Право собственности на земельные участки: понятие и формы

ПС на ЗУ – совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу владения, пользования, распоряжения ЗУ. Земля является не только недвижимым имуществом, но и природным объектом и ресурсом, а, следовательно, оборотоспособность ЗУ ограничивается. Ст. 27 ЗУ выделяет три вида оборотоспособности земель: 1)изъятые из оборота; 2) ограниченные в обороте; 3)приватизация которых запрещена.

Земли, изъятые из оборота, запрещено предоставлять в частную собственность и они не могут быть предметом гражданско-правовых сделок. На них размещаются объекты, имеющие федеральное значение. ЗК содержит исчерпывающий перечень земель, ограниченных в обороте (земли транспорта, связи, лесного фонда). В соответствии с ЗК запрещена приватизация ЗУ в пределах береговой полосы водных объектов общего пользования. Запрещается приватизация также земель общего пользования населенных пунктов.

Формы ПС: частная, государственная (собственность РФ и субъектов(S) РФ), муниципальная (собственность районов, городских округов, поселений). В ЗК перечислены основания отнесения ЗУ к гос. и муниципальной собственности: 1) признание ЗУ таковыми ФЗ. Это те случаи, когда право гос. или муниципальной собственности непосредственно устанавливается законами. Например: ЛК, ВК, ФЗ «Об обороне» и др. 2) ПС возникло при разграничении гос. собственности на землю. С 2001 по 2006 годы действовал ФЗ «О разграничении гос. собственности на землю», в соответствии с которым основным критерием разграничения гос. собственности на землю являлась форма собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на ЗУ. Для возникновения гос. или муниципальной собственности на землю требовалось осуществление гос. регистрации права на основании акта правительства РФ. Актом утверждался перечень земель, относящихся к гос. или муниципальной собственности, составляемые S РФ. Процедура, предусмотренная этим законом, требовала длительного времени для разграничения гос. собственности на землю, в связи с чем в 2006 году закон был признан недействительным и в настоящее время данные отношения регулируются ФЗ «О введение в действие ЗК РФ». В законе сохранены критерии разграничения гос. собственности на землю, но изменена процедура. Для регистрации права на ЗУ достаточно предоставить документы, устанавливающие право на здание, строение, сооружение и ЗУ, на котором они размещаются. В связи с тем, что не ставится цель разграничить Форму собственности на все ЗУ, не предоставленные в частную собственность, в земельное законодательство ввели термин «ЗУ, на которые гос. собственность не разграничена». Земельным законодательством устанавливается презумпция гос. собственности на землю, то есть в соответствии с ЗК ЗУ, не предоставленные в частную собственность, не объявленные собственностью S РФ, муниципальной считаются гос. собственностью, т.е. сохраняется та форма собственности на землю, которая существовала до проведения современной земельной реформы. 3) ПС, возникшее на гражданско-правовом основании. Примером может являться выкуп ЗУ, предоставленных в частную собственность для гос. и муниципальных нужд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: