В центре внимания культурологии находится (-ятся) …
общие теоретические проблемы культуры | |||
исследование конкретных культур | |||
изучение произведений искусства | |||
высшие достижения человеческого духа |
Решение:
Центральное место в культурологии занимают общие теоретические проблемы, без которых невозможно понимание самых существенных сторон жизни человека и общества. При этом в равной степени актуально изучение традиционных проблем культуры и проблематики, возникшей в условиях современного развития.
Прежде всего это вопросы о том, что являет собой культура независимо от конкретных форм, в которых она представлена, каковы ее истоки и причины ее возникновения, как она соотносится с другими формами человеческого бытия: природой, обществом, историей.
Культурология: учеб./ под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 15.
ЗАДАНИЕ N 2 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе
Место культурологии в современном гуманитарном знании определяется …
влиянием ее методов и выводов на социологию, историю, экономику | |||
включением курса «Культурология» в образовательный процесс | |||
нравственным и эстетическим содержанием культурологии | |||
ее продолжительной историей |
ЗАДАНИЕ N 3 отправить сообщение разработчикам
Тема: Структура культурологии
Основными задачами прикладной культурологии являются …
разработка культурной политики | |||
прогнозирование культурных процессов | |||
изучение процесса социализации личности в условиях разных культур | |||
исследование преемственности культурного развития различных стран и народов |
ЗАДАНИЕ N 4 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как объект исследования в культурологии
К формам духовной предметности не относятся …
человеческое тело | |||
знания | |||
ценности | |||
проекты |
ЗАДАНИЕ N 5 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ранние этапы становления культурологического знания
Понимание проблем культуры и соответствующая терминология начинают формироваться в …
римской философии | |||
древнегреческой философии | |||
философских учениях эпохи Просвещения | |||
философских учениях древней Индии |
Решение:
В понимании культуры как своеобразия жизни людей римляне – продолжатели традиций, заложенных в Древней Греции. Но именно в Древнем Риме определенное понимание и терминология сошлись воедино. И потому считается, что как раз у римлян, и в частности у Цицерона, намечается путь к классическому пониманию культуры жизни людей.
Мареева, Е. В. Культурология. Теория и история культуры: учеб. пособие / Е. В. Мареева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2008. – С. 10.
ЗАДАНИЕ N 6 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологическая мысль XIX в.
Учение о классовом характере культуры получило развитие в трудах …
К. Маркса | |||
В.И. Ленина | |||
Б. Малиновского | |||
Ф. Ницше |
Решение:
Марксистская концепция культуры была разработана философом и экономистом К. Марксом, дополнена его соратником Ф. Энгельсом, а также трудами В.И. Ленина.
Понятие культуры в марксизме является продуктом определенных исторических условий. Каждой общественно-экономической формации присущ свой, особый тип культуры, который сменяется, соответственно, с заменой отжившей формации более прогрессивной.
В антагонистических формациях (рабовладельческой, феодальной, капиталистической) культура носит классовый характер, поэтому там не может быть единой общенародной культуры – есть две культуры, принадлежащие антагонистическим классам, постоянно борющимся между собой.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 47-48.
ЗАДАНИЕ N 7 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.
По мнению О. Шпенглера, на этапе цивилизации …
основой мировоззрения становятся материализм и рационализм | |||
деньги становятся краеугольным камнем общественной жизни | |||
создаются величайшие шедевры искусства | |||
происходит расцвет философии |
Решение:
По мнению О. Шпенглера, на этапе цивилизации духовная жизнь начинает замирать, религиозная вера падает, философские учения становятся плоскими, искусство вырождается. Сухой рационализм и материализм становятся основой мировоззрения. Цивилизация уже не порождает ничего нового, она лишь дает новые интерпретации тому, что было создано раньше.
Космополитизм вытесняет любовь к родине, деньги становятся краеугольным камнем общественной жизни.
Садохин А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2 - изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 67.
ЗАДАНИЕ N 8 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.
Л. Уайт выделил три составляющих подсистемы культуры: технологическую, социальную, и …
идеологическую | |||
материальную | |||
художественную | |||
политическую |
ЗАДАНИЕ N 9 отправить сообщение разработчикам
Тема: Ценности и нормы культуры
Древнейшей формой норм является …
запрет | |||
этикет | |||
мораль | |||
вира |
Решение:
На начальных этапах становления культуры и цивилизации нормы появились в виде запретов, так называемых табу. Считалось, что нарушение табу наносит вред всему сообществу (роду, племени). Запреты – древнейшие формы норм.
Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – С. 70–71.
ЗАДАНИЕ N 10 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура как система знаков. Языки культуры
Отличительной особенностью текста культуры является его …
универсальность | |||
опубликованность | |||
логичность | |||
предметность |
Решение:
Текст культуры представляет собой наиболее абстрактную модель действительности с позиций данной культуры, поэтому его можно определить как картину мира данной культуры. Обязательным свойством текста культуры является его универсальность: картина мира соотнесена со всем миром и в принципе включает в себя всё. Ставить вопрос о том, что находится за ее пределами, с точки зрения данной культуры так же бессмысленно, как ставить его относительно всемирного универсума.
Лотман, Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры // Избранные статьи: В 3-х т. / Ю. М. Лотман. – Таллин, 1992. Т.1. – С. 388.
ЗАДАНИЕ N 11 отправить сообщение разработчикам
Тема: Динамика культуры
Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря …
трансформации уже существующих форм | |||
возникновению новых феноменов | |||
теоретическому моделированию | |||
накоплению исторического опыта |
Решение:
Культурогенез заключается в порождении как новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, так и в формировании самих новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформации уже существующих форм и систем, но и путем возникновения и интеграции в практику новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.
Флиер А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2009. – С. 393, 396.
ЗАДАНИЕ N 12 отправить сообщение разработчикам
Тема: Природа, общество, человек, культура как формы бытия
Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему, называется _______ институтом.
социальным | |||
политическим | |||
культурным | |||
традиционным |
Решение:
Чаще всего под социальным институтом понимается некоторый более или менее устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему.
Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование; 2005. – С. 184.
ЗАДАНИЕ N 13 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основания типологии культуры
На христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее основана ______ типология культур.
историческая | |||
цивилизационная | |||
формационная | |||
информационная |
Решение:
На христианском представлении о времени как линейно направленном процессе от прошлого через настоящее в будущее основана историческая типология культур. Данная типология основывается на выделении в мировой истории отдельных исторических периодов и эпох, в рамках которых возникали и функционировали различные конкретно-исторические типы культуры.
Садохин, А. П. Культурология. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 321.
ЗАДАНИЕ N 14 отправить сообщение разработчикам
Тема: Восточный и западный типы культуры
Для западного склада ума характерны …
логическое развитие мысли | |||
практическая направленность | |||
поэтические обороты и фантастические образы | |||
сосредоточенное погружение в себя |
Решение:
Западный склад ума требует логического развития мысли, при котором отдельные положения или силлогизмы следуют один за другим в определенной связи, делая понятной новую мысль или аргумент.
Образованный, но движимый лишь практическими соображениями, европеец «живет разумом».
Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – С. 304.
Гуревич П.С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Проект, 2003. – С. 206.
ЗАДАНИЕ N 15 отправить сообщение разработчикам
Тема: Исторические типы культуры
В средневековой культуре греховной считалась …
телесная красота | |||
куртуазная литература | |||
книжная миниатюра | |||
любовь к Богу |
ЗАДАНИЕ N 16 отправить сообщение разработчикам
Тема: Место и роль России в мировой культуре
Обширность просторов России и многочисленность ее населения на протяжении многих столетий постоянно сказывались на русской культуре, придавая ей склонность к …
гиперболизму | |||
гуманизму | |||
индивидуализму | |||
мифологизму |
Решение:
Обширность просторов России и многочисленность ее населения на протяжении многих столетий постоянно сказывались на русской культуре, придавая ей склонность к гиперболизму. Эта склонность проявлялась в том, что всякий замысел, всякое дело на фоне громадных по сравнению с соседними странами российских масштабов становились заметными и накладывали свой отпечаток на культуру только тогда, когда приобретали достаточно большой размах.
Культурология: учеб. / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М: Высшее образование, 2008. – С. 352.
ЗАДАНИЕ N 17 отправить сообщение разработчикам
Тема: Традиционная культура первобытности
Установите соответствие между достижениями в области материальной культуры и эпохами истории человеческого общества:
1) появление костяной иглы с ушком
2) появление лука и стрел;
3) возникновение земледелия.
палеолит | |||
мезолит | |||
неолит | |||
энеолит |
Решение:
В эпоху среднего палеолита для производственных целей стали широко использовать кость, тогда впервые появляются костяные иглы с ушком.
Новыми видами орудий в эпоху мезолита стали лук и стрелы.
В эпоху неолита произошли решающие сдвиги в занятиях людей. Зародилось земледелие – неолитические племена научились выращивать пшеницу, рожь, рис, просо, ячмень, овес.
Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред.Н. О. Воскресенской. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 42.
ЗАДАНИЕ N 18 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура Востока
Идея бесконечных перерождений человека, предопределяемых поступками, сложилась в культуре …
Индии | |||
Египта | |||
Персии | |||
Китая |
ЗАДАНИЕ N 19 отправить сообщение разработчикам
Тема: Основные этапы развития западноевропейской культуры
Установите соответствие между произведением и его автором.
1) «Декамерон»;
2) «Поцелуй Иуды» (капелла дель Арена в Падуе);
3) «Весна».
Джованни Боккаччо | |||
Джотто ди Бондоне | |||
Сандро Боттичелли | |||
Данте Алигьери |
Решение:
Джованни Боккаччо (1313–1375) – итальянский писатель, гуманист раннего Возрождения, автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта», пасторалей, сонетов. Самое прославленное его произведение – книга новелл «Декамерон».
С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267–1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Джотто – один из основоположников искусства Проторенессанса. Наиболее известными произведениями Джотто, дошедшими до нашего времени, являются фрески капеллы дель Арена в Падуе и церкви Санта-Кроче во Флоренции. Джотто создал один из наиболее трогательных образов – образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фреска капеллы дель Арена в Падуе).
Выдающимся мастером кисти раннего Возрождения был Сандро Боттичелли. Его основные произведения выполнены на мифологические, религиозные и аллегорические темы («Весна», «Рождение Венеры»).
Культурология: История мировой культуры: учеб. пособие / под ред. А. Н. Марковой. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – С. 168–169, 171.
ЗАДАНИЕ N 20 отправить сообщение разработчикам
Тема: Культура России
Архетипом всего темного, враждебного, разрушительного в русской культуре был(-а) …
степь | |||
лес | |||
река | |||
город |
Решение:
Особым фактором русской культуры была, безусловно, степь, которая стала архетипом всего враждебного, темного, разрушительного, символом великого противостояния Руси кочевым цивилизациям Востока.
Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – 2-е изд. – М.: Академия, 2006. – С. 394.
ЗАДАНИЕ N 21 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Он является крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. Славу ему принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Вот лишь некоторые из них:
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.»
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.»
«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.»
Автором «Опытов» и приведенных афоризмов является французский философ …
Мишель де Монтень | |||
Жан Фуке | |||
Франсуа Рабле | |||
Пьер де Ронсар |
Решение:
Крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. был философ, писатель Мишель де Монтень. Славу Монтеню принесли его «Опыты», в которых получили развитие традиции французского свободомыслия эпохи Возрождения.
ЗАДАНИЕ N 22 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Он является крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. Славу ему принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Вот лишь некоторые из них:
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.»
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.»
«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.»
Главными темами философских рассуждений представителя французского свободомыслия XVI в. являются …
человек | |||
природа и общество | |||
политическое устройство | |||
научное мировоззрение |
Решение:
Главной темой философских рассуждений представителя французского свободомыслия XVI в. является человек – вершина всех рассуждений философа о природе и обществе.
ЗАДАНИЕ N 23 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 3
Он является крупнейшим представителем культуры Франции XVI в. Славу ему принесли написанные в уединении родового замка «Опыты», давшие название целому направлению в европейской литературе. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Вот лишь некоторые из них:
«Человек крайне неразумен, он не в состоянии создать клеща, а между тем десятками создает богов.»
«Судить о чем бы то ни было надо, опираясь на разум, а не общее мнение.»
«Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.»
Направлением в европейской литературе, появившимся под влиянием «Опытов», является …
эссеистика | |
Решение:
«Опыты» дали название новому направлению в европейской литературе – эссеистике (от фр. еssai – опыт).
ЗАДАНИЕ N 24 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
Представленный образ засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах (нередко с подчеркиванием той или иной частной функции). Он выявлен или реконструируется на основе мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т. д. Прямо или косвенно этот образ восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени. Он играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры.
Конкретным примером структурирования живого организма мира в его личностно-пространственно-временной полноте является образ …
мирового древа | |||
Бога | |||
мифа | |||
Человека |
ЗАДАНИЕ N 25 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
Представленный образ засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах (нередко с подчеркиванием той или иной частной функции). Он выявлен или реконструируется на основе мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т. д. Прямо или косвенно этот образ восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени. Он играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры.
Символ мирового древа упорядочивает и структурирует мир, выделяет в нем ряд оппозиций – _________ (по четырем сторонам света, в связи с чем из дерева легко вырастает мотив креста) и _________ членение пространства.
горизонтальное | |||
вертикальное | |||
полярное | |||
солярное |
Решение:
Символ мирового древа упорядочивает и структурирует мир, выделяет в нем ряд оппозиций – горизонтальное (по четырем сторонам света, в связи с чем из дерева легко вырастает мотив креста) и вертикальное членение пространства.
ЗАДАНИЕ N 26 отправить сообщение разработчикам
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 3
Представленный образ засвидетельствован практически повсеместно или в чистом виде, или в вариантах (нередко с подчеркиванием той или иной частной функции). Он выявлен или реконструируется на основе мифологических, в частности космологических представлений, зафиксированных в словесных текстах разных жанров, памятниках изобразительного искусства (живопись, орнамент, скульптура, глиптика, вышивка и т.п.), архитектурных сооружениях (прежде всего культовых), утвари в широком смысле слова, ритуальных действиях и т. д. Прямо или косвенно этот образ восстанавливается для разных традиций в диапазоне от эпохи бронзы (в Европе и на Ближнем Востоке) до настоящего времени. Он играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры.
Изображенная и описанная конструкция символизирует собой строение …
вселенной | вселенная | шибка! Ошибка внедренного объекта. |
Решение:
Древо мира, характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощает универсальную концепцию Вселенной.