VI. Оценка учеником своих результатов

Вопросы:

- Хорошо ли ты сделал?

- Что получилось, что не получилось?

- Доволен ли ты своим результатом?

Этими вопросами оценивается самооценка ребенка, его критичность.

VII. Установление контакта со взрослыми.

Выделяют следующие виды эмоциональных отношений со взрослыми:

1. Интимно-личные.

2. Активно-положительное.

3. Спокойно-положительное.

4. Пассивно-положительное.

5. Конфликтное, амбивалентное: двойственность, противоречивость отношения.

6. Индифферентное дистанция, равнодушие.

VIII. Обучаемость – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Виды помощи (по содержанию):

1. Стимуляция – тип помощи, когда говорят: «Подумай!», «Проверь еще раз» и т.д. Это дополнение недостаточно сформированного контроля. Такой вид помощи бывает достаточен тем детям, которые обладают слабыми волевыми усилиями, у них недостаточно выражена мотивация.

2. Эмоционально регулирующая помощь: «Ты же умный мальчик, у тебя все получается и т.д. Данный вид помощи необходим неуверенным, тревожным детям.

3. Направляющая – заключается в активизации произвольного внимания ребенка: «Не спеши», «Как ты говоришь», «Посмотри внимательно на образец», «С чего ты начнешь», «Дальше» и т.д.

4. Организующая – ребенок выполняет исполнительские действия, а контроль и оценку производит взрослый. Функции как бы разделены между ребенком и взрослым. «Пошаговый контроль» за работой ребенка.

5. Обучающая – взрослый непосредственно сам предлагает ребенку способ действия, и объем оказанной помощи имеет существенное диагностическое значение, поэтому она оказывается в минимальном объеме. Например, взрослый указывает ребенку возможность применения иного способа действия, но не объясняет, как надо действовать. Больший объем помощи предполагает вопросы-подсказки, наталкивающие ребенка на нужный способ работы. Показ способа работы является самой большой по объему обучающей помощью.

Модуль 2. Психология обучения.

Тема 3. Психология образовательной среды. Образование и обучение.

Вопросы для обсуждения

1. Различные подходы к понятию «образование».

2. Образование как система: а) свойства образования; б) ступени образования; в) профиль модели и виды образования.

3. Образование как процесс.

4. Образование как результат.

5. Понятие обучения. Типы обучения.

6. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин).

7. Концепция проблемного обучения.

8. Психологическая сущность программированного обучения.

9. Зарубежные инновационные модели обучения.

10. Сугестопедическая концепция усвоения.

11. Теория нейролингвистического программирования Р. Бендлера, Дж. Гриндера.

12. Гештальттеория усвоения (Г. Мюллер).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «образование».

2. Перечислите критерии классификации видов образования.

3. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные стереотипы, называется:

а) моделью образования как государственно-ведомственная организация;

б) моделью развивающего образования;

в) традиционной моделью образования;

г) рациональной моделью образования.

4. Представителями ___________ модели образования являлись:

а) Дж. Холт, П. Гудман;

б) А. Маслоу, К. Роджерс;

в) В.В. Давыдов, В.В. Рубцов;

г) Д. Равич, Ж. Канель.

5. Как соотносятся понятия «образование» и «обучение»?

6. Охарактеризуйте УО «ГрГУ им. Янки Купалы» с точки зрения: а) модели образования; б) образовательных целей; в) содержания образования; г) формах, видах и качестве получения образования

7. Что такое обучение? Перечислите его типы.

8. Дайте определения обучаемости и обученности.

9. Какие ученые занимались проблемой обучаемости?

10. Назовите типы обучаемости.

11. Почему обучаемость связана с успеваемостью?

12. Кто автор понятия «зона ближайшего развития»?

13. Кто является основателем зарубежной педологии?

14. Обозначьте временные рамки научно-теоретического этапа становления педагогической психологии?

15. Кто автор теории поэтапного формирования умственных действий?

16. Что такое умственное действие? Приведите его виды.

17. Назовите этапы формирования умственных действий.

18. Назовите виды ориентаций в процессе формирования умственных действий.

19. Какая образовательная технология основана на формировании умственных действий?

20. Кто из ученых разработал теорию развивающего обучения?

21. Что такое проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос?

22. Каковы принципы программированного обучения?

23. Какие системы программирования вы знаете?

24. Что такое обратная связь и почему она важна при программированном обучении?

25. Кто из отечественных психологов разработали теорию учебной деятельности?

26. Кто разработал теорию проблемного обучения?

27. Когда и кем была организована первая педологическая лаборатория?

28. Кого считают основателем российской педологии?

29. Назовите причины неуспеваемости школьников.

30. Как может учитель повлиять на неуспеваемость?

31. Какие индивидуально-психические особенности учащихся влияют на понимание ими учебного материала?

32. Можно ли учиться, не допуская ошибок?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: