Краткая характеристика основных теорий дивидендной политики

Формирование основных типов дивидендной политики связано с существованием нескольких основных теорий влияния размеров выплачиваемых дивидендов на рыночную стоимость компании и благосостояние акционеров:

1. Теория Модильяни – Миллера утверждает, что дивидендная политика не оказывает на рыночную стоимость компании и доходы ее владельцев никакого воздействия ни в текущем периоде, ни в перспективе, так как эти параметры зависят от всей суммы формируемой прибыли, а не только от её распределяемой части. Однако на практике эта теория не применима, так как авторы обосновали действие теории при наличии ряда ограничений, которые в реальности отсутствуют (отсутствие налогообложения, функционирование рынка в условиях определенности и др.).

2. Теория предпочтительности дивидендов Гордона –Линтнера показывает, что каждая единица дохода, выплаченная инвесторам в виде дивидендов, очищена от риска и стоит больше, чем доход, получение которого отложено на будущее, поэтому максимизация дивидендных выплат предпочтительнее капитализации дохода.

Противники данной теории утверждают, что использовать аргументы фактора делового риска нельзя, так как выплаченные дивиденды акционер может реинвестировать в акции данной или другой компании.

Фактор риска учитывается индивидуально каждым инвестором и зависит от общего уровня делового риска, а не от характеристик дивидендной политики.

3. Теория минимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений заключается в том, что эффективность дивидендной политики зависит от возможности минимизации налогов по текущим и предстоящим выплатам собственникам. Так как в большинстве зарубежных стран налогообложение дивидендов выше, чем будущих доходов, предпочтительнее капитализация дивидендов. Однако такая политика может не устроить мелких акционеров, нуждающихся в текущих выплатах.

4. Сигнальная теория дивидендов рассматривает уровень дивидендных выплат как важнейший фактор влияния на рыночную стоимость акций. Рост дивидендных выплат определяет рост расчетной цены акции при её покупке, что может принести дополнительный доход акционерам при продаже принадлежащих им пакетов акций.

Кроме того, выплата солидных дивидендов как бы подает сигнал рынку, что компания находится «на подъеме». Данная теория применима лишь в том случае, если рынок информационно прозрачен и «передает сигналы» как можно большему количеству участников рынка при минимальных издержках.

5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров утверждает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если основной состав акционеров заинтересован в получении дивидендов, то именно такую политику стоит предпочесть корпорации. Акционеры, не согласные с такой практикой, реинвестируют свой капитал в другие компании, и состав акционеров станет однородным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: