По дисциплине: «Технология проектирования»
для специальности 180103.65
«Судовые энергетические установки»
Мурманск
Составители – Людмила Сандуовна Баева,
профессор, зав. кафедрой
технологии металлов и судоремонта;
Наталья Евгеньевна Петрова,
канд. техн. наук, доцент кафедры
технологии металлов и судоремонта
Рецензент: Н. А. Чеченин, зам. главного инженера
ООО «МСВ-СДП»
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Технологии металлов и судоремонта 17.06.2009, протокол № 09/09.
Зав.кафедрой ТМ и С Баева Л.С.
Методические указания одобрены учебно-методической комиссией ИДО_________на__________ учебный год,
«____» _____________________г., протокол № ______________.
Председатель УМК _______________________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.
Системный анализ свойств материалов
для изготовления деталей общего
машиностроения............................................... 5
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.
Разработка технологического процесса
получения заготовок деталей методом
(свободной ковкой)............................................18
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.
Выбор режимов резания и оформление
операционной карты...........................................29
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4.
Выбор режимов термообработки
деталей общего назначения...................................... 40
ЛИТЕРАТУРА................................................. 51
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания к выполнению практических работ по дисциплине: «Технология проектирования» составлены в соответствии с учебными планами заочной и заочно-ускоренной формы обучения с использованием ДОТ для специальности 180103.65 «Судовые энергетические установки».
Методические указания разработаны для 4 практических работ. Описание каждой работы содержит методические рекомендации о порядке выполнения работ и составлении отчета, а также необходимую справочную литературу.
Целью практических работ является получение студентами профессиональных навыков выбора материала и разработки технологических процессов для изготовления деталей общего назначения.
Вариант задания студент выбирает по сумме двух последних цифр зачетной книжки.
Пример: № 2345647
4+7=11 Þ вариант 11
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.
Системный анализ свойств материалов для изготовления деталей общего машиностроения.
Цель работы: изучить основные свойства (механические, физические, технологические и эксплуатационные) материалов.
Задание: дать сравнительную характеристику свойств 2-3 марок одноименной группы материалов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для выполнения работы студент должен изучить характеристики прочности и пластичности материалов, иметь представление о способности материала сопротивляться разрушению при зарождении трещин и их распространении, о технологических свойствах и эксплуатационных требованиях к материалам.
Студент должен знать:
– механические свойства материалов (предел прочности при растяжении sв, предел текучести sт, относительное удлинение d, относительное сужение y, ударную вязкость КС);
– технологические характеристики материалов и методы их определения (обрабатываемость резанием, способность к холодной и горячей пластической деформации, свариваемость);
– эксплуатационные требования к материалам (чувствительность к образованию трещин и склонность к деформационному старению, хладностойкость, жаропрочность, коррозионная стойкость, жаростойкость, износостойкость);
– классификацию материалов по химическому составу, структуре, качеству, применению;
– маркировку сталей и чугунов, цветных сплавов на основе меди, алюминия, титана.
1. Изучить свойства материалов и методы их определения (табл. 1.1).
2. Определить по рекомендуемой литературе химический состав, механические и др. свойства заданных марок материалов (табл. 1.2), результаты занести в таблицу 1.3.
3. Определить и зарисовать микроструктуру заданных марок материала.
4. Дать сравнительную характеристику свойств и области применения заданных марок материала.
При решении задачи использовать приведенный алгоритм (рис. 1.1).
5. Оформить отчет. Отчет должен включать: алгоритм выполнения задания с записью исходных данных и результатов выполнения задания, таблицу химического состава и свойств заданных марок материала, характеристику и схематическую зарисовку микроструктуры материала, сравнительный анализ свойств и область применения материала.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ.
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ЗАНЕСЕНИЕ ДАННЫХ В ТАБЛИЦУ |
| ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ |
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ГРУППЕ (ЧЕРНЫЕ, ЦВЕТНЫЕ) |
| МАРКИ МАТЕРИАЛОВ |
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА МАРОК МАТЕРИАЛА И ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ |
| НАЧАЛО |
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ЗАНЕСЕНИЕ В ТАБЛИЦУ |
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ СПЛАВОВ |
| ЗАРИСОВКА СХЕМЫ СТРУКТУРЫ СПЛАВОВ |
| КОНЕЦ |
| Рис. 1.1. Блок схема алгоритма решения задачи. |
| СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СВОЙСТВ ЗАДАННЫХ МАРОК |
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАДАННЫХ МАРОК СПЛАВОВ |
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И ЗАНЕСЕНИЕ ДАННЫХ В ТАБЛИЦУ |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Таблица 1.1
| № п/п | Вопросы | Ответы на страницах | |||
| 1* | 2* | 3* | 4* | ||
| Как подразделяются механические свойства, определяемые различными способами нагружения материалов? | 79-123 | – | – | ||
| Какие механические свойства материала выявляются при испытании на растяжение? | 80-81 | 88-89 | – | – | |
| Что позволяют определить конструктору, выбирающему материал, показатели пластичности d, y? | – | 88-92 | – | 125-126 | |
| Какому из материалов, имеющим равные пределы прочности sв, но различные значения d, следует отдать предпочтение при изготовлении детали? | – | 88-92 | – | ||
| Что такое конструктивная прочность и какие параметры используются для ее оценки? | 100-106 | 87-88 | – | 125-126 | |
| Как связано число твердости НВ с временным сопротивлением sв? | – | – | |||
| Для чего используются динамические испытания? | 84-87 | 102-105 | |||
| Что больше KCU, KCV или KCT одного и того же материала? Почему? | – | ||||
| В каком случае будет меньше разность между KCV или KCT у пластичного или у хрупкого материала? | – | 103-105 | |||
| Какие вы знаете наиболее распространенные методы оценки технологических характеристик судостроительной стали, соответствующие требованиям Российского морского регистра судоходства? | – | – | 90-98 | – | |
| Для каких материалов проводят испытания на осадку, сплющивание, раздачу и отбортовку? | – | – | 92-94 | – |
| Что такое углеродный эквивалент Сэкв при оценке свойств стали на свариваемость? | – | – | 94-95 | – | |
| Какие показатели свойств материалов являются критерием при испытаниях на склонность к механическому, деформационному старению? | – | – | 96-98 | – | |
| Чем отличаются истинные напряжения от условных? | – | 68-69 | – | – | |
| Что такое концентраторы напряжений и почему они опасны? | – | ||||
| Каковы признаки вязкого и хрупкого разрушений? | 51-57 | 77-80 | – | ||
| Объясните механизм образования и рост трещины? | – | 77-80 | 99-102 | 126-127 | |
| Каковы особенности структуры вязкого и хрупкого изломов? | 51-57 | 77-80 | 99-102 | – | |
| Какое практическое применение может найти вязкость разрушения К1с в конструкторских разработках? | 105-110 | 92-95 | – | ||
| Для каких материалов наиболее целесообразно определять вязкость разрушения К1с? | 105-110 | 94-95 | – | ||
| Какой материал будет иметь максимальную и минимальную трещиностойкость: 1) s0,2 = 500 МПа 2) s0,2 = 1200 МПа 3) s0,2 = 120 МПа | – | 94-95 | – | ||
| Какими методами определяется порог хладноломкости и как можно использовать на практике знание температурного запаса вязкости? | – | – | 127-128 | ||
| Какие механические характеристики материала служат для оценки прочности при циклическом нагружении? | 87-91 | 102-103 | – | 129-130 | |
| В чем характерная особенность поверхности разрушения при усталостных изломах? | 87-88 | 101-102 | – | ||
| Чем отличается малоцикловая усталость от многоцикловой? | – | 102-103 | – | 130-131 |
| Определить приближенно предел выносливости sR для стали с sв = 300 МПа? | – | – | – | ||
| Что называется ползучестью металла? | 91-94 | – | 284-285 | ||
| Какие механические характеристики служат для оценки жаропрочных свойств материала? | 91-94 | – | 284-285 | ||
Как расшифровать выражение ? | 91-94 | – | 284-285 | ||
Как расшифровать выражение ? | 91-94 | – | 284-285 | ||
| Назовите основные виды изнашивания и повреждаемости при трении в машинах. | 320-321 | 104-108 | – | 133-134 | |
| Почему окислительное изнашивание считают допустимым? | – | – | – | ||
| Назовите неразрушающие методы контроля качества заготовок и готовых изделий. | 123-143 | ||||
| Какие существуют методы упрочнения металлов? | – | 110-117 | – | 134-138 | |
| Какие меры являются наиболее радикальными в борьбе с усталостью? | – | – | – |
Примечание:
1.* Солнцев, Ю. П. Материаловедение: учебник для вузов / Ю. П. Солнцев, Е. И. Пряхин; под ред. Ю. П. Солнцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Химиздат, 2004. - 736 с.: ил.
2.* Лахтин, Ю. М. Материаловедение: учебник для втузов / Ю. М. Лахтин, В. П. Леонтьева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1990. - 527 с.: ил.
3.* Технология судостроительных материалов: учебное пособие. / В. И. Васильев, А. Д. Гармашев, А. Д. Озерский и др. – Л.: Судостроение, 1990. – 312 с.: ил.
4.* Материаловедение: учебник для втузов / Б. Н. Арзамасов, В. И. Макаров, Г. Г. Мухин и др.; под общ. ред. Б. Н. Арзамасова, Г. Г. Мухина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. – 648 с.: ил.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ
Таблица 1.2
| Вариант | Марки сплавов | ГОСТ |
| Ст1кп, Ст2пс, Ст3сп | 380-94 | |
| Ст3Гсп, Ст4пс, Ст6 | 380-94 | |
| сталь 15, 50, 70 | 1050-88 | |
| сталь 20Х, 18ХГТ, 12Х2Н4А | 4543-71 | |
| сталь 40Х, 40ХН2МА, 30ХМ | 4543-71 | |
| сталь Е32, Е36, Е40 | 5521-93 | |
| сталь 09Г2, 09Г2С, 10ХСНД | 5521-93 | |
| сталь 12Х13, 12Х18Н10Т, 08Х21Н6М2Т | 5632-32 | |
| сталь 55С2, 50ХФА, 65С2ВА | 14959-79 | |
| сталь 09Г2, 09Г2С, 10ХСНД | 19281-89 | |
| ВСт3Гпс2, ВСт3сп3, ВСт3Гпс4 | 5521-93 | |
| сталь А, В, D32 | 5521-93 | |
| сталь В, А32, D36 | 5521-93 | |
| сталь 14Г2, 17ГС, 14ХГС | 19281-89 | |
| сталь 30ХГС, 40ХНМ, 38ХН3М | 4543-71 | |
| сталь 65Г, 70С3А, 40ХФА | 14959-79 | |
| сталь У7, У10, У13А | 1435-90 | |
| сталь 13Х, ХВГ, 9Х5ВФ | 5950-73 |
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И МЕХАНИЧЕСКИЕ
СВОЙСТВА СПЛАВОВ
Таблица 1.3
| Марка | ГОСТ | Химический состав | Механические свойства | ||||||||
| s0,2 (sт) | sв МПа | d % | y % | КСU Дж/см2 | НВ | ||||||
температура ковки –
свариваемость –
обрабатываемость резанием –
склонность к отпускной хрупкости –
предел выносливости –
предел ползучести –
предел длительной прочности –
Корпусные стали и их назначение
(ГОСТ 5521–93)
Таблица 1.4
| Марка стали | Категория стали по правилам РМРС | Область применения |
| ВСт3пс2 | А | Неответственные корпусные конструкции |
| ВСт3сп4 ВСт3сп3 | В | Корпусные конструкции судов всех типов, классов и назначений |
| ВСт3сп2 | А | Корпусные конструкции судов всех типов, классов и назначений |
| ВСт3Гпс4 ВСт3пс4 ВСт3Гпс3 ВСт3пс3 ВСт3Гпс2 ВСт3пс2 | А или В | Неответственные корпусные конструкции судов всех типов, классов и назначений. Для конструкций ответственного назначения применяется по согласованию с органами надзора |
| 09Г2 | А32; Д32; Е32 | Корпусные конструкции судов всех типов, классов и назначений |
| 10ХСНД | А40; Д40; Е40 | Корпусные конструкции судов всех типов, классов и назначений |
| 09Г2С | А32; Д32; Е32 | Судостроительные конструкции морских судов и плавсредств |
В процессе ремонта судовых корпусов, особенно за пределами страны-строителя, часто приходится решать задачу выбора материала, эквивалентного использованному при постройке. Учитывая это, Международная ассоциация классификационных обществ (МАКО) разработала унифицированные требования к стали как основному материалу, применяемому при строительстве корпусов судов, согласно которым все стали разделяются на две группы:
1) обычные углеродистые стали – ОУС (mild steel);
2) стали повышенной прочности – СПП (high tensile steel).
Стали первой группы, в свою очередь, делятся по категориям в зависимости от вязкости, второй – по показателям прочности и категориям вязкости.
В качестве основной характеристики прочности стали принимается номинальный предел текучести, равный для ОУС 235 МПа, для СПП – 315, 355, 390 МПа, а в качестве основной характеристики категории – вязкость стали.
Для ОУС предусмотрены четыре категории вязкости – А, В, Д, Е, для СПП 315, 355, 390 – три (А, Д, Е) категории вязкости.
Категория стали кроме вязкости определяется также требованиями к химическому составу, раскислению, числу испытаний образцов. Наименее жесткие требования предъявляются к стали категории А, наиболее высокие – к стали категории Е. Требования к химическому составу, раскислению, ударной вязкости для сталей всех групп и категорий приведены в ХIII части ("Материалы") "Правил классификации и постройки морских судов" Российского морского регистра судоходства.
Категория вязкости назначается в зависимости от ответственности связи в составе корпуса. Различают три группы ответственности связей в составе корпуса судна: III группа – наиболее ответственные связи; II группа – связи средней ответственности; I группа – связи малой ответственности.
Группа ответственности связи, расчетная температура конструкции и толщина элемента конструкции определяют категорию вязкости стали, которая должна применяться при постройке и ремонте корпуса судна. Чем ниже расчетная температура и больше толщина связи, тем более высокой категории вязкости сталь необходимо применять.
Назначение корпусных сталей в зависимости от категории стали приведено в табл. 1.4.
КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
Группа Ф.И.О.
1. Вариант: 01
2. 35ХМ, 30ХГСА, 30ХН3МФА
3. Сталь легированная конструкционная
ГОСТ 4543-71 – легированные улучшаемые стали
4. Химический состав:
| Сталь | Содержание элементов, % | ||||
| C | Mn | Cr | Ni | др. эл-ты | |
| 35ХМ | хромоникелевая сталь | ||||
| 0,32-0,40 | 0,40-0,70 | 0,80-1,10 | 0,30 | Mo 0,15-0,25 | |
| 30ХГСА | хромомарганцевокремнистая сталь высококачественная* | ||||
| 0,28-0,34 | 0,80-1,10 | 0,80-1,10 | 0,30 | Si 0,90-1,20 | |
| 30ХН3МФА | хромоникельмолибденованадиевая сталь высококачественная* | ||||
| 0,33-0,40 | 0,25-0,50 | 1,2-1,5 | 3,0-3,5 | Mo 0,35-0,45 V 0,10-0,18 |
* – высококачественные стали содержат меньшее количество серы и фосфора
| Сталь | s0,2 МПа | sв МПа | d % | y % | КСU Дж/см2 | НВ |
| не менее | не более | |||||
| 35ХМ | – | |||||
| 30ХГСА | – | |||||
| 30ХН3МФА | – |
| 35ХМ | 30ХГСА | 30ХН3МФА | |
| Температура ковки: начала конца | |||
| 12600С | 12400С | 11800С | |
| 8000С | 8000С | 7000С | |
| Свариваемость | ограниченно свариваемая | ограниченно свариваемая | не применяется для сварных конструкций |
| Обрабатываемость резанием | 0,80 | 0,85 | – |
| Склонность к отпускной хрупкости | не склонна | не склонна | не склонна |
7. Эксплуатационные свойства сталей после улучшения (закалка, высокий отпуск):
| 35ХМ | 30ХГСА | 30ХН3МФА | |
| Предел выносливости s-1 , МПа | |||
Число циклов, n , МПа * , МПа ** | |||
| – | – | ||
| – | – | ||
| Предел ползучести sn, МПа | – | – | |
| Скорость ползучести, %/ч | 1/100000 | – | – |
| Предел длительной прочности sд , МПа | – | – |
* – запись
означает,
что напряжение 255 МПа при 5000С после 200 часов нагружения вызывает разрушение материала;
** – запись
означает,
что напряжение 59 МПа вызывает при 5000С в данной стали пластическую деформацию, равную 1% за 200 часов.
8. Характеристика структуры сталей:
конструкционные улучшаемые легированные стали 35ХМ, 30ХГСА, 30ХН3МФА по структуре являются доэвтектоидными сталями со структурой легированного феррита (твердый раствор легирующих элементов в α-железе) и перлита;
после улучшения (закалка, высокий отпуск) структура – сорбит отпуска.
9. Схемы структуры сталей:
исходное состояние после улучшения
10. Сравнительный анализ свойств сталей:
анализируемые стали являются углеродистыми (0,3 – 0,5 % С) и их подвергают улучшению – закалке (8200С – 8800С) в масле и высокому отпуску при 5500С – 6800С;
стали имеют высокий предел текучести, малую чувствительность к концентраторам напряжения, высокий предел выносливости и достаточный запас вязкости (KCU);
введение в сталь 35ХМ молибдена повышает механические свойства стали;
совместное легирование стали 30ХГСА марганцем и кремнием позволяет получить более высокие механические свойства после улучшения, но стали хромансил склонны к обратимой отпускной хрупкости и обезуглероживанию при нагреве;
введение в сталь 30ХН3МФА молибдена и ванадия способствует получению мелкозернистой структуры, обеспечивает высокую прокаливаемость, недостатком является трудность обработки резанием и высокая стоимость.
11. Область применения:
35ХМ – особо нагруженные детали ДВС, турбин, работающие при температуре до 4000С: шатуны, штоки, ответственные крепежные и соединительные детали;
30ХГСА – тяжелонагруженные детали, работающие при температуре до 2000С: зубчатые колеса, валы, рычаги, толкатели и т.д.;
30ХН3МФА – ответственные крупные тяжелонагруженные детали, работающие при температуре до 4000С: диски, валы, роторы турбин, детали редукторов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.
?
?
, МПа *
, МПа **