Дети 4-го и 5-го годов жизни осматриваются педиатром детской поликлиники или дошкольного образовательного учреждения один раз в год. Во время осмотра при активном участии медицинской сестры ребенку делается антропометрия, организуется проведение анализов крови, мочи, кала на яйца глист. По показаниям дети осматриваются другими специалистами.
В 5 лет проводится углубленный осмотр детей с целью оценки соответствия состояния их здоровья предстоящему обучению в школе. Наряду с педиатром дошкольники осматриваются невропатологом, отоларингологом, стоматологом, логопедом, хирургом, ортопедом. Проводятся те же обследования, что и в предыдущие годы жизни. По показаниям детей осматривают и другие специалисты, проводятся необходимые обследования.
При выявлении отклонений в состоянии здоровья ребенку назначается лечение, проводятся оздоровительные мероприятия. Их цель - ребенок должен быть здоровым к началу обучения в школе. Для проверки эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий и их коррекции проводятся повторные углубленные осмотры в возрасте 6 и 7 лет.
Не позднее чем за полгода до поступления в первый класс всем детям проводится психологическое обследование с целью определения уровня психического развития ребенка и его соответствия обучению в школе. Оно включает собеседование с ребенком, исследования мышления, речи, мелких и крупных движений и т.д. В возрасте 6-7 лет на основании данных о состоянии здоровья, биологической и школьной зрелости дается окончательное заключение о готовности ребенка к обучению в школе.
В связи с этим выделяются:
1. Специальная готовность (умение читать, считать, писать).
2. Психологическая готовность:
· социально-психологическая (отношение к школе, к учителям, к учебной деятельности, к самому себе; умение общаться со взрослыми и сверстниками, действовать совместно с другими);
· интеллектуальная (запас знаний, желание узнавать новое, развитие образных представлений, мышления и речи);
· эмоционально-волевая (способность управлять своим поведением, умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем, стремление преодолевать трудности и достигать результатов своей деятельности).
3. Физическая готовность (состояние здоровья; физическое развитие, развитие органов чувств, мелких групп мышц и основных движений).
Детям, не готовым к школьному обучению, может быть рекомендовано повторное обучение в подготовительной группе ДОУ или подготовительный класс школы. Некоторым детям проводится дополнительное обследование перед началом учебного года.