Пример 10. Кожевенно-обувной комбинат реализует свою продукцию через сеть клиентов с таким товарооборотом: Группы клиентов Объем реализации

Кожевенно-обувной комбинат реализует свою продукцию через сеть клиентов с таким товарооборотом:

Группы клиентов Объем реализации, млн. руб.
   
Оптовые 1020,0 2000,0
Мелкооптовые 650,0 800,0
Магазины 600,0 900,0
Итого: 2270,0 3700,0

Дать прогноз оценки структуры клиентов на 2003 г., используя матрицу вероятностей перехода (теорию цепей Маркова).

Решение

Сначала рассчитывается структура клиентов по годам:

Группы клиентов Структура реализации, %
   
Оптовые 44,9 54,1
Мелкооптовые 28,6 21,6
Магазины 26,5 24,3
Итого: 100,0 100,0

Теперь строится матрица перехода, при этом используются сведения только об итогах перемещений из группы в группу.

Пусть и векторы структуры совокупности в предыдущем и последующем периодах; число групп клиентов.

.

А. Составляется вспомогательная матрица . Элементы главной диагонали матрицы рассчитываются согласно соотношению:

при .

Группы клиентов Оптовые Мелкооптовые Магазины
Оптовые 44,9    
Мелкооптовые   21,6  
Магазины     24,3

Б. В результате остаются «неиспользованные» элементы прошлой структуры. Определяем их:

при ; .

Не полностью заполнены и элементы последующей структуры. Они определяются по формуле:

при ; .

В. Недоиспользованная структура (по строкам) распределяется пропорционально потребностям по столбцам :

при и ; ; ; ; ; ; ;

.

Теперь можно рассчитать элементы матрицы вероятностей перехода и саму прогнозируемую структуру клиентов:

при ;

.

Результаты расчетов:

Группы клиентов Прогноз структуры реализации на 2003 г., %
Оптовые 61,4
Мелкооптовые 16,3
Магазины 22,3
Итого 100,0

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: