Игры и занятия, прогулки и прием пищи невозможны без общения дошкольника со взрослыми и другими детьми. Детям 3-5 лет свойственно внеситуативно-познавательное общение, когда познаются предметы и явления окружающего мира. В эти годы общение связано со стремлением ребенка получать новые знания и с желанием обсуждать причины явлений. В основе такого общения лежит развитие функций речи.
В 6-7 лет начинается внеситуативно-личностное общение, при котором осознаются особенности взаимоотношений сверстников со взрослыми и особенности своей личности. Взаимоотношение с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.
В этом возрасте общение со сверстниками приобретает особый смысл. Цель общения дошкольников - продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание. Ребенку очень важна одобряющая оценка сверстников, благодаря которой он имеет уверенность в том, что его замечают (удовлетворение потребности в признании). При недостаточном общении со сверстниками в данном периоде детства может сформироваться задержка эмоционального развития, влияние которой отразится на последующей жизни ребенка.
|
|
Взрослый также должен эмоционально поддерживать значимость личности ребенка-дошкольника, его самооценки. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на формирование определенного стиля детского поведения, но и на психическое здоровье детей. Так, уверенность ребенка в негативной оценке его как личности взрослым может спровоцировать подавленную агрессию. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и ребенком может вызвать у дошкольника чувство тревоги и ощущение эмоционального неблагополучия.
Неправильное общение в семье может привести:
· к односторонней привязанности, чаще к матери, при этом ослабевает потребность общения со сверстниками;
· к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;
· к страху при выражении взрослым отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку (например, страх темноты).
Для сохранения психического здоровья ребенка взрослым необходимо чаще разговаривать и играть с ним. При этом у родителей и воспитателей создается возможность передать детям необходимые знания и навыки, понятия о жизненных правилах и ценностях, суть запретов и ограничений, а также лучше понимать друг друга.