Кожевенно-обувной комбинат реализует свою продукцию через сеть клиентов с таким товарооборотом:
Группы клиентов | Объем реализации, млн. руб. | |
Оптовые | 1020,0 | 2000,0 |
Мелкооптовые | 650,0 | 800,0 |
Магазины | 600,0 | 900,0 |
Итого: | 2270,0 | 3700,0 |
Дать прогноз оценки структуры клиентов на 2003 г., используя матрицу вероятностей перехода (теорию цепей Маркова).
Решение
Сначала рассчитывается структура клиентов по годам:
Группы клиентов | Структура реализации, % | |
Оптовые | 44,9 | 54,1 |
Мелкооптовые | 28,6 | 21,6 |
Магазины | 26,5 | 24,3 |
Итого: | 100,0 | 100,0 |
Теперь строится матрица перехода, при этом используются сведения только об итогах перемещений из группы в группу.
Пусть и векторы структуры совокупности в предыдущем и последующем периодах; число групп клиентов.
.
А. Составляется вспомогательная матрица . Элементы главной диагонали матрицы рассчитываются согласно соотношению:
при .
Группы клиентов | Оптовые | Мелкооптовые | Магазины |
Оптовые | 44,9 | ||
Мелкооптовые | 21,6 | ||
Магазины | 24,3 |
Б. В результате остаются «неиспользованные» элементы прошлой структуры. Определяем их:
|
|
при ; .
Не полностью заполнены и элементы последующей структуры. Они определяются по формуле:
при ; .
В. Недоиспользованная структура (по строкам) распределяется пропорционально потребностям по столбцам :
при и ; ; ; ; ; ; ;
.
Теперь можно рассчитать элементы матрицы вероятностей перехода и саму прогнозируемую структуру клиентов:
при ;
.
Результаты расчетов:
Группы клиентов | Прогноз структуры реализации на 2003 г., % |
Оптовые | 61,4 |
Мелкооптовые | 16,3 |
Магазины | 22,3 |
Итого | 100,0 |