Аграрная политика

Под воздействием НТП производительность труда в сельском хозяйстве рослабыстрее, чем в промышленности: снизилось число занятых в сельском хозяйстве, расширились связи сельскохозяйственной отрасли с другими отраслями экономики.

Последствия воздействия НТП на сельскохозяйственное производство в целом сводятся как к положительным, так и к отрицательным моментам. К основным положительным последствиям можно отнести следующие:

1. Возрос уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что повысило производительность и культуру труда в сельском хозяйстве.

2. Широкое применение удобрений, химических средств борьбы с сорняками и вредителями резко повысило урожайность сельскохозяйственных культур.

3. Внедрение искусственно созданных высокоурожайных сортов растений и эффективных пород скота повысили рентабельность сельскохозяйственной отрасли.

Экономически эффективное использование современных средств и методов агротехники возможно лишь в крупных хозяйствах (достаточная площадь земельных угодий, наличие финансовых ресурсов). Эта особенность приводит к концентрации современного сельскохозяйственного производства: численность фермерских хозяйств постоянно снижается: в США в 1950 г. их было 5,1 млн, в начале 1990-х гг. — 2,2 млн.

Крупные хозяйства составляют сегодня около 7% от общего числа хозяйств, но они концентрируют около 80% производства сельскохозяйственной продукции в мире. Концентрации сопутствует разорение мелких хозяйств: попытки фермерскими хозяйствами приобретать дорогостоящие технику и удобрения приводят к крупным задолженностям и банкротству.

Среди отрицательных последствий внедрения НТП в сельском хозяйстве целесообразно выделить следующие проблемы:

1. Перепроизводство в мире сельскохозяйственной продукции.

2. Дотационность во многих странах фермерских хозяйств.

3. Возникновение конфликтов в сфере торговли продовольствием (в частности, между производителями и реализаторами).

4. Снижение уровня конкуренции в аграрной сфере экономики (реализация корпоративного интереса).

Необходимость разрешения этих и ряда других не менее важных проблем вызывает необходимость и целесообразность государственного регулирования сельскохозяйственного сектора экономики, что проявляется в соответствующей аграрной политике государства.

Цели аграрной политики развитых стран:

• поддерживать высокий уровень сельскохозяйственного производства;

• поддерживать экспортную квоту сельскохозяйственной продукции страны;

• защищать отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от внешней конкуренции. Такая политика наносит, с другой стороны, очевидный ущерб сельскому хозяйству развивающихся стран.

Задачи государственного регулирования сельскохозяйственной сферы экономики:

1.Урегулирование социально-экономических проблем, снятие социального напряжения в сельских районах (безработица, разорение и т.п.).

2. Стимулирование освоения в сельском хозяйстве достижений НТП. Во многих странах проводятся структурные реформы сельского хозяйства, направленные на форсирование роста АПК.

Формы и методы государственного регулирования в сельском хозяйстве:

1. Поддержка закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Меры по изменению производственной структуры сельскохозяйственного производства.

3. Поддержание уровня финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий (льготное кредитование, создание ипотечных и сельскохозяйственных банков и т. д.).

4. Щадящая налоговая политика.

5. Осуществление экологического контроля.

6. Поддержка внедрения научных разработок, агротехнических новшеств в АПК.

7. Централизованное регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве.

Подведем краткие итоги всему выше сказанному.

1. Всемирное хозяйство с точки зрения его отраслевой структуры подразделяется на три сектора: первичный (сельское и лесное хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (услуги). В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития ведущую роль играет сектор услуг (свыше 60% ВВП), а доля промышленности и строительства постепенно снижается; доля первичного сектора достигла, видимо, минимального уровня. В экономике большинства постсоциалистических стран промышленность постепенно теряет ведущую роль, а в новых развитых и новых индустриальных странах ее роль в отраслевой структуре ВВП растет.

2. Под воздействием научно-технического прогресса в отраслевой структуре мирового хозяйства происходит снижение доли добывающих отраслей. В то же время стремительно развиваются отрасли, производящие наукоемкую продукцию. Эти тенденции характерны для развитых стран. Усиливается специализация постсоциалистических и развивающихся стран на ресурсоемких и трудоемких отраслях (нефтепереработка, металлургия, химическая, легкая промышленность).

3. Сельское хозяйство развитых стран после завершения перестройки на индустриальной основе вступило в этап, который характеризуется широким применением биотехнологии. «зеленая революция» в развивающихся странах, включающая выведение высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, орошение и применение современной техники, удобрений и средств защиты растений, привела к росту производства продуктов питания, ослабив тем самым остроту продовольственной проблемы.

4. В топливно-энергетическом комплексе развитых стран усиливается тенденция к энергосбережению, включающая не только относительное сокращение потребления нефти в качестве энергоресурса, но и перестройку отраслевой структуры промышленности из-за свертывания энергетических производств.

5. В химической промышленности мира происходит перемещение традиционных производств (минеральных удобрений, кислот). Развитые страны все более специализируются на выпуске наукоемкой продукции высокой степени обработки (медикаментов, конструкционных пластмасс и др.).

6. Мировая черная и цветная металлургия все больше концентрируется в новых развитых, новых индустриальных и постиндустриальных странах.

7. В машиностроении значительно усиливаются позиции стран Восточной и Юго-Восточной Азии, которые наращивают выпуск автомобилей и бытовой электроники, тогда как развитые страны концентрируют свои усилия на развитии наукоемких производств.

8. Характерной чертой мирового военно-промышленного комплекса являются заметные сдвиги в структуре военного производства, соотношении сил и возможностей основных военно-промышленных центров.

9. При тенденции к снижению мирового уровня военных расходов продолжаются расширение военных поставок и рост военных бюджетов в ряде стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. США и их партнеры по военно-политическим блокам интенсивно наращивают разработку вооружений новых поколений. Стимулируется слияние крупных военно-промышленных корпораций, расширяются интеграционные связи разработчиков и производителей оружия.

10. Лидирующие позиции в разработке и выпуске современных вооружений занимают США, страны Западной Европы. Военная промышленность России и стран — членов СНГ (Украины, Казахстана, Белоруссии, Узбекистана) утратила свои прежние позиции. Модернизирует военную промышленность Китай. Совершенствует технологию военного производства и качество вооружений Япония. В число мировых производителей и экспортеров оружия входят Бразилия, Индия, Испания, Израиль, Северная и Южная Корея.

11. Конкуренция на мировом рынке вооружений в силу ряда причин резко обострилась. В заключении экспортно-импортных сделок все более важную роль играет военно-политический фактор.

12. В легкой промышленности возникла тенденция к перемещению текстильного, швейного и обувного производства из развивающихся стран в развитые, что вызвано стремлением к расширению производства особо модных изделий поблизости от рынков сбыта.

13. В развитии мировой транспортной системы на передний план все в большей степени выступает фактор качества транспортного обслуживания, что определяет сдвиги в структуре перевозок в сторону опережающего развития автомобильного и трубопроводного транспорта.

14. В секторе услуг в развитых странах растет удельный вес финансово-кредитной сферы, услуг здравоохранения, образования, культурно-рекреационных учреждений. Одновременно остается на прежнем уровне доля торговли и снижается значение государственного управления как подотрасли третичного сектора. Международный туризм является одной из наиболее динамичных форм обмена услугами.

Контрольные вопросы

1. Понятие научно-технического потенциала мирового хозяйства.

2. Воздействие научно-технического прогресса на развитие экономики.

3. Информационный потенциал мирового хозяйства.

4. Основные тенденции развития мирового АПК.

5. Содержание понятия «экономика знания».

6. Основные характеристики информационного общества.

7.Социально-экономические последствия НТП в сельском хозяйстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: