Отбор в процессе многолетней подготовки

(КРИТЕРИИ, ТЕСТЫ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ) добавить из железняка ПФСС ст 117

Важная роль в подготовке квалифицированных спортсменов при­надлежит эффективной системе отбора, которая представляет собой организационно-методические мероприятия комплексного характера, включающие педагогические, психологические, социологические, ме­дико-биологические и другие методы исследований, на основе кото­рых выявляются задатки и способности индивида, соответствующие требованиям избранного вида спорта. Процесс определения соответствия способностей человека особенностям вида спорта принято называть отбором. Отбор – это процесс определения, на сколько качества и свойства ребенка соответствуют особенностям спортивной деятельности.

Спортив­ный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолет­ней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов ис­следования.

Цель спортивного отбора заключается не столько в определении пригодности к занятиям, каким либо видом спорта, сколько в выявлении потенциальных возможностей начинающих спортсменов. Прогнозируется не быстрота овладения техникой и тактикой, а возможность достижения предельных результатов в оптимальном возрасте.

При проведении отбора используют критерии оценки пригодности, они подразделяются на 3 вида:

1) задатки – это врожденные или приобретенные в первые годы жизни анатомо-физиологические особенности (пропорции тела, особенности мышечной и сердечно-сосудистой систем), которые могут служить задатками будущих успехов;

2) одаренности - комплекс свойств и качеств, от которых зависит возможность достижения спортивного успеха. Это не технические и тактические навыки, а те качества, которые обеспечивают успех при овладении навыками (быстрота, координация движения, оперативное мышление). При начальном отборе они являются главным критерием;

3) способности – это умения управлять своей двигательной деятельностью, т.е. выбор способов действий и операций, те процессы, которыми эти умения регулируются. Их можно оценивать только на определенном уровне спортивного мастерства. Их исполняют только при выборе (отборе) в команды мастеров.

Спортивный отбор осуществля­ется путем использования различных методов. Методы это приемы для измерения определенных критериев они бывают педагогические, психологические, медико-биологических, социологические.

Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координа­ционных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индиви­дуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Социологические ме­тоды позволяют получить данные о спортивных интересах детей, рас­крывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к дли­тельным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.

Организация – это комплекс мероприятий, направленных на наиболее целесообразное использование методик, т.е. мероприятия по вовлечению детей и обеспечению их массового прихода в спортивную деятельность. Для проведения отбора необходимо подготовить места занятий, инвентарь, приемную комиссию, протоколы.

В спортивных играх существует два вида отбора:

1) спортивная ориентация – определение пригодности и перспективности к спортивному совершенствованию в конкретной спортивной игре;

2) комплектования команды – формирование коллектива, способного выступать как единое целое.

Целью отбора является выявление потенциальных возможностей, начинающих спортсменов, т.е. прогнозируется не быстрота овладения техники и тактики, а возможность достижения предельных результатов в оптимальном возрасте.

Отбор осуществляется в четыре этапа.

Спортивная ориентация включает две ступени:

1) отбор детей, способных заниматься конкретной спортивной игрой;

2) отбор детей, способных достичь высоких спортивных результатов.

На первой ступени – определяется исходный уровень физического развития и развитие физических способностей. Здесь главными критериями являются:

1) антропометрические показатели, 2) показатели функциональные состояния и развития основных двигательных способов, 3) двигательная активность и игровое мышление.

К антропометрическим показателям относятся – рост, величина кистей, стоп вес, развитие мускулатуры, подвижность нервных процессов.

К функциональному состоянию и развитию двигательных качеств относятся – уровень быстроты, скоростно – силовых качеств, ловкость, точность, ЧСС, давление МПК.

Двигательная активность и игровое мышление – подвижность на площадке, быстрота ориентировки в пространстве, во времени, оперативное мышление - быстрота и эффективность принятых решений.

На II ступени – принимается решения (через 1-1,5 года) о перспективности спортсмена для спортивной игры – т.е. идет специализированный отбор. Здесь основное значение имеет оценка темпов роста способностей, т.е. как растут показатели физической и технической подготовки (показатели приведены в программе ДЮСШ).

III ступень - на этапе углубленной тренировки, ориентация продолжается, но она направлена на выбор амплуа – здесь идет поиск наилучшего применения способностей игрока в команде.

IV ступень - на этапе спортивного совершенствования идет отбор в команду мастеров и сборные команды.

Таким образом, на этапе отбора, используются следующие критерии:

I ступень II ступень

1. Оценка двигательных способностей 2. Особенности телосложения 3. Психомоторные способности 1. Функциональные задатки 2. Уровень физических и координационных способностей 3. Морфофункциональные данные 4. Психология качества

Правильный отбор, обеспечивал реальное создание спортивного (резерва) потенциала.

КОНТРОЛЬ СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ


  ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
I ЭТАП ОБЩЕЙ ПОДГОТОВКИ II ЭТАП СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ III ЭТАП ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ
ЗАДАЧИ создание предпосылок для создания спортивной формы приобретение спортивной формы (повышение тренированности, развитие специальных физических качеств) завершение становления спортивной формы поддержание спортивной формы (повышение подготовленности, достижение стабильных результатов) НАЙТИ В СТАРЫХ ЛЕКЦИЯХ
ФИЗИЧЕСКАЯ 40% 20% 10%    
ТЕХНИЧЕСКАЯ 40% 30% 30%    
ТАКТИЧЕСКАЯ 20% 50% 60%    
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ трудолюбие, волевая подготовка, развитие специальных качеств и свойств борьба с утомлением, волевая подготовка, развитие специальных качеств и свойств      
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ знания о спортивной деятельности, умения вести дневник, планировать контрольные задания        
МЕТОДЫ повторный переменный, равномерный……. интервальный и соревновательный      
СРЕДСТВА специализированные и комплексные по физической и технической подготовки специализированные и комплексные по физической, технической и тактической подготовки, индивидуальные, групповые и командные технико- тактические действия по технико- тактической подготовке, участие в подготовительных, контрольных и календарных соревнованиях    
НАГРУЗКА         снижается
ОБЪЕМ увеличивается стабилизируется снижается снижается и стабилизируется снижается
ИНТЕНСИВНОСТЬ увеличивается но, в меньшей степени, чем объем увеличивается увеличивается до соревновательного уровня и выше увеличивается до максимума и стабилизируется снижается в большей степени, чем объем



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: