Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что при определении региона как части единого народно – хозяйственного комплекса страны встают проблемы определения

Актуальность исследования обусловлена тем, что при определении региона как части единого народно – хозяйственного комплекса страны встают проблемы определения его места в системе разделения труда в территориальном разрезе, исследования воспроизводственных циклов и определения на этой основе территориальных связей и пропорций в народном хозяйстве страны.

Региональную экономику как объект государственного управления можно определить, как хозяйство на территории соответствующего региона.

При исследовании территориальных связей регион можно рассматривать по крайней мере с двух сторон: во-первых, как часть единого народно-хозяйственного комплекса страны, во-вторых, как самостоятельное целостное образование, имеющее свои целевые установки развития, свой ресурсный потенциал, свои способы соединения производственных ресурсов.

Каждая из этих сторон имеет свои особенности, что накладывает отпечаток на процесс управления ходом регионального развития.

Предмет исследования- региональная экономика как объект государственного управления.

Объект исследованиярегиональная экономика.

Цель данной работы – рассмотреть региональную экономику как объект государственного управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

определить место региональной в воспроизводственном процессе страны;

рассмотреть особенности функционирования экономики региона как единого комплекса.

1.Региональная экономика: понятие, сущность и цели.
Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию. (Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. М., 2009. С.) В современных условиях возрастает роль территориальных аспектов развития экономики России. Это вызвано диспропорциями в региональном развитии, которые особенно остро проявляются сейчас во время перехода к рыночной экономике. Спад производства, рост безработицы, серьезные экологические проблемы требуют грамотного, научно обоснованного подхода к решению проблем регионального развития. Исследования экономических и социальных аспектов регионального развития проводились в России и за рубежом еще в начале 19 в. В настоящее время региональную экономику можно считать сформировавшейся отраслью науки. Вместе с тем следует отметить, что отказ от административно-командной системы управления привел к тому, что государство вынуждено было делегировать часть своих функций управления и регулирования хозяйственной деятельности территориям. Одним из множества последствий этого было появление в России новой учебной дисциплины – «региональная экономика и управление». (Белокрылова О.С., Киселева Н.Н., Хубулова В.В. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. М., 2009. С.178)
Предметом изучения региональной экономики и управления являются все аспекты социально-экономического развития пространственных образований, рассматриваемых как сложные системы с множеством внутренних и внешних взаимосвязей, определение путей и механизмов разрешения возникающих проблем, а также оценки последствий реализации предлагаемых решений. Региональная экономика и управление тесно связана с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, экономикой сельского хозяйства, транспорта и других), статистикой, теорией управления и другими социально-экономическими науками. Она широко использует результаты исследований демографии, социологии, географии, этнографии, управления. (Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М, 2007. С.
Если мирохозяйственный и геополитический подходы активно используются в таких науках, как мировая экономика и политология, то в национальной экономике важное место занимает территориально-воспроизводственный подход. В условиях административно-распределительной системы, основанной на принципах приоритета отраслевого управления, региональная экономика была наиболее слабым звеном. Свидетельством тому служит отсутствие комплексности в развитии многих регионов России, серьезные диспропорции между различными элементами хозяйственной, социальной и природной систем. В связи с формированием многоукладной экономики, новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления встала задача разработки нового механизма управления социально-экономическим развитием региона. Создание такого механизма должно базироваться на теории регионального воспроизводства - на изучении законов общественного воспроизводства и их проявления на региональном уровне. Воспроизводственный подход к управлению социально-экономическим развитием региона означает необходимость управления взаимосвязями и зависимостями между всеми элементами региональной системы, обеспечивающими эффективное развитие региональной экономики и рост благосостояния населения. (Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М., 2009. Исходным понятием теории регионального воспроизводства является понятие «регион». В научной литературе и в повседневной практике часто в качестве синонимов данного термина используются такие понятия, как территориальная система, региональная экономика, район и др. Однако их содержание имеет определенные различия. В экономике, где территориальная единица является объектом управленческих решений, а сами эти решения могут приниматься на различных уровнях управленческой системы – федеральном, региональном (республика, область, край), муниципальном, необходимы большее единство и строгость при районировании страны и законодательно- правовое закрепление статуса каждого уровня. Не случайно в рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона. При этом признаком, по которому ту или иную территорию можно представить, как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой, т.е. протекающие на ней экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов. В этом смысле регион предстает как территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое. Понятия же «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства. В территориальной системе России можно выделить несколько региональных структур.
1. Структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда. Территории в составе этой структуры имеют определенную специализацию в едином процессе общественного воспроизводства и свои специфические особенности. Территориальное разделение труда – это объективный процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами. Оно определяет основные закономерности и формы территориальной организации производства.
2. Структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов Российской Федерации.
3. Региональная структура, отражающая территориально-административное устройство каждого субъекта федерации. Она определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства.
4. Районы реализации региональных комплексных программ. Их реализация вызывает серьезные сдвиги в территориальных пропорциях размещения производительных сил и формирование особых регионов.(Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М., 2007. С. 203)
Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона.
Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов: во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.(Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник. М., 2009. С)


2. Сущность и задачи регионального управления экономикой
Региональное управление как вид специального управления представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона. Учитывая современные условия, региональное управление - это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям. (Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. М., 2007. С. 144)
Основными задачами регионального управления являются:
1. Обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности населения региона, высокого уровня и качества жизни.
2. Экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития.
3. Оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований.
4. Обеспечение экологической безопасности в регионе, защита окружающей среды.
5. Формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, формирование и развитие рыночной инфраструктуры.(Морозова Т.Г., Поляк Г.Б., Победина М.П. Региональная экономика: Учебник для студентов вузов. М., 2009, С. 165)
Учитывая сущность, содержание и задачи регионального управления, рассмотренных ранее, его объект можно классифицировать по следующим основным признакам:
1. Принадлежность объекта к той или иной форме собственности (федеральная, муниципальная, собственность субъекта Федерации и т. д.).
2. Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (продукция целиком или в основном потребляется внутри региона, продукция имеет межрегиональное потребление, экспортная продукция и др.).
3. Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социальные, экологические и другие процессы в регионе.
4. Воспроизводство условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и культуре, социальная поддержка и др.).(Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник. М., 2008. С. 86) Исходя из приведенной классификации объектов, можно сделать вывод о том, что к объектам регионального управления следует отнести все хозяйственные единицы региона. Но в то же время нужно отметить, что непосредственными объектами регионального управления являются предприятия и организации, отнесенные к собственности субъектов Федерации, а также инфраструктурные звенья, деятельность которых направлена на воспроизводство условий жизнедеятельности населения вне сферы производства. На указанные объекты региональное управление оказывает прямое (непосредственное) воздействие, на все другие объекты - опосредованное. (Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М., 2007. С. 201)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: