Конъюнктура — это временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономики, экономическое развитие отдельной страны, а также развитие какой-либо сферы воспроизводства.
Различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков.
Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства или экономики отдельной страны на конкретный период времени — рассматривается в совокупности весь процесс воспроизводства.
При анализе конъюнктуры товарных рынковизучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных товаров. Конъюнктура отдельных товарных рынков не развивается изолированно — изменение конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйственной конъюнктуры или изменений на других рынках происходит в процессе развития циклов.
Цикл — это совокупность среднесрочных конъюнктурообразующих факторов.
В цикле выделяют четыре стадии:
1. Кризис — противоречие между общественным характером производства и способом присвоения его результатов. Возникает ситуация, когда объем производства больше объема потребления, следовательно, начинает падать объем производства, увеличиваются неиспользованные производственные мощности, безработица и, как следствие, падает спрос. Кризису обычно предшествует падение товарных цен, курса акций, объема торговли, максимальный рост процента и др., т. е. симптомы начала кризиса проявляются в сфере обращения и кредита, затем в сфере производства.
2. Депрессия — застой в экономике. Возникает цепочка зависимостей: сокращение производства Þуменьшение поступления товаров на рынок (снижение предложения) Þпрекращение падения цен Þуменьшение товарных запасов (затоваренная масса начинает рассасываться благодаря расширению спроса).
Главный элемент перехода от кризиса к застою — нет ни падения производства, ни его роста; не наблюдается повышения цен; прекращаются увольнения, но при этом нет увеличения количества рабочих мест; а также отсутствует рост товарных запасов.
3. Оживление — нарастающее обновление основного капитала. Это происходит за счет снижения издержек:
♦ либо манипулируя рабочей силой;
♦ либо интенсивно приобретая капитальные товары.
Возникает цепочка зависимостей: поступление крупных инвестиции в основные отрасли Þмодернизация Þувеличение спроса Þ рост цен Þ увеличение потребности в ссудном капитале Þ рост прибыли.
4. Подъем — достижение уровня производства, превосходящего уровень предшествующего пика производства, — появление новых предприятий.
Цели и задачи конъюнктурно-ценовой работы
При изучении конъюнктуры необходимо учитывать следующие моменты:
1) в силу роста НТП уменьшается период обновления основного капитала;
2) современным циклам присуща постепенность прихода к фазе кризиса, т. е. «вползание» в кризис;
3) для современных циклов более характерным является не товарное перепроизводство, а рост избыточных мощностей;
4) требуется, прежде всего, анализ ряда факторов нециклического характера (государственное регулирование, природно-климатические условия, милитаризация экономики, организованность работников (склонность к забастовкам), менталитет и деловая культура), которые определяют специфику производства и избыток товаров;
5) факторы циклического и нециклического характера оказывают прямое и косвенное воздействие на конъюнктуру;
6) существует два вида изучения конъюнктуры — изучение общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры отдельных рынков;
7) важно знать и фирменную структуру рынка, т. е. степень концентрации производственного капитала на конкретном рынке, а также межфирменные связи, так как это оказывает существенное влияние на цены, условия платежа и условия поставки;
8) при экспорте надо дать ответы на вопрос — может ли быть реализован наш товар на конкретном товарном рынке, в каком количестве, на каких условиях;
9) важным элементом изучения любого товарного рынка для экспортера являются:
♦ оценка емкости рынка (в стоимостном и физическом выражении);
♦ рассмотрение позиций конкурента;
♦ особенности каналов распределения;
♦ информация о покупателях;
♦ особенности спроса;
♦ товарная номенклатура;
♦ формы и методы международной торговли;
♦ особенности инфляционных процессов и т. д.;
10) изучение конъюнктуры должно носить постоянный характер, люди должны иметь соответствующие знания и квалификацию. Конъюнктурообразующие факторы (см. рис. 2.2)по связи с экономическим циклом делятся на:
1) циклические;
2) нециклические, которые подразделяются на:
– постоянно действующие(изменение внешних условий развития мировой экономики, НТП, влияние корпораций, воздействие государства, инфляционный процесс);
– непостоянно действующие(сезонность, социальные конфликты, политический кризис, стихийные бедствия).
Рис. 2.2. Классификация конъюнктурообразующих факторов
Постоянно действующие нециклические факторы:
1)Изменение внешних условий развития мировой экономики— увеличение доли развивающихся стран вследствие проведения политики индустриализации — до 25% импорта машин и оборудования.
2)Научно-технический прогресс (НТП).Существует несколько тенденций развития НТП:
♦ все чаще мировой рынок предъявляет спрос на средства труда с более коротким сроком службы и материало- и энергосберегающим эффектом;
♦ бурное развитие новых отраслей промышленности (лазерная, робототехника, компьютерные технологии и др.);
♦ появляется глобальная информационная инфраструктура;
♦ конъюнктура рынков морально устаревшей продукции ухудшается.
3)Влияние международных корпораций и монополий. В настоящее время идет концентрация производства и капитала:
♦ появляются концерны, которые объединяются в альянсы;
♦ многие концерны больше стараются использовать кооперационную стратегию, чем конкурентную;
♦ часто компании сотрудничают с банками (финансово-промышленные группы).
4)Влияние (воздействие) государства:
♦ государство следит за изменением конъюнктуры рынка;
♦ государство является крупнейшим покупателем на внешнем и внутреннем рынке;
♦ государство выпускает стандарты, занимается унификацией;
♦ государство планирует программы стратегического характера;
♦ государство выплачивает субсидии и т. д.
Существует двоякое влияние милитаризации— концентрация военных отраслей оттягивает из промышленных отраслей большой объем ресурсов.
5)Воздействие инфляциипротиворечиво — степень воздействия инфляции зависит от ее темпов:
♦ если инфляция умеренная (ползучая) до 2–4% в год, то она выгодна капиталу и способна создать стимул для увеличения производства, тогда цены на продукцию растут быстрее, чем издержки;
♦ если инфляция выше, то происходит «бегство от денег», население начинает приобретать определенные товары;
♦ если же инфляция составляет (10–12%) — это очень опасно, поскольку начинает происходить нарушение функционирования денежно-кредитной системы, т. к. банкам становится трудно спрогнозировать темп инфляции, который может быть выше процента за кредит.
Непостоянно действующие нециклические факторы
1)Сезонность представляет собой неравномерное поступление определенных товаров на рынок в течение года. К таким товарам относятся:
♦ сельскохозяйственная продукция;
♦ продукция рыбной промышленности;
♦ продукция пищевой промышленности.
2)Социальные конфликтыоказывают сильное влияние на мировую конъюнктуру, поскольку ведут к падению объемов производства. Забастовки в базовых отраслях экономики ведут к ее резкому ухудшению.
3)Политический кризис(политические конфликты, предвыборные кампании и т. д.) влечет за собой разрыв экономических связей, приостановку экономической деятельности, в худшем случае может привести к экономической блокаде, эмбарго, ограничению кредитов.
4)Стихийные бедствия и погодные изменениявлияют на всю общехозяйственную конъюнктуру страны (например, на сбор сельскохозяйственных культур), что ведет к повышению цен.
Контрольные вопросы
1. Понятие конъюнктуры и ее виды.
2. В чем состоит взаимосвязь конъюнктуры мирового рынка и экономических циклов?
3. Факторы нециклического характера, влияющие на конъюнктуру.
4. Основные параметры и показатели для анализа конъюнктуры товарного рынка.
5. Направления взаимодействия государства на конъюнктуру рынка.
6. Особенности непостоянно действующих факторов влияния на конъюнктуру рынков.