной педагогической деятельности (практической педагогической, управленческой, методической и научно-исследовательской); проанализируйте основные типы взаимодействии в обучении.

5. Сформулируйте определение понятия "образовательная технология", раскройте основные цели технологизации образования; проанализируйте различные классификации образовательных технологий с точки зрения их доминирующей целевой ориентации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: