Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков

] j Инф раструктура товарных рынков определяет ся как си стема орган иза-Уций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами ' товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, d ' непрерыв ному процесс у воспроизводства и бесперебойному функцио­нированию сфер конечного потребления. Таким образом, ин фраструк­ тура товарных рынков должн а обеспечи вать взаимодействие между _ производителя ми, поср едниками и потребителями. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования рынка и всей экономики.

Инфраструктура товарного рынка как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем:

подсистема торговых посредн иков и складского хозяйства —
организации, осуществляющие посредническую деятельность и
обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и
потребителей в части купли (продажи) товара посредством со-

I здания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выста-

| вок и ярмарок, оказания складских услуг и др.;

• подсистема информационного обеспечении организации, обес-печивакнщпГпаблюдениеза рынками товаров, включая потреби­тельские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы долж­ны быть соответствующие средства связи, программная продук­ция, компьютерная система и полиграфическая база;

• '1<№111£1Р-МЗ^Ж9ХШШ.()ВОЧ'11()|1 индустрии — нормативно-органи­зационные мероприятия и производственные структуры, обесис-


       
   
 
 

 

Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли

чивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей международ­ным стандартам;

• подсистема транспортного обеспечения (рассматривается толь­ко в части обеспечения требований к развитию и функциониро­ванию инфраструктуры товарных рынков) — все виды транспор­та, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

• финанс ово-кредитная подси стема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

подсистема организац ионного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития ин­фраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их испол­нителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рын­ков и способствующие снижению затрат на продвижение продук­ции от производителя до потребителя;

• подсистем а нормативно-правового обесп ечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федера­ции, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимо­отношения сторон на товарных рынках.

На сегодняшний день для нашей страны характерны относительная неразвитость, диспропорциональность и деформированность инф­раструктуры, что препятствует снижению уровня издержек и по­вышению эффективности функционирования товарных рынков. Для реше ния этих проблем необходимо рационально расположить~на' территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, склад­ского, транспортного, информационного обслуживания процесса то­вародвижения, повысить качество рекламного обеспечения. Все это объективн о потреб ова ло созда н ия Комплексн ой программы развития инфраструктуры товарных рынков, которая~й~?)ыла разработана Пра­вительством РФ.

Основной целью П рограммы является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей вза­имосвязи между структурными элементами товарных рынков и спо-


7.1. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков191

собствующей свободному движению товаров, непрерывному процес­су воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер ко­нечного потребления. Дл я достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

• формировани¥"сётй"посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами;

• повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей междуна­родным стандартам;

• создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародви­жение в части платежно-расчетных и кредитных нужд;

• совершенствование нормативно-правовых основ функциониро­вания товарных рынков и их инфраструктуры;

• создание эффективного информационного обеспечения функцио­нирования товарных рынков;

• развитие современных форм управления рыночной инфраструк­турой;

• научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры то­варных рынков;'

• организация подготовки и переподготовки кадров.

Решение указанных задач предполагается осуществить в два этапа.

На первом этапе (1998-2000 гг.) предусматривалось осуществить первоочередные меры по созданию правовых и экономических усло­вий развития инфраструктуры и функционирования товарных рын­ков. Мероприятия этого этапа свелись к реализации ряда пилотажных проектов, касающихся создания сети оптовых рынков, транспортной инфраструктуры, развития производства тары и упаковки.

На втором этапе (2000-2005 гг.) предполагается осуществить ос­новные мероприятия инвестиционного характера в соответствии с проектными и программными решениями, выработанными в ходе реализации первоочередных мероприятий на первом этапе.

Определены основные направления развития инфраструктуры то­варных рынков. В частности, комплексное развитие ин фраструктуры п редполагает:

1. Развитие оптово-посреднмческих организаций и складского хо-

^зяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики. Преду­сматривается введение ряда региональных и межрегиональных


192 _______________________ Глава 7. Инфраструктура рыночной оптовой торговли

оптовых продовольственных рынков, охватывающих около 30 крупнейших регионов России. В целом развитие оптово-посред-нических организаций и складского хозяйства предусматривает:

♦ преимущественное развитие организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.;

♦ создание хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посредни-ческой, складской и транспортной деятельности для снабже­ния товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

♦ развитие оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок продукции;

♦ комплексное развитие объектов оптовой торговли со странами СНГ и дальнего зарубежья;

♦ создание совместного бизнес-центра и других объектов инф­раструктуры товарных рынков с Республикой Белорусь;

♦ организацию транснациональных корпораций по оптово-по-среднической деятельности;

♦ разработку рекомендаций по оптимальному размещению оп­тово-посреднических организаций и складского хозяйства;

♦ реконструкцию и обновление складского хозяйства;

♦ создание сети складов-отелей, консигнационных и таможен­ных складов;

♦ строительство новых и реконструкцию действующих холодиль­ников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции;

♦ совершенствование технологий складирования товаров (раз­работка современных проектов складов, новых видов оборудо­вания, механизация и автоматизация складов);

♦ развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяй­ства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков;

♦ создание и развитие объектов инфраструктуры малого пред­принимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций но закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длитель­ное хранение;

♦ создание оптовых продовольственных рынков межрегиональ­ного и регионального уровней, а также местного значения;


 

7.1. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков

♦ развитие инфраструктуры сельских товарных рынков;

♦ развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятель­ности.

2. Формирование информационного обеспечения товарных рын­
ков. Существует большое число фирм, специализирующихся на
производстве и распространении информации, но ни одна орга­
низационная структура не располагает надежной и полной ин­
формацией, всесторонне характеризующей состояние информаци­
онного обеспечения наблюдений за функционированием товарных
рынков и элементов их инфраструктуры. Это значительно за­
трудняет товародвижение. В настоящее время участники рынка не
имеют доступа к качественной и полной информации о товарных
рынках. В связи с этим Правительством Российской Федерации
разработаны меры по формированию информационного обеспе­
чения товарных рынков. Они включают в себя меры, связанные
с организацией учета и наблюдения за товародвижением, а также
наличием и состоянием важнейших элементов инфраструктуры
товарных рынков, паспортизацией, постоянным учетом объектов
складского хозяйства и торговых посредников, рекламной дея­
тельностью и ее упорядочением. Информационное обеспечение
товарных рынков предусматривает:

♦ создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей това­ров оперативной информацией;

♦ создание общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков;

♦ разработку и внедрение информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоппформа-цпонпых систем для передачи и обработки информации;

♦ создание региональных информационно-маркетинговых центров;

♦ формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекла­мы;

♦ разработку методического и программного обеспечения, фор­мирование информационных банков данных.

3. Развитие тароупаконочной индустрии. Из-за несовершенства та-
роунаковочной индустрии велики потерн товарной продукции.
Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышлен-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: