Спортивная специализация не исключает всестороннего развития спортсмена. Значительный прогрессе в спорте возможен лишь на основе:
- общего повышения функциональных возможностей организма;
- разностороннего развития физических и духовных способностей,
Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития, в том числе и интеллектуального, объясняется двумя основными причинами.
Во-первых, единством организма - органической взаимосвязью его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Хотя каждый вид спорта требует особых соотношений развития физических качеств, всегда действует общая закономерность: придельное развитие одного качества возможно лишь при условии общего повышения возможностей организма, т.е. одно физическое качество развивается быстрее при соответственном уровне развития других физических качеств (закономерности развития физических качеств).
Во-вторых, взаимодействиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных навыков и умений, освоенных спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для образования новых двигательных навыков и совершенствования освоенных ранее, (закономерности формирования двигательных навыков и переноса навыков)
|
|
Закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы
спортивная тренировка строилась как:
- процесс разностороннего развития с одной стороны;
- с другой- тренировка должна иметь определенную направленность – специализацию (специализация – это рациональное распределение времени и усилий в определенной области).
В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовка, органическое сочетание общей и специальной подготовки отвечает закономерностям спортивного совершенствования, где всестороннее развитие спортсмена является одной из предпосылок физического совершенствования спортсмена.
Закономерности прогрессирования в спорте требует, чтобы тренировка, обеспечивая максимальную степень совершенствования спортсмена в избранной специализации, содействовала бы одновременно его всестороннему физическому развитию.
Строя тренировочный процесс с учетом принципа единства общей и специальной подготовки, необходимо иметь в виду следующие положения:
1. Неотделимости общей и специальной подготовки как одинаково необходимых сторон спортивной тренировки.
2 .Взаимообусловленности содержания общей и специальной подготовки.
3. Необходимости соблюдения определенной меры соотношения общей и специальной подготовки в процессе многолетней спортивной тренировки.
|
|
Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимной зависимости их содержания: содержание общей физической подготовки определяется с учетом особенностей вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от фундамента созданного в общей подготовки.
Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.
В практике встречается как чрезмерное сужение общей подготовки, так и чрезмерное увеличение ее удельного веса на отдельных этапах тренировочного процесса.
Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.
При реализации данного принципа необходимо опираться на следующие положения:
а) в любом виде спорта процесс тренировки должен включать в себя как общую, так и специальную подготовку спортсмена;
б) содержание общей подготовки спортсмена во многом зависит от спортивной специализации его, а содержание специальной подготовки -
от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой;
в) в процессе тренировки следует соблюдать оптимальное соотношение общей и специальной подготовки, гак как не всякое соотношение
этих сторон подготовки будет полезным для спортсмена.
Вкаждом конкретном случае соотношение общей и специальной подготовки зависит от возраста спортсмена, уровня его спортивного мастерства, спортивной специализации, индивидуальных особенностей, степени тренированности, этапа и периода тренировки.