IX. «Духа не угашайте, пророчества не уничижайте»

Итак, в отношении к социализму для христианства должны оставаться руководящими призывы апостола, из которых первый гласит: «духа не угашайте», ибо социализм грозит великим утешением духа, но к нему присоединяется тотчас и второй призыв: «пророчества не уничижайте». Надо расслышать «пророчество» и в социализме и не уничижить его невниманием или предубеждением. Пророчество в социализме есть глухое и темное, однако неистребимое предчувствие о том, что «преходит образ мира сего», растопится его кора, и в водах мироздания «Божий лик отобразится вновь» [19]. Слепо и глухо это пророчество в социализме по сравнению с тем, как дано оно в христианских обетованиях о новой земле и новом небе, в них же правда живет: «се Аз творю все вновь» [20]. Но за то именно в ту эпоху, когда побледнели и временно притупились в христианстве эти предчувствия, в социализме они получили известную жизненную силу. Социалистический апокалипсис для многих стал заслонять собой христианский именно потому, что ослабел в сердцах этот последний. Однако, если мы вспомним о радостной эпохе первохристианства, которая вся была проникнута апокалипсисом, ожиданием скорого пришествия Спасителя и всеобщего мирового переворота, мы можем указать надлежащее место робким и нерешительным мечтаниям социализма о хозяйственном перевороте, который обеспечит всеобщую сытость. Но еще возгорится в христианстве — вскоре, быть может, уже ныне — это победное ожидание, зов всей твари в человеческом сердце: «ей, гряди, гряди вскоре» [21]. Социализм и христианство, хотя по существу дела между ними и могло бы не быть столкновения или соперничества, однако сталкиваются в настоящее время враждебно. Социализм относится непримиримо к христианству, да в сущности и ко всякой другой религии, ибо сам хочет стать религией и вытеснить всякую другую. Он требует веры в человека, как в Бога, а в законы хозяйственного развития, как в божественный промысел. В социализме можно усмотреть при благожелательном взгляде некое пророчество, но он, вместе с тем, есть несомненно, и лжепророчество, которое уводит от Христа и веры Христовой. И потому, как бы ни было ценно и благотворно его социальное воздействие, его религиозное значение теперь убийственно и притупляюще, он пользуется специальными благами, действительными или призрачными, в качестве прельщения, воспроизводя первое искушение в пустыне. И надо найти в себе религиозную силу, чтобы жизненно, а не на словах только ответить социализму: не о хлебе едином живет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. Coциaлизм есть проповедь царства от мира сего, пророчество о построении башни, последняя и самая решительная попытка человечества устроиться без Бога, добыть земной рай, с тем, чтобы совершенно окончательно забыть об утраченном Эдеме, о небе. Христианство же есть царство не от мира сего, хотя путь к нему проходит и через этот мир, оно подготовляется в человеческой истории. Еще блаженный Августин, бывший очевидцем величайшего мирового потрясения — падения Рима, выразил с полной ясностью мысль о том, что два града строются в человеческой истории, два начала строительства противоборствуют. Одна начало — Христово, которое содержится в христианской церкви, а другое — царство человеческое, причем, когда человек остается без Бога, то царство его становится диавольским, антихристовым. И чем дальше совершается история, тем отчетливее и резче вырисовывается эта двойственность духовных начал европейской истории. В сердцах человеческих идет эта борьба, решается вопрос о том, кому поклониться и поверить: Христу, царство Коего не от мира сего, или же князю мира сего. Эта же борьба идет и в душе социализма. Но никакие блага мира, никакие его обетования не должны угасить в христианской душе веры и любви к Спасителю, Который сказал Своим ученикам: «Без Мене не можете творити ничего же», Который научил нac молиться: «Да приидет Царствие Твое» [22].

Примечание. Желающие получить более подробное знакомство и более широкое обоснование мыслей, здесь выраженных, могут обратиться к следующим моим книгам: 1) От марксизма к идеализму. 1903 г. 2) Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Два тома. 1910 г. 3) Философия хозяйства. 1912 г. 4) Очерки по истории экономических учений. Вып. I. 1913 г. 5) Свет невечерний. Созерцания и умозрения, 1917 г.

Печатается по тексту: Проф. С. Н. Булгаков. Христианство и социализм. М.. 1917 (Московская Просветительная комиссия).

Подготовка к публикации и примечания В. В. Сапова.

Примечания

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., Т. XIV. С. 229—230.

См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 13. С. 8; Т. 20. С 295.

С. Н. Булгаков пересказывает Нагорную проповедь Иисуса Христа (Мат. 6, 25—34).

Неточная цитата из Евангелия от Матфея 6,21.

Неточная цитата из январского номера 1876 г. «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского (Полн. собр. соч. Л., 1981. Т. 22. С. 33-34).

Имеются в виду ветхозаветные книга «пророков» (apocalypsis по греч.— откровение).

Об апокалиптике К. Маркса и вообще марксизма см.: Тойнби А. Д. Христианство и марксизм//Даугава, 1989, № 4. С. 97—103.

Имеется в виду «Вопрос о братстве...Записка от неученых к ученым...» Н. Ф. Федорова. «Проектирование», или «мышление о деле» — одно из центральных понятий его «философии общего дела» (см.: Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982. С. 204).

Чистая доска (лат.).

Имеется в виду книга немецкого теоретика права Рудольфа Штаммлера (1856-1938) «Recht und Wirtschaft nach der materialistiscnen Geschichtsauffassimg». Leipzig. 1896 (рус. пер.: «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» СПб., 1899). Критическому разбору этой книги посвящена самая первая статья С. Н. Булгакова «О закономерности социальных явлений» (первоначально опубликована в журнале «Вопросы философии и психологии». 1896. № 35, позднее вошла «От марксизма к идеализму». СПб., 19031. Через несколько лет в статье «О социальном идеале» С.Н.Булгаков высказал свое согласие и с основной идеей Штаммлера. Он писал здесь: «...принципиальную невозможность исключительного детерминизма с достаточной наглядностью показал Штаммлер в своем известном исследовании.., и в этом его огромная заслуга пред социальной наукой. Штаммлер выяснил противоречия последовательного детерминизма на примере так называемого научного социализма, который с одной стороны постулирует необходимость наступления социалистического строя общества, но в то же время обращается к свободной воле человека, приглашая его к известному образу действия для достижения этого результата. Как справедливо замечает Штаммлер, нельзя основать партии, ставящей целью содействовать наступлению лунного затмения, которое и без того придет в свое время с естественной необходимостью. Одно из двух: или социалистический строй будущего общества необходим как лунное затмение, тогда обращение к свободе человека излишне, иди же он не может мыслиться нами как необходимый и является в действительности только целью наших свободных стремлений. Средины или компромисса между свободой и необходимостью как состояниями сознания нет и не может быть». (Вопросы философии и психологии. 1903. Кн. III (68). С. 294—295; позднее статья вошла в состав сборника «От марксизма к идеализму». СПб., 1903).

О мещанстве как «окончательной форме западной цивилизации» Л. И.Герцен писал в статье «Концы и начала» (Соч. М., 1936. Т. 2. С. 394).

Маммона — у древних сирийцев бог богатства. В христианстве это имя сохранилось в значении идола богатства. Иисус Христос учил своих слушателей: «Не можете служить Богу и маммоне» (Мат. 6. 24; ср.: Лук. 16, 9, 11, 13).

«Главный грех социалистического учения.— писал В. С. Соловьев в «Критике отвлеченных начал», — не столько в том, что оно требует для рабочих классов слишком многого, сколько в том, что в области высших интересов оно требует для неимущих классов слишком малого и, стремясь возвеличить рабочего, ограничивает и унижает человека» (Собр. соч., СПб., б/г. Т. II. С. 130).

В последнем — январском 1881 г.— выпуске «Дневника писателя» Ф. М. Достоевский писал: «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм!» (Полн. собр. соч. Л., 1984. Т. 27. С. 19).

«...Мы можем свободно говорить о правде социализма,— писал В. С. Соловьев в «Чтениях о Богочеловечестве».— И прежде всего он оправдывается исторически, как необходимое следствие, как последнее слово предшествующего ему западного исторического развития» (Собр. соч. СПб., б/г. Т. III. С. 3).

Эту мысль Ф. М. Достоевский высказал в «Дневнике писателя» (Maй— июнь 1877): «...социализм есть грядущая сила всей западной Европы, и если папство когда-нибудь будет покинуто и отброшено правительствами мира сего, то весьма и весьма может случиться, что оно бросится в объятия социализма и соединится с ним воедино. Папа выйдет ко всем нищим пеш и бос, и скажет, что «се, чему они учат и чего хотят, давно уже есть в Евангелии.... и что он, Папа, отдает им Христа и верит в муравейнике (Полн. собр. соч.. Л., 1983. Т. 25. С. 160).

Социальная политика католической церкви, разработанная папой Львом ХIII в энциклике «Rerum novarum» («О новых вещах», 1891), предусматривала превращение идеологии христианского социализма в почти официальную идеологию католичества. Тем не менее в энциклике провозглашалась решительная борьба с социализмом по вопросу собственности. «Социалистическая теория общественной собственности, заменяющей частную собственность, должна быть полностью отвергнута. Пусть неприкосновенность частной собственности будет непреложным законом для всех, кто искренне хочет блага народу».

Из стихотворения В. Я. Брюсова «Грядущие гунны» (1905) //Стихотворения. М., 1989. С. 80—81.

Неточная цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева «Последний катаклизм» (1830):

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды.

И Божий лик изобразится в них!

(Тютчев Ф. И. Соч. М.. 1980. Т. 1. С. 59).

Отк. 21, 5.

Отк. 22, 20.

Мат. 6, 10.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: