Й. Хейзингой

Э. Гуссерлем

Р. Карнапом

Ф. Энгельсом

Решение:Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена Й. Хейзингой (1872–1945 гг.). В работе «Человек играющий» философ подчеркивает, что всякая форма культуры есть «игра» потому, что она развивается как свободный выбор.

ЗАДАНИЕ N 20 сообщить об ошибке

Тема: Человек, индивид, личность

Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был …

Д. Юм

И. Фихте

А. Камю

П. Абеляр

Решение:Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был Д. Юм (1711–1776 гг.). Эта позиция нашла отражение в работе «Трактат о человеческой природе» (1739 г.).

ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке

Тема: Ценности и смысл человеческой жизни

Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется …

идеалом

превосходством

рационализмом

монизмом

Решение:Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется идеалом. Также под идеалом понимается: 1) индивидуально принятый стандарт (образец) чего-либо; 2) наиболее общее, универсальное нравственное представление; 3) высший образец нравственной личности.

ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

Тема: Происхождение и сущность человека

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит …

Протагору

Сократу

Аристотелю

Тертуллиану

Решение:Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит Протагору, это главный принцип его софистических воззрений.

ЗАДАНИЕ N 23 сообщить об ошибке

Тема: Системность бытия

Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется …

системой

объектом

логикой

сознанием

Решение:Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется системой. Понятие «система» играет важную роль в науке, технике, практической деятельности человека.

ЗАДАНИЕ N 24 сообщить об ошибке

Тема: Движение, пространство, время

Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется …

бесконечностью

множественностью

детерминизмом

экстернализмом

Решение:Безграничность и беспредельность как в бытийственном, так и в познавательном смыслах называется бесконечностью. Ученые и философы уже не одно столетие размышляют над проблемой бесконечности (или конечности) мирового пространства, времени, количества вещей в мире.

ЗАДАНИЕ N 25 сообщить об ошибке

Тема: Концепции бытия

Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит …

Аристотелю Гераклиту Л. Фейербаху Т. Куну

Решение: Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит Аристотелю. Он выделяет два полюса сущего: материя – чистая возможность, форма – сущность, воплощение активности (то, что делает материю действительностью).

ЗАДАНИЕ N 26 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …

Диалектикой = метафизикой экзегетикой патристикой

ЗАДАНИЕ N 28 сообщить об ошибке

Тема: Наука и техника

Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется …

антисциентизмом

технологизмом

антиномией

гносеологией

Решение:Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется антисциентизмом. Для современности характерно появление тенденций антисциентизма на почве критического самосознания самой науки.

ЗАДАНИЕ N 30 сообщить об ошибке

Тема: Методы и формы научного познания

Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется …

Фактом= метафизикой наблюдением законом

Решение:Особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание, называется фактом. Факт отражает конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Факты составляют базис, фундамент науки. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий.

ЗАДАНИЕ N 1 сообщить об ошибке

Тема: Движение, пространство, время

Развитие – это процесс, характеризующийся изменением …

качества количества причины следствия

Решение:Развитие – это процесс, характеризующийся изменением качества. Развитие – это закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений.

ЗАДАНИЕ N 2 сообщить об ошибке

Тема: Концепции бытия

Сущность в ее существовании называется …

явлением объектом элементом позицией

ЗАДАНИЕ N 3 сообщить об ошибке

Тема: Диалектика бытия

Основные законы диалектики были сформулированы …

Г. Гегелем К. Марксом Платоном Конфуцием

Решение: Основные законы диалектики были сформулированы Г. Гегелем. В работе «Феноменология духа» он формулирует три закона диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные; 3) закон отрицания отрицания.

ЗАДАНИЕ N 4 сообщить об ошибке

Тема: Системность бытия

Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был …

Парменид Аристотель Н. Кузанский И. Фихте

Решение:Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был Парменид. Он считал, что невозможно сказать про бытие, что оно развивается, поскольку оно самодостаточно; оно завершено и существует в строгих границах.

ЗАДАНИЕ N 5 сообщить об ошибке

Тема: Проблема истины

Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является …

практика капитал полезность разум

Решение:Основным критерием истины, с точки зрения диалектического материализма, является практика. Под практикой понимается целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем и самого себя.

ЗАДАНИЕ N 6 сообщить об ошибке

Тема: Познавательные способности человека

Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется …

обыденным религиозным теоретическим эмпирическим

Решение:Познание, сопровождающее человека на протяжении всей его жизни, истинность которого проверяется наличной практикой, называется обыденным. Обыденное познание ориентировано на то, чтобы его результаты позволяли сделать более эффективной каждодневную жизнедеятельность людей. Поэтому эти знания называют практическими. Они регламентируют различные сферы человеческой жизнедеятельности: сохранение здоровья (народная медицина), организацию хозяйственной деятельности (практический опыт обработки земли).

ЗАДАНИЕ N 7 сообщить об ошибке

Тема: Сознание и познание

Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются …

Дж. Беркли Д. Юм Маркс Гегель

Решение:Представителями субъективного идеализма, считавшими сознание совокупностью ощущений, являются Дж. Беркли и Д. Юм. Д. Юм считал, что материальные объекты не могут существовать вне зависимости от человеческого сознания. Беркли выдвинул основное положение субъективного идеализма: «существовать – значит быть в восприятии». Тем самым субъективный идеализм занимает антиреалистическую позицию, сомневается в существовании чего-либо (вещей, идей) вне сферы опыта. Бытие совпадает с опытом, являющимся единственной реальностью.

ЗАДАНИЕ N 8 сообщить об ошибке

Тема: Сущность и природа познания

Родоначальником французского рационализма является …

Р. Декарт Ф. Бэкон Аристотель А. Камю

Решение:Родоначальником французского рационализма является Р. Декарт – французский философ. Р. Декарт считал, что основой познания является принцип непосредственной достоверности, устанавливаемой с помощью естественного света разума. В этой связи Декарту принадлежит всемирно известный афоризм: «Я мыслю, следовательно, я существую».

ЗАДАНИЕ N 9 сообщить об ошибке

Тема: Предмет философии

Основной чертой мифологического мировоззрения является …

антропоморфизм критичность скептицизм объективность

Решение:Основной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм. Антропоморфизм – очеловечивание природы, наделение ее человеческими качествами.

ЗАДАНИЕ N 10 сообщить об ошибке

Тема: Функции философии

Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию.

гуманистическую гносеологическую мировоззренческую методологическую

Решение:Одной из самых важных является гуманистическая функция философии. Нет на свете ни одного человека, который бы не рассуждал над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Н. А. Бердяев является одним из тех философов, которые лучше всех представлял, в чем заключается гуманистическое предназначение философии.

ЗАДАНИЕ N 11 сообщить об ошибке

Тема: Структура философии

Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется …

аксиологией онтологией гносеологией антропологией

Решение:Философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, называется аксиологией. Аксиология включает и изучение ценностных аспектов других философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом. Термин «аксиология» был введен в 1902 г. французским философом П. Лани, а в 1904 г. представлен Э. фон Гартманом в качестве одной из основных составляющих в системе философских дисциплин.

ЗАДАНИЕ N 12 сообщить об ошибке

Тема: Картины мира

Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:

1. Атомическая модель мира

2. Плюралистическая модель мира

3. Натуралистическая модель

4. Религиозная модель

1 Демокрит

2 Г. Лейбниц

3 Фалес

4 Августин Аврелий

И. Кант

Решение:Древнегреческий философ Фалес, живший в Милете, первоосновой всего существующего считал воду: все возникло из воды путем сгущения или разряжения ее.

Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма. Он считал, что существует множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота – между мирами и атомами. Сами атомы неделимы и лишены пустоты.

Августин, развивая религиозную картину мира, ввел принцип креационизма, согласно которому Бог создал мир из ничего. До акта творения ничего не было, даже пассивной материи. Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его Богом вновь и вновь. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир бы вернулся в небытие.

Субстанция рассматривается как объективная реальность. Г. Лейбниц субстанцию подразделяет на бесконечное множество субстанций, называя их монадами. Монады различаются по уровню сознательности. Абсолютно сознательная монада – Бог. Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых и независимых друг от друга начал.

ЗАДАНИЕ N 14 сообщить об ошибке

Тема: Научное и ненаучное познание

К формам научного знания относятся …

факт

гипотеза

аналогия

аксиология

Решение:К формам научного знания относятся факт, гипотеза. Научный факт – это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. Научная гипотеза – предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана.

ЗАДАНИЕ N 13 сообщить об ошибке

Тема: Развитие науки

Установите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития.

1. Научные знания являются частью философского знания.

2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности.

3. Наука становится важным условием общественного прогресса.

4. Научный труд есть вид индустриального труда.

1 преднаука

2 эпоха научной революции

3 классическая наука

4 постклассическая наука

наука эпохи неолита

Решение:

Период преднауки (с I тыс. до н.э. до XVI в.) характеризуется тем, что зачатки научного знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. XVI – XVII вв. – эпоха научной революции – период борьбы создателей новых научных идей с догматизмом религиозного мировоззрения. Наука обретает собственную методологию и включается в решение вопросов, связанных с практической деятельностью. Классическая наука (XVIII – XIX вв.) характеризуется появлением множества новых научных дисциплин, возникают технические науки, возрастает социальная роль науки, ее развитие рассматривается мыслителями того времени как важное условие общественного прогресса. Постклассическая наука (ХХ век) есть результат научной революции рубежа XIX –XX вв. в области математики, физики, биологии. Научно-техническая революция второй половины ХХ века сократила до минимума дистанцию между научными открытиями и их практическим применением. Научный труд в наши дни – вид индустриального труда. Современная наука стала могущественной силой, воздействующей на общество, технику, экономику, культуру и повседневную жизнь.

ЗАДАНИЕ N 15 сообщить об ошибке

Тема: Наука и техника

Основной чертой сциентистского направления в философии является …

вера в безграничные возможности науки

представление о том, что человечество может попасть в рабство под власть машинного интеллекта

пренебрежение к научному знанию

разочарование в научно-техническом прогрессе

Решение:В настоящее время можно выделить два основных подхода к оценке науки: сциентизим и антисциентизм. Представители сциентизима видят в науке величайшую ценность и убеждены в необходимости и благотворности научного подхода к решению всех проблем человечества. Только дальнейшее развитие науки может спасти человечество. В настоящее время сциентизм все больше уступает в популярности антисциентизму, представители которого усматривают в современной науке и технике разрушительную силу, враждебную духовной культуре, самому существованию человечества, поскольку самыми наукоемкими являются милитаристские проекты.

ЗАДАНИЕ N 16 сообщить об ошибке

Тема: Методы и формы научного познания

Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется …

индукцией диалектикой методологией дедукцией

Решение:Метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных фактов к обобщениям все более высокого порядка, называется индукцией. Идея индукции обсуждалась уже Сократом и Аристотелем. Систематическое изучение индуктивных процедур начал Ф. Бэкон, который рассматривал индукцию как единственно научный способ познания.

ЗАДАНИЕ N 17 сообщить об ошибке

Тема: Структура общества

Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общества.

1. Принятие антимонопольного законодательства

2. Производство мебели

3. Формирование рабочего класса

1 политическая сфера

2 экономическая сфера

3 социальная сфера

духовная сфера

Решение:Общество как система подразделяется на подсистемы – сферы общественной жизни: 1) экономическую – материальное производство и отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена и потребления материальных благ; 2) социальную – взаимодействие людей в группах, классах, слоях и групп между собой; 3) политическую – деятельность организаций и социальных групп по поводу государственной власти и управления; 4) духовную – различные формы и уровни общественного сознания (моральные и правовые нормы, мифология, религия, искусство, философия, наука, образование, психология и идеология)

ЗАДАНИЕ N 18 сообщить об ошибке

Тема: Глобальные проблемы и будущее человечества

Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил …

Ф. Фукуяма М. Фуко К. Маркс Э. Капп

Решение:Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил Ф. Фукуяма – японский футуролог. Эсхатологические идеи в ХХ веке приобрели новое звучание, так как начало столетия ознаменовалось глобальными политическими, экономическими и духовными потрясениями, повлиявшими на распространение идей пессимизма, фатализма и «конца истории». Ф. Фукуяма отмечает: «Конец истории печален. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории».

ЗАДАНИЕ N 19 сообщить об ошибке

Тема: Культура, цивилизация, формации

Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества.

1. А. Тойнби

2. К. Маркс

3. У. Ростоу

4. Г. Риккерт

1 цивилизационная теория

2 формационная теория

3 теория стадий экономического роста

4 теория ценностей

теория исторического круговорота

Решение:Цивилизационная теория общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Данную теорию разрабатывали многие мыслители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леонтьев, А. Тойнби.

Формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, в соответствии с которой в основе общественного развития лежит материальное производство. Развитие производительных сил обусловливает смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, цельная социальная система, которая функционирует и развивается по своим законам на основе определенного способа производства. Собственность на средства производства определяет место человека в обществе.

Теория стадий экономического роста У. Ростоу исходит из того, что по мере совершенствования технологий увеличивается доля накопления капитала в национальном доходе. В результате этих изменений общество проходит стадии: 1) традиционную (аграрное общество), 2) переходную (появление предпринимательства), 3) стадию «сдвига» (промышленная революция, социально-экономические преобразования), 4) период «зрелости» (индустриальное общество), 5) эру «высокого уровня массового потребления», идеальным типом которого является англо-американский образец.

Согласно теории ценностей (Г. Риккерт, М. Вебер), в основе развития общества лежат ценности как осознанные интересы людей, побуждающие их к определенным действиям. Социальная система предполагает существование разделяемых всеми общих ценностей, при этом все ценностные системы равноправны. Типы ценностей: 1) целерациональные, определяемые разумно поставленной целью и лежащие в основе практической деятельности, 2) ценностно-рациональные, определяемые убеждениями о добре, красоте, чести, достоинстве и т.д., 3) аффективные, возникающие под влиянием сильных эмоций и переживаний, 4) традиционные, основанные на длительной привычке.

ЗАДАНИЕ N 21 сообщить об ошибке

Тема: Философия Средних веков и Возрождения

Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется …

номинализмом теодицеей универсализмом реализмом

Решение:Номинализм (лат. nominalis – относящийся к именам, именной, от nomen – имя) – одно из основных философских направлений в решении проблемы универсалий. Согласно номинализму, предметный мир вне мышления и сознания – это всецело эмпирический мир. Поэтому вне чувственного опыта нет никакой объективной реальности. Только конкретные вещи – индивиды – существуют в физическом смысле этого слова. Что же касается абстрактных объектов (абстрактных сущностей, универсалий), которые в чувственном опыте не даны, то они «сами по себе» (вне мышления и речи) не существуют. Своим действительным существованием и значением они обязаны их материальному носителю – языку.

ЗАДАНИЕ N 22 сообщить об ошибке

Тема: Современная философия Запада

Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе …

прагматизма позитивизма гегельянства постмодернизма

Решение:Прагматизм (от др.-греч. πράγμα – дело, действие) – течение американской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа решения экзистенциальных, гносеологических, этических, религиозных (и прочих) вопросов путем сравнения «практических последствий», вытекающих из той или иной теории.

ЗАДАНИЕ N 23 сообщить об ошибке

Тема: Немецкая классическая философия

Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу …

К. Марксу

И. Фихте

Г. Гегелю

Ф. Бэкону

Решение:В работе «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс пишет: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос».

ЗАДАНИЕ N 24 сообщить об ошибке

Тема: Философия Нового времени

Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ …

Р. Декарт

Ф. Бэкон

Б. Паскаль

И. Кант

Решение:Рене Декарт – французский философ, физик и математик, представитель классического рационализма. Декарт – один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, выступивший с требованием пересмотра всей прошлой традиции. При этом, в отличие от Ф. Бэкона, апеллировавшего к опыту и наблюдению, он обращался к разуму и самосознанию. Декарт требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности, или непосредственной достоверности, тождественный требованию проверки всякого знания с помощью естественного света разума.

ЗАДАНИЕ N 25 сообщить об ошибке

Тема: Отечественная философия

Представителями материалистического направления в русской философии являются …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: