Теоретическая подготовка

Дисциплина: Основы теории и методики спортивной тренировки»

Материалы опережающих консультаций

Курс 3 семестр

Содержание

Тема: Теоретическая подготовка…………………………………………….3

Тема: Спортивно – техническая подготовка………………………..…….5

Тема: Общая и специальная техническая подготовка………………..…..8

Тема; Этапы обучения движению…………………..……………………..12

Тема: Спортивно-тактическая подготовка спортсмена…………………..18

Тема: Средства и методы тактической подготовки……………………….21

Тема: Психологическая подготовка спортсмена (содержание, задачи, принципы)……………………………………………………………………..…….24

Тема: Структура и построение учебно-тренировочного занятия…….…28

Тема урока: Построение тренировки в микроциклах……………..……31

Тема урока: Построение тренировочного мезоцикла…………………..33

Теоретическая подготовка

План:

1 Содержание теоретической подготовки.

2 Значение, цели и задачи теоретической подготовки.

В подготовке спортсменов исключительно важную роль играет их теоретическая подготовка - главнейшая сторона в практической реализации принципа сознательности. Путь к высшему совершенству в спорте - только через знания. Надо, чтобы с первых шагов в спорте знания спортсмена опережали его практику, служили основой для совершенствования.

Приобретение знаний по специальности и использование их в практике - верное средство убыстрения спортивного роста. Вот почему так важно, чтобы вместе с физическим развитием юных спортсменов, ростом их технического мастерства и психологической подготовленности параллельно шло и обучение специальным знаниям. Только в этом случае к оптимальному возрасту, спортсмен подойдет теоретически подготовленным.

Однако сегодня все еще существует недооценка глубоких знаний спортсмена. Это выражается в нередко встречающемся мнении: «Знания спортсмену не нужны, за него думает тренер». Разумеется, тренер должен быть очень знающим и опытным человеком. Его вклад в подготовку спортсмена велик. Поэтому постоянное повышение квалификации тренера остается чрезвычайно важным требованием. Широтой знаний и многообразием педагогического опыта тренер должен превосходить спортсмена. Но это ни в коей мере не исключает серьезной теоретической подготовки спортсмена.

Программа теоретической подготовки спортсмена должна быть достаточно широкой и глубокой.Она должна отражать общие понятия системы физического воспитания, перспективы развития физической культуры и спорта в стране и воспитания спортсмена. В процессе специальной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы.

Спортсмен должен: знать задачи, стоящие перед ним, уметь разбираться в средствах и методах воспитания силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, в формах тренировочных занятий и планировании их, периодизации круглогодичной тренировки, ее содержании, планировании перспективной многолетней тренировки; знать роль спортивных соревнований и их варианты; особенности непосредственной подготовки к ним и участия в них; вести учет тренировки и ее контроль; анализировать спортивные и функциональные показатели; вести дневник тренировки.

Само определение индивидуальных особенностей спортсмена, выявление слабых и сильных сторон в подготовленности и перевод их на конкретные цифры показателей силы, выносливости, быстроты, гибкости, переносимости нагрузки, продолжительности процессов восстановления и т. п. также требуют больших знаний.В конечном счете управление процессом спортивной тренировки на ступени высшего мастерства должно осуществляться самим спортсменом. А это требует понимания процессов, происходящих в организме под влиянием тренировки, изучения основ анатомии, физиологии, психологии, гигиены, биомеханики.

Необходимо, чтобы вопросы гигиенического режима спортсмена (режим дня, питания, сна, зарядка, водные процедуры, закаливание, самомассаж и массаж) также вошли в программу теоретической подготовки.

Кроме того, спортсмены должны быть ознакомлены с основами врачебного контроля и самоконтроля, а также травматизма и его профилактики в избранном виде спорта.

Для теоретической подготовки спортсменов используются специально организованные лекции и беседы по отдельным вопросам техники, тактики и т. п., изучение занимающимися специальной литературы по вопросам теории и методики спорта, чтение спортивных газет и журналов, беседы с другими спортсменами, наблюдение за содержанием их тренировки, техникой и тактикой во время соревнований.

К проблеме специальной теоретической подготовки должно быть привлечено особое внимание спортивных организаций и тренеров. В теоретической подготовке спортсмена наибольшая роль принадлежит тренеру. На первых тренировочных занятиях, во время объяснения упражнений, в паузах между ними тренер настраивает ученика на изучение избранного вида спорта, его техники, тактики.

Тренер организует специальные занятия по теоретической подготовке, делает доклады, проводит беседы, встречи с известными мастерами спорта и специалистами. Тренер постоянно следит за новинками спортивной литературы, знакомит с ними учеников. Но самое главное - желание самих спортсменов приобрести глубокие знания. Очень важно пробудить у спортсменов интерес ко всем вопросам специальной теоретической подготовки.

Вопросы для контроля усвоенного материала

1 Что включает программа по теоретической подготовки спортсмена?

2 Значение, цель и задачи теоретической подготовки?

3 Что должен знать спортсмен после изучения теоретической подготовки?

4 Какие занятия организуются по теоретической подготовке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: