Краткая характеристика торгового предприятия: Торговое предприятие реализует различные товары в розницу и оптом за наличный расчет преимущественно из транспортной тары, торговой площадью от 650 кв. м.
Политика низких цен и постоянное наличие оптовых и мелкооптовых партий товаров позволяет данному предприятию поддерживать высокий товарооборот во всех категориях ассортимента. Магазин предоставляет широкий ассортимент, как продуктов питания, так и непродовольственных товаров. Глубина ассортимента каждой из товарных групп менее разнообразна, по сравнению с ассортиментом гипермаркета.
Покупатели имеют свободный доступ ко всем товарам, открыто выложенным в торговом зале на пристенном и островном оборудовании. Торговое предприятие данного формата работает по нескольким прайс-листам, в зависимости от объёма покупки. Поскольку основными клиентами являются оптовые и мелкооптовые покупатели, оформление покупки предполагает оперативное составление бухгалтерских документов, предоставление дополнительных документов на товар.
Таким образом, характеристика торгового предприятия определяет его сущность, как - торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров мелкими партиями субъектам хозяйствования по методу самообслуживания, как правило, за наличный расчет с минимальной торговой надбавкой.
Оплаченные товары покупатели вывозят самостоятельно, не смотря на количество и объем покупок, посредством собственных или заказанных специальных транспортных средств.
Задание для отчета №1: Назовите формат торговли данного торгового предприятия. Определите вид и тип данного торгового предприятия.
1. Перечислите методы продаж товаров, которые применяют в розничной торговли и назовите метод, используемый в магазине.
2. За счет чего в данном виде магазинов поддерживается низкий уровень цен?
3. Определите место расположение данного торгового предприятия. Какие факторы оказывают влияние на выбор местоположение?
4. Какие услуги могут быть оказаны в данном торговом предприятии?
Ход работы:
1.1. Формат данного предприятия мелкооптовая торговое предприятие Кеш-энд-Керри.
По ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. 3.1 Предприятие торговли: Объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям.
3.2 Предприятие оптовой торговли: Предприятие торговли, осуществляющее продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям для последующей перепродажи товаров или профессионального использования.
По специализации торговой деятельности: универсальные;
По виду торгового объекта: стационарные;
3.13 Стационарный торговый объект: Торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания (строения) с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения.
По видам торговли: предприятия оптовой (мелкооптовой) торговли;
3.10 Мелкооптовая торговля: Разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией товаров, минимальная партия которых не может быть меньше, чем количество единиц в одной упаковке изготовителя для розничной торговли.
По формам торгового обслуживания покупателей: С полным самообслуживанием;
По типам предприятий торговли: Склад-магазин "Кэш энд Кэрри"
1.2 В розничной торговли присутствуют следующие метолы продажи товаров: Самообслуживание, Через прилавок обслуживание, По образцам, С открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товару, По предварительным заявкам, По почте, по интернету.
Метод в «Кэш-энд-кэрри»:самообслуживание – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.
1.3 В данном виде магазинов поддерживается низкий уровень цен за счет конкуренции, из-за оптовых цен. «Кэш-энд-кэрри», оптовая предприятия. Напрямую связанно с производством совершаемым закупку товара.
1.4. Место расположение данного торгового предприятия, является наличие транспортных магистралей, наличие подъездных путей крупное торговое предприятия, следовательно должно располагаться на крайне города, стоимость земли меньше чем в центре города, для оптовых складских магазинов, факторы на выбор местоположения, просторные, большие складские помещения.
1.5 По ГОСТ Р 51304-2009 " Услуги торговли."Общие требования.
3.3 Услуга оптовой торговли: Результат непосредственного взаимодействия продавца и оптового покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров для последующей их перепродажи или профессионального использования.
В данном торговом предприятии могут быть оказаны следующие услуги: оказание помощи покупателю в приобретение(покупки) товаров и при их использованию и применению; информационно-консультационные услуги; дополнительные услуги по созданию удобства покупателя в приобретения товара.
Задание для отчета №2
1. Определите помещения магазина, относящиеся к торговым, и перечислите неторговые помещения. Дайте характеристику помещениям магазина.
2. Нарисуйте планировку магазину с обозначением торговой и неторговой площадей. Определите их соотношение. При планировке необходимо учитывать требования к взаимосвязи помещений магазина.
3. Перечислите основные виды планировок. Нарисуйте планировку торгового зала с линейно продольным расположением торгового оборудования.
4. Охарактеризуйте виды материальной ответственности работников магазина.
5. Напишите квалификационные требования к профессиям персонала согласно ГОСТ51305 – 2009 Услуги торговли. Требования к персоналу. Результаты оформите в таблицу
2.1 К торговым помещениям магазина относятся:
1. торговые залы;(это место, где непосредственно ведется торговля.)
2. места для игровых автоматов.(место для развлечений)
К неторговым помещением магазина относятся:
1. помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
2. административно-бытовые помещения;
3. коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.
К неторговым относятся помещения, разделенные по признаку их назначения: помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.; - административно-бытовые помещения; - технологические помещения; - коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина.
2. 2 Планировка магазина.
2.3. Основные виды планировок: линейная, боксовая, смешанная выставочная, свободная. Планировка торгового зала с линейно продольным расположением торгового оборудования (рисунок на следующем листе)
2.4. Материальной ответственности работников магазина.
Материальная ответственность – это один из видов юридической ответственности.
Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, бывает ограниченной или полной.
Ограниченная материальная ответственность – это основной вид материальной ответственности, суть которой заключается в обязанности возместить прямой действительный ущерб. Такая материальная ответственность ограничена среднемесячным заработком в соответствии со статьей 241 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).
Другой вид материальной ответственности – это полная материальная ответственность, суть которой сводится к возмещению прямого действительного ущерба в полном размере.
2.5. По ГОСТ Р 51305 – 2009 "Услуги торговли. Требования к персоналу." Таблица- Требования к должностям и профессиям персонала магазина
Наименование должности | Характеристика, требования |
1.Директор | Директор (управляющий, заведующий) предприятия торговли должен соответствовать следующим требованиям: Наличие высшего или среднего профессионального образования, опыта работы по специальности и (или) дополнительной профессиональной подготовки. Осуществление руководства производственно-хозяйственной и торгово-обслуживающей деятельностью предприятия торговли. Знание основ законодательства об административных правонарушениях и основ трудового законодательства, правил продажи товаров. Организация своевременного обеспечения предприятия товарами и материалами, необходимыми для осуществления торгового процесса. Осуществление контроля объемов продаж и качества услуг на предприятии торговли. Организация расстановки персонала с учетом его специальности и квалификации, опыта работы, личностных качеств. Осуществление контроля за соблюдением персоналом правил эксплуатации оборудования, правил охраны труда и техники безопасности, требований пожарной безопасности, требований санитарии, правил личной гигиены и гигиены рабочего места. |
2.Товаровед | Товаровед (менеджер по качеству товаров) должен соответствовать следующим требованиям: Наличие высшего или среднего специального образования. Осуществление контроля за соблюдением условий поставки, транспортирования, приемки товаров; правил маркировки и упаковки товаров; условий хранения товаров на складах предприятия; размещения товаров в торговых залах, сроков годности и условий реализации товаров на предприятиях торговли. Своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров. Участие в формировании ассортимента реализуемых товаров. Знание номенклатуры и ассортимента продаваемых товаров, умение их оценивать, определять дефекты и причины их возникновения. Знание товароведных характеристик и показателей качества продаваемых товаров, нормативных и технических документов (ГОСТ Р, СТО, ТУ и др.) на товары. Участие в рассмотрении претензий покупателей к качеству товаров. |
3.Заведующий отделом (селекцией) | Заведующий отделом (секцией) должен соответствовать следующим требованиям: Наличие профессионального образования и опыта практической работы или соответствующей профессиональной подготовки. Умение правильно организовывать труд работников соответствующего структурного подразделения (отдела, секции), обеспечивать трудовую дисциплину. Знание ассортимента товаров, реализуемых в отделе (секции), а также способов их размещения в торговом зале. Соблюдение правил продажи товаров и осуществление контроля за их соблюдением персоналом отдела (секции). Соблюдение установленного порядка приемки товаров по количеству и качеству, условий хранения и сроков годности товаров в соответствии с маркировкой. Осуществление контроля за наличием необходимых сопроводительных документов, удостоверяющих качество и безопасность продаваемых товаров. Знание основных характеристик товаров и умение применять методы контроля качества товаров. Знание требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков. |
4.Продавец непродовольственных товаров | Продавец непродовольственных товаров должен соответствовать следующим требованиям: Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки. Знание ассортимента, характеристики и назначения продаваемых товаров,осуществление контроля их качества. Умение осуществлять предпродажную подготовку и размещение товаров вторговом зале. Предоставление покупателям, при необходимости, достаточной и достоверной информации о продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. Соблюдение требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков. Осуществление контроля за наличием штриховых кодов и других средств торговой маркировки товаров, предусмотренных действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами. Знание устройств, правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операций на ККТ. Осуществление при отпуске покупателям проверки качества товаров доступными методами в соответствии с инструкциями по эксплуатации, проверка комплектности и количественных характеристик продаваемых товаров. Оказание помощи покупателям в выборе модели и марки товара при продаже сложных технических товаров. |
5.Продавец продовольственных товаров | Продавец продовольственных товаров должен соответствовать следующим требованиям: Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки. Знание ассортимента и характеристик продаваемых товаров, требований, предъявляемых к качеству товаров. Умение осуществлять проверку качества продовольственных товаров по органолептическим показателям (внешнему виду, цвету и запаху) при приемке и отпуске покупателям. Умение осуществлять предпродажную подготовку товаров. Умение осуществлять выкладку продовольственных товаров в торговом зале. Соблюдение правил товарного соседства, знание и соблюдение условий реализации и сроков годности товаров в соответствии с маркировкой на упаковке. Предоставление покупателям, при необходимости, достаточной и достоверной информации о продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. Знание и соблюдение требований к маркировке товаров, упаковочным материалам, способам и правилам упаковки, оформлению ценников и товарных чеков. |
6.Продавец-консультант | Оказание консультаций покупателям по ассортименту, наличию и количеству товаров, срокам поставки, информации об изготовителях, области применения и прочим техническим вопросам. Оказание квалифицированной помощи покупателям в поиске и выборе необходимых товаров. Осуществление презентации товаров покупателям согласно их потребностям, демонстрация товаров в действии. Проверка исправности и комплектности продаваемых товаров. Взаимодействие с покупателями по вопросам возврата товаров. |
7.Администратор торгового зала | Администратор торгового зала должен соответствовать следующим требованиям: Наличие соответствующей профессиональной подготовки или опыта практической работы. Способность осуществлять контроль за соблюдением персоналом качества и культуры торгового обслуживания покупателей. Способность осуществлять контроль за соблюдением персоналом правил продажи товаров и санитарно-эпидемиологических требований. Способность осуществлять контроль за соблюдением персоналом правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности. Информирование покупателей о потребительских свойствах реализуемых товаров, их ассортименте, ценах на товары и оказываемые услуги, режиме работы предприятия торговли, оказание помощи в выборе товара. Осуществление проверки соблюдения сроков годности и условий реализации товаров в соответствии с маркировкой на упаковке, изъятие из продажи некачественных товаров и товаров с истекшим сроком годности и имеющих дефекты. |
8.Продавец мелкорозничной торговой сети | Продавец мелкорозничной (торговой) сети должен соответствовать следующим требованиям: Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки. Знание ассортимента, характеристик продаваемых товаров и способов их выкладки в торговом оборудовании, маркировки товаров, видов брака. Умение осуществлять проверку качества продовольственных товаров по их органолептическим показателям (внешнему виду, цвету и запаху) при приемке и отпуске покупателям. Соблюдение правил товарного соседства, знание и соблюдение условий реализации и сроков годности товаров в соответствии с маркировкой на упаковке. Предоставление покупателям, при необходимости, достаточной и достоверной информации о продаваемых товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора. Знание и соблюдение требований к маркировке, упаковке товаров и оформлению ценников и товарных чеков. Знание устройств, правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнение расчетных операций на ККТ. Знание признаков платежеспособности государственных денежных знаков, порядка получения, хранения и выдачи денежных средств, а также цен на продаваемые товары. |
9.Контролер-кассир | Кассир (контролер-кассир) торгового зала должен соответствовать следующим требованиям: Наличие профессионального образования или соответствующей профессиональной подготовки. Знание порядка выполнения кассовых операций, правил расчета с покупателями. Знание ассортимента продаваемых товаров и их цен. Знание признаков платежеспособности государственных денежных знаков, порядка получения, хранения и выдачи денежных средств. Знание устройств и правил эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и порядка расчета с потребителями. Знание признаков неисправности ККТ, умение устранять мелкие неисправности. |