Индивидуальное задание. (Анализ перспектив реструктуризации предприятия с использованием трансфертного ценообразования)

Курсовая работа предполагает решение задачи по приведенному примеру согласно варианту, соответствующего списочному номеру в журнале.

Типовой пример:

Одной из возможностей оценки экономических последствий реструктуризации бизнеса может быть формирование такой организационной структуры предприятия, которая позволит гармонизировать интересы всех сегментов бизнеса, и в конечном итоге повысить эффективность предпринимательской деятельности в целом. Эти мероприятия могут сопровождаться проведением трансфертного ценообразования, т.е. внутренних расчетных цен между сегментами одной организации. На практике применяются 3 метода расчета трансфертной цены (ТЦ):

1) на основе рыночных цен;

2) на основе себестоимости (переменной или полной) продукции или услуг, т.е. по принципу «себестоимость плюс»;

3) на основе договорных цен, сформированных под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (услуг).

Ситуация 1. Общество с ограниченной ответственностью «Н» изготавливает продукцию 1 и продукцию 2. Кроме того, осуществляется реализация на сторону полуфабриката собственного производства. Основными подразделениями ООО являются:

- производство №1 – участок по производству полуфабриката – основы для изготовления готовой продукции;

- производство №2 – участок по изготовлению продукции 1;

- производство №3 – участок по изготовлению продукции 2;

- ОТК – отдел технологического контроля;

- коммерческий отдел – состоит из двух подотделов, занимающихся сбытом готовой продукции;

- бухгалтерия – осуществляется главным бухгалтером и осуществляет все учетные и контрольные функции.

Производство №1 изготавливает полуфабрикат. Его можно считать законченным изделием, так как он имеет соответствующую фасовку, маркировку и паспорт, выдаваемый отделом ОТК. Выработанный полуфабрикат приходуется на склад. Часть полуфабриката передается в производство №2, где происходит выработка продукции 1. Другая его часть передается в производство №3 для изготовления продукции 2. Помимо обеспечения потребностей этих участков, мощности производства №1 позволяют производить продукцию для реализации на сторону.

Бухгалтерская служба представлена тремя группами учета, которые обрабатывают финансовую информацию и взаимодействуют с другими отделами предприятия.

Отсутствие оперативной информации о затратах не позволяет менеджерам предприятия проводить эффективную ценовую политику. Возникает необходимость проанализировать эффективность проведения мероприятия по реструктуризации с выделением самостоятельных сегментов бизнеса, введением системы трансфертного ценообразования и построения на этой основе новой системы учета и отчетности. Реструктуризацию бизнеса целесообразно проводить следующими этапами:

1. Выделение из организационной структуры предприятия головного и обособленного подразделения, с дальнейшим выделением внутри головного и обособленного подразделений центров ответственности. Далее, в обособленном подразделении выделяются несколько самостоятельных бизнес-подразделений, таких как:

- бизнес-подразделение №1 (БП1) – производит полуфабрикат для изготовления продукции и передает его в бизнес-подразделение №2 по трансфертным ценам (или реализует на сторону);

- бизнес-подразделение №2 (БП2) – производит продукцию 1 и передает его по трансфертным ценам в коммерческие отделы;

- бизнес-подразделение №3 (БП3) – «Коммерческий отдел 1» - реализует готовую продукцию;

в головном:

- бизнес-подразделение №4 (БП4) – производит продукцию 2 и передает его в коммерческие отделы;

- бизнес-подразделение №5 (БП5) - «Коммерческий отдел 2» - реализует готовую продукцию.

Коммерческие отделы 1 и 2 имеют собственные рыночные ниши по сбыту продукции, а их руководителям делегированы права по принятию управленческих решений в части увеличения объема продаж.

2. Формирование трансфертных цен во взаимоотношениях между бизнес-подразделениями. Это позволит решить следующие задачи: 1) объединить интересы всех участников предпринимательской деятельности; 2) объективно оценить вклад каждого подразделения в общие результаты организации.

При применении трансфертного ценообразования производственные отношения между сегментами будут строиться следующим образом: БП1, являющийся центром прибыли сможет самостоятельно реализовывать свою продукцию. Это подразделение заинтересовано в высокорентабельной работе, т.к. от этого зависит оплата труда его сотрудников. БП2 и БП3 смогут либо использовать продукцию БП1, либо закупать ее на стороне. Т.о. между сегментами разовьется взаимовыгодное сотрудничество, которое благоприятно скажется на конечных результатах деятельности компании. Исходя из известных методов формирования трансфертной цены на продукцию с учетом специфики организации могут быть представлены следующие подходы:

1.Определение ТЦ на основе рыночной конъюнктуры. Существует целый ряд фармацевтических предприятий, где можно разместить заказы на изготовление тех или иных лекарственных форм. В таблице 1 представлена информация о стоимости изготовления 1 грамма препарата.

Таблица 1

Название предприятия Сумма, тыс.р.
Предприятие 1 9,10
Предприятие 2 7,45
Предприятие 3 7,75

2.Установление ТЦ по методу «себестоимость +». Есть данные о затратах бизнес-подразделений, составленные с учетом разработанных организацией и зафиксированных в регламенте производства норм расхода прямых, общепроизводственных и общехозяйственных затрат, фактической площади, занимаемой каждым подразделением и т.д.

Для БП 1(исходя из производства 1000 гр. полуфабриката в месяц) удельные переменные расходы составляют 3390 р. На 1 гр., полная нормативная себестоимость – 4885 р. Производственные мощности БП1 – 2000 гр. полуфабриката в месяц. Мощности загружены на 100 %; 1000 гр. полуфабриката отгружается на сторону, остальные потребляются для выполнения внутренних заказов.

Для БП 2 (исходя из загрузки полуфабриката 100 гр. в месяц на 1000 штук) удельные переменные затраты составляют 555,9 р. на 1 упаковку (без учета стоимости полуфабриката – 67,4 р.); полная нормативная себестоимость 1 упаковки– 580,71 р. Производственные мощности БП 2 способны переработать 1000 гр. полуфабриката в месяц, однако, переработано лишь 500 гр. полуфабриката; при этом выход готовой продукции – 5000 упаковок препарата 1. БП 2 самостоятельно реализует продукцию по отпускной цене предприятия – 750 р.за упаковку.

Для БП 4 (исходя из загрузки полуфабриката 100 гр.в месяц на 2700 штук) удельные переменные затраты составляют 354 р. на упаковку (без учета стоимости полуфабриката – 173 р); полная нормативная себестоимость – 700 р. на упаковку. Постоянные расходы всего составляют 934200 р. Производственные мощности БП4 способны переработать 500 гр. полуфабриката в месяц, что и происходит, при этом выход готовой продукции – 13500 упаковок препарата 2. БП 4 самостоятельно реализует продукцию по отпускной цене предприятия 725 р. За упаковку.

Для БП 3 и БП 5затраты составляют по 43290 руб.

Размер административных расходов предприятия оценивается в 2380125 р.

Требуется определить варианты формирования ТЦ на продукцию для ее передачи с другие подразделения и коммерческие отделы. При этом отразить вариант цены, который выгоден и передающему и приобретающему объекту.

Рекомендации к решению:

Необходимо сформировать цену для подразделения БП 1, производящего полуфабрикат, а затем выявить как эта цена влияет на маржинальный доход БП 2 и БП 4 для того чтобы уяснить цену, которая им выгодна для приобретения полуфабриката у БП 1. Для этого требуется заполнить таблицы 2, 3,4.

Варианты формирования ТЦ на полуфабрикат БП1 Таблица 2

Вариант формирования ТЦ БП1 150 % 240 % 100 % 150 % 180 % Рыночная стоимость продажи 1000г п/ф-та на сторону, р.
От переменных расходов От переменных расходов От полной себестоимости От полной себестоимости От полной себестоимости
1. Выручка за 1000 гр. (стр.2*150/100)          
2. Переменные расходы            
3. Маржинальный доход (стр. 1-стр.2)          
4. Постоянные расходы            
5. Прибыль (стр.3-стр.4)          

Аналогично заполняются остальные строки таблицы 2.

Рыночная стоимость продажи определяется на основе рыночной конъюнктуры как средняя цена изготовления 1гр. препарата на трех условных предприятиях.

Влияние ТЦ полуфабриката на маржинальный доход БП 2

Таблица 3

Вариант формирования покупной ТЦ полуфабриката 150 % 240 % 100 % 150 % 180 % Рыночная цена, р.
От переменных расходов От переменных расходов От полной себестоимости От полной себестоимости От полной себестоимости
1. Выручка            
2.Стоимость полуфабриката            
2. Переменные расходы   (67,4*5000)          
3. Маржинальный доход            
4. Постоянные расходы            
5. Прибыль            

Стоимость полуфабриката соответствует каждому варианту формирования покупной стоимости, уменьшенной вдвое (см. табл.2).

Заполнив таблицы 2 и 3 выбираем оптимальную покупную цену полуфабриката, которая не приводит к убыткам БП 2 и обеспечивает БП 1 маржинальный доход, достаточный для покрытия собственных постоянных расходов и получения небольшой прибыли.

Влияние ТЦ полуфабриката на маржинальный доход БП 4

Таблица 4

Вариант формирования покупной ТЦ полуфабриката 150 % 240 % 100 % 150 % 180 % Рыночная цена, р.
От переменных расходов От переменных расходов От полной себестоимости От полной себестоимости От полной себестоимости
1. Выручка            
2.Стоимость полуфабриката            
2. Переменные расходы            
3. Маржинальный доход            
4. Постоянные расходы            
5. Прибыль            

Аналогичным образом заполняется таблица 4 и делаются соответствующие выводы. В таблицах 3 и 4 указан доход, полученный от реализации продукции при применении отпускных цен предприятия.

БП 2 и БП 4 не могут самостоятельно реализовывать продукцию на сторону, поскольку для этих целей в головном и обособленном подразделениях созданы коммерческие отделы. Соответственно, необходимо определить по какой трансфертной цене производственным сегментам выгодно передавать готовую продукцию в коммерческие отделы, чтобы последние были заинтересованы в результатах своей деятельности. Расчеты проводятся в таблицах 5 и 6.

Варианты расчета ТЦ на готовую продукцию БП 2, передаваемую на реализацию в коммерческие отделы

Таблица 5

Возможные варианты расчета ТЦ на гп. БП 2 Рыночные цены за единицу 125 % 150 % 100 % 120 % 160 % Отпускная цена предприятия
От переменных р-дов От переменных р-дов От полной с/сти От полной с/сти От полной с/сти  
БП -2   5000 уп Из 500 гр композиции     750 р/уп
Выручка от продажи препарата 1   (555,9*1,25* 5000)          
Стоимость п/та (переменная с/сть +%)              
Переменные расходы              
Маржинальный доход              
Постоянные расходы              
Прибыль от продажи              

Заполнив таблицу 5, следует выбрать оптимальный вариант установление цены по формуле «себестоимость +», обеспечивающей максимальную прибыль БП 2 и учитывающий интересы коммерческих отделов. При этом, выбранный вариант цены не должен превышать отпускную цену предприятия. Варианты расчета ТЦ на готовую продукцию БП 4, передаваемую на реализацию в коммерческие отделы

Таблица 6

Возможные варианты расчета ТЦ на гп. БП4 Рыночные цены за единицу 150 % 170 % 100 % 150 % 170 % Отпускная цена предприятия
От переменных р-дов От переменных р-дов От полной с/сти От полной с/сти От полной с/сти  
БП -4   13500 уп Из 500 гр композиции     725 р/уп
Выручка от продажи препарата 2   (354*1,5* 13500)          
Стоимость п/та (переменная с/сть +%)              
Переменные расходы              
Маржинальный доход              
Постоянные расходы              
Прибыль от продажи              

Аналогично предыдущей таблице, выбирается вариант цены, позволяющий максимизировать прибыль БП 4 и не превышающий отпускную цену предприятия.

В заключении составляется таблица, отражающая влияние ТЦ на прибыль бизнес-подразделений, руб.

Таблица 7

Обособленное подразделение   Головное подразделение  
БП 1   БП 4  
Выручка, всего, в т.ч.   Выручка от реализации продукта 1 (13500 уп) «% от с/сти»  
- реализация 1000 гр композиции (переем. с/сть+ %)   Стоимость полуфабриката 500 гр.  
- реализация 1000 гр. композиции на сторону по средней цене за гр   Переменные расходы  
Переменные расходы   Постоянные расходы  
Постоянные расходы   Прибыль от реализации  
Прибыль от реализации   Административные расходы  
Административные расходы   Операционная прибыль  
Операционная прибыль   БП 5  
БП 2   Выручка, всего в т.ч. от продажи продукции 1 – 750 р/уп (2500 уп) продукции 2 – 725 р/уп (6750 уп)  
Выручка от реализации 5000 уп. (% от с/сти)   Закупочная стоимость продукта 1  
Стоимость композиции 500 гр   Закупочная стоимость продукта 2  
Переменные расходы   Постоянные расходы  
Постоянные расходы   Прибыль от реализации  
Прибыль от реализации   Административные расходы  
Административные расходы   Операционная прибыль  
Операционная прибыль      
БП 3      
Выручка, всего в т.ч. от продажи продукции 1 – 750 р/уп (2500 уп) продукции 2 – 725 р/уп (6750 уп)      
Закупочная стоимость продукта 1      
Закупочная стоимость продукта 2      
Постоянные расходы      
Прибыль от реализации      
Административные расходы      
Операционная прибыль      
Показатели деятельности обособленного подразделения   Показатели деятельности головного подразделения  
Прибыль от реализации обособленного подразделения   Прибыль от реализации головного подразделения  
Административные расходы обособленного подразделения   Административные расходы головного подразделения  
Операционная прибыль подразделения   Операционная прибыль подразделения  
Показатели деятельности по всему предприятию
Прибыль от реализации Административные расходы Операционная прибыль предприятия

Размер административных расходов предприятия составляет 2380125 руб. Распределение их между подразделениями осуществляется соответственно прибыли от реализации, получаемой ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: