(КРИТЕРИИ, ТЕСТЫ, МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ) добавить из железняка ПФСС ст 117
Важная роль в подготовке квалифицированных спортсменов принадлежит эффективной системе отбора, которая представляет собой организационно-методические мероприятия комплексного характера, включающие педагогические, психологические, социологические, медико-биологические и другие методы исследований, на основе которых выявляются задатки и способности индивида, соответствующие требованиям избранного вида спорта. Процесс определения соответствия способностей человека особенностям вида спорта принято называть отбором. Отбор – это процесс определения, на сколько качества и свойства ребенка соответствуют особенностям спортивной деятельности.
Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования.
|
|
Цель спортивного отбора заключается не столько в определении пригодности к занятиям, каким либо видом спорта, сколько в выявлении потенциальных возможностей начинающих спортсменов. Прогнозируется не быстрота овладения техникой и тактикой, а возможность достижения предельных результатов в оптимальном возрасте.
При проведении отбора используют критерии оценки пригодности, они подразделяются на 3 вида:
1) задатки – это врожденные или приобретенные в первые годы жизни анатомо-физиологические особенности (пропорции тела, особенности мышечной и сердечно-сосудистой систем), которые могут служить задатками будущих успехов;
2) одаренности - комплекс свойств и качеств, от которых зависит возможность достижения спортивного успеха. Это не технические и тактические навыки, а те качества, которые обеспечивают успех при овладении навыками (быстрота, координация движения, оперативное мышление). При начальном отборе они являются главным критерием;
3) способности – это умения управлять своей двигательной деятельностью, т.е. выбор способов действий и операций, те процессы, которыми эти умения регулируются. Их можно оценивать только на определенном уровне спортивного мастерства. Их исполняют только при выборе (отборе) в команды мастеров.
Спортивный отбор осуществляется путем использования различных методов. Методы – это приемы для измерения определенных критериев они бывают педагогические, психологические, медико-биологических, социологические.
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфо-функциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой. Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрывать причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
|
|
Организация – это комплекс мероприятий, направленных на наиболее целесообразное использование методик, т.е. мероприятия по вовлечению детей и обеспечению их массового прихода в спортивную деятельность. Для проведения отбора необходимо подготовить места занятий, инвентарь, приемную комиссию, протоколы.
В спортивных играх существует два вида отбора:
1) спортивная ориентация – определение пригодности и перспективности к спортивному совершенствованию в конкретной спортивной игре;
2) комплектования команды – формирование коллектива, способного выступать как единое целое.
Целью отбора является выявление потенциальных возможностей, начинающих спортсменов, т.е. прогнозируется не быстрота овладения техники и тактики, а возможность достижения предельных результатов в оптимальном возрасте.
Отбор осуществляется в четыре этапа.
Спортивная ориентация включает две ступени:
1) отбор детей, способных заниматься конкретной спортивной игрой;
2) отбор детей, способных достичь высоких спортивных результатов.
На первой ступени – определяется исходный уровень физического развития и развитие физических способностей. Здесь главными критериями являются:
1) антропометрические показатели, 2) показатели функциональные состояния и развития основных двигательных способов, 3) двигательная активность и игровое мышление.
К антропометрическим показателям относятся – рост, величина кистей, стоп вес, развитие мускулатуры, подвижность нервных процессов.
К функциональному состоянию и развитию двигательных качеств относятся – уровень быстроты, скоростно – силовых качеств, ловкость, точность, ЧСС, давление МПК.
Двигательная активность и игровое мышление – подвижность на площадке, быстрота ориентировки в пространстве, во времени, оперативное мышление - быстрота и эффективность принятых решений.
На II ступени – принимается решения (через 1-1,5 года) о перспективности спортсмена для спортивной игры – т.е. идет специализированный отбор. Здесь основное значение имеет оценка темпов роста способностей, т.е. как растут показатели физической и технической подготовки (показатели приведены в программе ДЮСШ).
III ступень - на этапе углубленной тренировки, ориентация продолжается, но она направлена на выбор амплуа – здесь идет поиск наилучшего применения способностей игрока в команде.
IV ступень - на этапе спортивного совершенствования идет отбор в команду мастеров и сборные команды.
Таким образом, на этапе отбора, используются следующие критерии:
I ступень II ступень
1. Оценка двигательных способностей 2. Особенности телосложения 3. Психомоторные способности | 1. Функциональные задатки 2. Уровень физических и координационных способностей 3. Морфофункциональные данные 4. Психология качества |
Правильный отбор, обеспечивал реальное создание спортивного (резерва) потенциала.
КОНТРОЛЬ СПОРТИВНАЯ МЕТРОЛОГИЯ
|
|
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД | СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД | |||
I ЭТАП ОБЩЕЙ ПОДГОТОВКИ | II ЭТАП СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ | III ЭТАП ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ | |||
ЗАДАЧИ | создание предпосылок для создания спортивной формы | приобретение спортивной формы (повышение тренированности, развитие специальных физических качеств) | завершение становления спортивной формы | поддержание спортивной формы (повышение подготовленности, достижение стабильных результатов) | НАЙТИ В СТАРЫХ ЛЕКЦИЯХ |
ФИЗИЧЕСКАЯ | 40% | 20% | 10% | ||
ТЕХНИЧЕСКАЯ | 40% | 30% | 30% | ||
ТАКТИЧЕСКАЯ | 20% | 50% | 60% | ||
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ | трудолюбие, волевая подготовка, развитие специальных качеств и свойств | борьба с утомлением, волевая подготовка, развитие специальных качеств и свойств | |||
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ | знания о спортивной деятельности, умения вести дневник, планировать контрольные задания | ||||
МЕТОДЫ | повторный переменный, равномерный……. | интервальный и соревновательный | |||
СРЕДСТВА | специализированные и комплексные по физической и технической подготовки | специализированные и комплексные по физической, технической и тактической подготовки, индивидуальные, групповые и командные технико- тактические действия | по технико- тактической подготовке, участие в подготовительных, контрольных и календарных соревнованиях | ||
НАГРУЗКА | снижается | ||||
ОБЪЕМ | увеличивается | стабилизируется | снижается | снижается и стабилизируется | снижается |
ИНТЕНСИВНОСТЬ | увеличивается но, в меньшей степени, чем объем | увеличивается | увеличивается до соревновательного уровня и выше | увеличивается до максимума и стабилизируется | снижается в большей степени, чем объем |