Понятие и формы государственного устройства РФ. Отличие федерации и конфедерации от унитарной формы государственного устройства

Унитарное государство -это, по сути, монолит­ное государство, образованное административно-тер­риториальными единицами, которые подчиняются цент­ральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это государство цельное и сплачивающееся вокруг сильного центра Можно отметить следующие признаки унитарного го­сударства: единые, общие для всей страны высшие испол­нительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действу­ет одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государ­ства (области, департаменты, округа, провинции, граф­ства) государственным суверенитетом не обладают; уни­тарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко до­пускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооружен­ные силы, руководство которыми осуществляется цент­ральными органами государственной власти.

Федеративное государство в отличие от унитарно­го представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Оно обладает следующими характе­ристиками: территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т. д.; в союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит феде­ральным государственным органам; субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судеб­ные органы; в большинстве федераций существует союз­ное гражданство и гражданство федеральных единиц; при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов феде­рации; основную общегосударственную внешнеполитиче­скую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бра­зилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся на правах добровольности по тер­риториальному и национальному признаку, которые опре­деляет характер, содержание, структуру государственного устройства. В этом плане территориальная федерация ха­рактеризуется ограничением государственного суверени­тета субъектов федерации, а национальная федерация - более сложным государственным устройством. Различие между ними состоит в степени суверенности их субъектов. В любом случае центральная власть обладает верховен­ством по отношению к высшим государственным органам членов федерации.

Под суверенитетом государства понимается верхо­венство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Су­веренитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета госу­дарства, волеизъявление народа порождает государствен­ную власть. В то же время народ выступает как своеобраз­ный гарант государственного суверенитета. Верховенство государственной власти выражается в ее неограниченно­сти ничем, кроме конституции, естественного права и за­конов, а также в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан. Не­зависимость государственной власти означает, что она вправе принимать нормативные акты и обеспечивать кон­ституционный правопорядок, который обеспечивается от­сутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Кроме унитарного и федеративного государства суще­ствуют другие виды государственного устройства.

Конфедерацией называется союз суверенных госу­дарств, образуемый для достижения определенных целей. Союзные органы лишь координируют деятельность членов конфедерации по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Конфедерация не обладает суверенитетом. В от­личие от федерации и унитарного государства, конфе­дерации - образования неустойчивые: они либо рас­падаются, либо преобразуются в федерации. Особой формой конфедерации является ассоциированное госу­дарственное объединение (ЕС). Процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государству. А может и не привести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: