double arrow

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИК КОРПОРАЦИИ

Дивидендная политика корпорации – составная часть общей финансовой политики, направленной на оптимизацию пропорций между потребляемой и реинвестируемой частями полученной чистой прибыли для обеспечения роста рыночной стоимости собственного капитала.

Разработаны два различных подхода в теории дивидендной политики. Первый подход получил название " Теория начисления дивидендов по остаточному принципу". Ее последователи полагают, что дивидендная политика ориентирована не на цену акций и стоимость капитала. Поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, что дивиденды начисляют после того, как изучены все возможности капитализации (реинвестирования) чистой прибыли. В результате дивиденды выплачивают только в том случае, если за счет чистой прибыли и других собственных источников могут быть профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты. Если всю сумму чистой прибыли направляют на цели развития, то дивиденды не выплачивают, если у корпорации нет прибыльных проектов, то ее можно направить на выплату дивидендов.

Основные теоретические разработки в рамках первого подхода были выполнены в 1961 г. М. Миллером и Ф. Модильяни. Они выдвинули идею о наличии так называемого эффекта клиентуры, согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-либо нерегулярных высоких дивидендов.

Они считали, что дисконтированная стоимость обыкновенных акций после возмещения за счет чистой прибыли всех осуществленных капиталовложений плюс полученная по остаточному принципу сумма дивидендов примерно равны издержкам, которые необходимо понести для изыскания дополнительных источников финансирования корпорации. Тем не менее эти ученые все же признавали влияние дивидендной политики на цену собственного капитала, но объясняли его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом – информация о дивидендах, в частности об их увеличении, провоцирует акционеров на повышение цены акций.

Свою теорию М. Миллер и Ф. Модильяни сопровождали значительным количеством ограничений: нет налогов на юридических и физических лиц; отсутствуют расходы по эмиссии и трансакционные затраты; инвесторам безразличен выбор между текущими дивидендами или доходами от прироста капитала; инвестиционная политика корпорации не зависит от дивидендной; инвесторы и менеджеры имеют одинаковую информацию относительно будущих перспектив. Ограничения этих ученых нереальны и не могут быть соблюдены на практике. Несмотря на свою уязвимость в аспекте практического применения, эта теория стала отправным пунктом поиска наиболее оптимальных решений для осуществления дивидендной политики.

Второй подход носит название "Теория предпочтительности дивидендов". Ее авторы, М. Гордон и Д. Линтнер, утверждали, что дивидендная политика непосредственно влияет на совокупное богатство (доход) акционеров. Основной аргумент, приводимый основоположником теории М. Гордоном, состоит в том, что инвесторы (исходя из принципа минимизации риска) всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим доходам от прироста курсовой стоимости акций. Исходя из данной теории, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация прибыли.

Кроме того, текущие дивидендные выплаты понижают уровень неопределенности инвесторов относительно инвестирования в акции данной корпорации, тем самым их устраивает меньшая норма дохода на вложенный капитал, что приводит к росту рыночной стоимости капитала. Напротив, если дивиденды не выплачивают, то неопределенность возрастает, снижается необходимая акционерам норма дохода, что приводит к падению рыночной оценки капитала.

Оппоненты данной теории утверждают, что полученный в форме дивидендов доход все равно реинвестируют затем в акции своей или аналогичной корпорации, что не позволяет использовать фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивидендной политики. Фактор риска определяется менталитетом акционеров (их склонностью к риску или нежеланием рисковать своими сбережениями).

Теория минимизации дивидендов (или теория налоговых предпочтений) заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяют критерием минимизации налоговых выплат по текущим и будущим доходам акционеров.

Поскольку налогообложение текущих дивидендных доходов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на реинвестируемую прибыль и т.д.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат и, соответственно, максимизацию капитализируемой (реинвестируемой) прибыли.

Это обеспечивает наибольшую налоговую защиту доходов собственников (акционеров).

Рассмотренные теории взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:

• максимизации совокупного достояния акционеров;

• достаточного финансирования текущей и инвестиционной деятельности корпорации.

Указанные задачи являются приоритетными при изучении всех элементов дивидендной политики: факторов, ее определяющих; порядка и форм выплаты дивидендов; налогообложения дивидендных выплат и др.

СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

Цель финансового прогнозирования — оценка перспектив воздействия внешней среды и внутренних условий на будущее состояние финансовых ресурсов предприятия.

Задачами финансового прогнозирования являются:

- определение предполагаемого объема финансовых ресурсов в прогнозируемом периоде;

- поиск источников их формирования и направлений наиболее эффективного использования на основе анализа складывающихся тенденций и с учетом воздействия на них различных факторов;

- оценка финансового состояния предприятия в прогнозируемом периоде в зависимости от возможных вариантов его финансово-хозяйственной деятельности;

- формирование рекомендаций относительно выбора рациональной финансовой стратегии и тактики, обеспечивающих достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.

Необходимость финансового прогнозирования обусловлена общими условиями хозяйствования. С помощью прогнозирования сводят к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для предприятия, устраняют излишние транзакционные издержки.

Компания не в состоянии полностью устранить предпринимательский и финансовый риски, но может снизить их негативное влияние и последствия с помощью умелого прогнозирования показателей.

ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ.

В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направление использования прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов.

Цель составления финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей. Важным моментом финансового планирования является его стратегия, т.е. определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта. Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западных странах многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.

Финансовое планирование на предприятиях осуществляется на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существуют перспективные (стратегические, в том числе пятилетние), текущие и оперативные планы.

Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний план - это главная форма реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.

Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущие финансовые планы разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:

· договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

· прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

· экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).

Разработанные на основе этих данных финансовые планы служат для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.

При разработке финансовых планов рекомендуется использовать ряд основополагающих принципов:

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») - использование и получение средств должно происходить в установленные сроки, т.е. капиталовложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет заемных средств.

2. Принцип платежеспособности - планирование денежных ресурсов должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года.

3. Принцип рентабельности капиталовложений - для капитальных вложений целесообразно выбирать самые дешевые способы финансирования. Заемный капитал выгоднее привлекать в том случае, если он повышает рентабельность собственных средств.

4. Принцип сбалансированности рисков - особенно рискованные инвестиции правомерно финансировать за счет собственных средств.

5. Принцип приспособлений к потребностям рынка - предприятию важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от получения кредитов.

6. Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную предельную рентабельность на инвестированный капитал.

В финансовый план входят:

· расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия;

· плановый расчет прибыли и ее распределение;

· баланс доходов и расходов.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

Составление, принятие бюджета предприятия и последующий контроль за его исполнением называют бюджетированием (budgeting). Процедура бюджетирования – норма для зарубежных компаний и в последние годы – для России.

В современных условиях предприятия не могут работать эффективно, если бюджетирование не синхронизировано с динамикой развития бизнеса. Формирование и согласование бюджета – наиболее трудоемкая часть всего цикла планирования, при этом более 50% предприятий вообще не учитывают бизнес-планирование при формировании бюджета. Необходимо изменить технологию планирования: более широко использовать бухгалтерскую технологию (бюджетирование на уровне проводок), а также применять последовательный метод бюджетного управления (все бюджеты последовательно выводят из базового, как правило, бюджета продаж). Это приносит значительный эффект только с использованием современных программных средств.

Наиболее значимые управленческие задачи, решаемые с помощью бюджетирования:

• планирование операций, обеспечивающих достижение целей предприятий;

• координирование различных бизнесов (как видов хозяйственной деятельности) и структурных подразделений;

• оперативное отслеживание отклонений фактических результатов деятельности предприятия и ее структурных подразделений от поставленных целей, выявление и анализ причин этих отклонений, своевременное и аргументированное принятие решений о проведении регулирующих мероприятий;

• эффективный контроль за расходованием финансовых и материальных ресурсов, обеспечение плановой дисциплины;

• оценка выполнения плана центрами финансовой ответственности и их руководителями;

• стимулирование менеджеров центров финансовой ответственности к достижению целей своих подразделений;

• согласование интересов работников предприятия.

Бюджетирование как управленческая технология состоит из трех составных частей:

1. Технологии бюджетирования, включающей:

• виды и форму бюджетов;

• целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых составляют бюджеты);

• порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет предприятия.

2. Организации бюджетирования, предусматривающей формирование:

• финансовой структуры предприятия (определяют центры финансовой ответственности – объекты бюджетирования);

• бюджетного регламента;

• этапов бюджетного процесса;

• графика документооборота;

• системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и пр.).

3. Использования информационных технологий, позволяющего:

• разработать различные сценарии будущего финансового состояния предприятия (или отдельного бизнеса);

• оперативно собирать, обрабатывать и консолидировать фактические данные, необходимые для бюджетного контроля.

Применять информационные технологии в бюджетировании возможно лишь при сплошном управленческом учете.

Система бюджетирования – совокупность следующих элементов:

• структуры бюджетов;

• формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроля за их фактическим исполнением;

• нормативной базы (норм, нормативов, лимитов);

• типовых процедур и механизмов принятия управленческих решений.

Можно выделить пять этапов постановки системы бюджетирования на предприятии (рис. 4.1).

Цель 1-го этапа (формирование финансовой структуры) -разработать модель структуры, позволяющей установить ответственность за исполнение бюджетов и контролировать источники возникновения доходов и расходов.

На 2-м этапе (создание структуры бюджетов) определяют общую схему формирования сводного бюджета предприятия.

В результате проведения 3-го этапа (разработка методик и процедур управленческого учета) формируют учетно-финансовую политику предприятия, т.е. правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учетов в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле (мониторинге) выполнения бюджетов.

Цель 4-го этапа (разработка регламента планирования) – определить процедуры планирования, мониторинга и провести анализ причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

На 5-м этапе (внедрение системы бюджетирования) составляют операционный и финансовый бюджеты на планируемый период, проводят сценарный анализ, корректируют систему бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям предприятия.

ОПЕРАТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Деятельность предприятия, даже небольших размеров, немыслима без финансового планирования. Так или иначе, работа по удержанию расходов в определенных границах и планированию прибыли присутствует даже в организации розничных точек, и именно поэтому нелишним будет задать вопрос – процесс, который происходит хотя бы в уме, не лучше ли переложить на бумагу, взяв на карандаш?

Уменьшив приближение хозяйственной деятельности, и рассмотрев крупное предприятие, мы легко сможем заметить, что планирование расходов и доходов, включая сохранение активов, представляет собой довольно сложный процесс, и является уже искусством, подчиняющимся некоторым жестким правилам экономики.

Именно от финансового планирования зависит поддержание организации на плаву, а относительная непотопляемость приобретается слаженным взаимодействием всех подразделений предприятия по осуществлению задач финансового планирования.

Финансовое планирование условно можно разделить на перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование. Под перспективным планированием обычно понимается долгосрочные планы на 3-5 лет, текущий план – как правило, годовой, и осуществляет намеченные задачи долгосрочного плана путем выполнения краткосрочных планов (на квартал или месяц), что уже представляет собой оперативное финансовое планирование.

Эффективное планирование включает в себя не только сам написанный список того, что требуется осуществить, но и механизмы выполнения каждого пункта, включая ответственные за выполнение подразделения и способы сдерживания так называемого «человеческого фактора», то есть неисполнение намеченных задач и отклонения при выполнении.

Собранные все вместе факторы позволяют добиться главных целей – расширения деятельности и сведению на нет неопределенностей, диктуемых рынком и наличием конкурентов, а также форс-мажорных обстоятельств, связанных с государством.

Под главной задачей финансового плана понимается эффективное финансирование проектов по расширению или поддержанию деятельности и оценки конечных результатов.

Данная система является общей для различных методик планирования и представляет собой всего лишь разные степени приближения исполняемых задач. Общая картина может включать в себя следующие пункты:

Основные задачи финансового планирования:

· определение объема, структуры капитала, используемого при создании предприятия и его функционировании в плановый период;

· обоснование оптимальной величины и структуры издержек производства и обращения;

· прогнозирование источников и размеров денежных поступлений и выплат;

· обоснование рационального движения денежных средств, синхронизации их поступлений с платежами в определенные периоды времени;

· определение эффективности разных сфер, видов хозяйственной и финансовой деятельности, путей максимизации прибыли;

· осуществление постоянного контроля над выполнением финансовых заданий и корректирование текущих планов при изменении условий хозяйствования.

Финансовое планирование опирается на текущие производственный, маркетинговый и другие планы предприятия, являясь органичной частью планирования предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: