Наше определение конформизма основывается на идее о том, что человек изменяет свою установку в направлении установки группы, испытав давление со стороны данной группы (Allen, 1965; Kiesler, 1969). Этот критерий динамики изменений имеет значение, так как позволяет нам делать убедительные выводы относительно влияния групп. То есть мы, вероятно, не усомнились бы в том, что данный человек подвергся влиянию группы, если первоначально он был с ней не согласен, а затем приблизился к ее установкам. Это было бы в особенности справедливо в том случае, если бы другие люди, стоявшие на первоначальной позиции упомянутого нами индивида и не подвергшиеся воздействию группы, сохранили бы свою установку и даже не сделали бы никакой попытки приблизиться к позиции группы. Напротив, если только мы узнаем, что некий индивид обычно согласен с данной группой, то не сможем с уверенностью сказать, вызвано ли это согласие влиянием группы. Вполне возможно, что этот индивид самостоятельно пришел к той же установке, что и группа, не зная мнений членов группы и не имея желания походить на них. Таким образом, главным основанием для определения конформизма исходя из динамики изменений является то, что это позволяет отличить влияние группы от единообразия поведения, которое предполагает независимое согласие при отсутствии сколько-нибудь заметного воздействия группы. Совершенно очевидно, что мы не будем рассматривать как конформизм привычку носить зимой пальто, если (что более правдоподобно) люди решают каждый для себя надеть пальто, чтобы не мерзнуть.
|
|
Хотя вообще определять конформизм исходя из динамики изменений — мысль хорошая, этот критерий в некоторых случаях может вызвать затруднения. Например, иногда именно согласие с группой, а не изменение установки, приводящее к этому согласию, служит лучшим показателем конформизма. Это было бы справедливо, например, в случае, когда человек, спонтанно согласный с группой, испытал бы желание отклониться от ее установок, но сохранил бы первоначальное согласие под давлением группы (Kiesler, Kiesler, 1969). Здесь конформизм проявляется в отказе от изменения установки. Критерий изменения вызывает сомнение также в случае, если люди проявляют предвосхищающий конформизм (т. е. движение в направлении позиции группы до того, как оказывается какое-либо давление), или в случае запаздывающего конформизма (т. е. движения в сторону установок группы через длительное время после того, как группа оказала давление). В обоих названных случаях наблюдается движение в сторону установки группы, но трудно выявить существующие связи между воздействием группы на человека и его реакцией на это воздействие.
|
|
Другим важным обстоятельством для определения конформизма является различение между публичным согласием и согласием внутренним. Под публичным согласием (или повиновением) мы понимаем внешнее изменение поведения инди-
вида, приближающее его к позиции группы. Например, если бы первоначалы индивид был против права на аборт, а затем, узнав, что группа выступает за э' право, он последовал бы за группой, поддержав ее мнение публично, то этот инд вид проявил бы повиновение. Под личным {внутренним) согласием (или повинов нием) мы понимаем изменение латентных установок индивида, приближающ его к позиции группы. Например, если бы личное мнение человека о праве: аборт стало более благоприятным после ознакомления с мнением группы, то эт человек проявил бы внутреннее согласие. Различение между публичным, вне1 ним согласием и личным, внутренним согласием имеет значение, поскольку э сказывается на поведении индивида, когда давление группы прекращается. Ра смотрим сначала случай, когда человек публично подчиняется, но в душе сохр няет свое личное мнение, продолжая не соглашаться с группой. Поскольку в дуг этот человек не принял установку группы, мы не ожидаем его согласия с ней п еле прекращения давления группы. Напротив, рассмотрим теперь случай, ког человек как публично, так и в душе согласен с установкой группы. Этот челове очевидно, действительно верит в то, что говорит, и, по-видимому, можно ожидаг что он останется на позиции группы, даже если группа уже не будет оказывать него давление.
Подобно тому как существуют различные формы конформизма, существую! различные формы нонконформизма (Allen, 1965; Nail, 1986; Willis, 1963). Две ва: нейшие его формы — это независимость и антиконформизм. Независимость — э такая позиция человека, когда он замечает социальное воздействие, но не pear рует на него ни внешне (публично), ни внутренне. Так, независимый индив проявляет устойчивость, сталкиваясь с несогласием. Напротив, имеет место а тиконформизм, если, заметив социальное давление, индивид реагирует отстраг нием либо публично, либо в личном плане или же и в том и другом случае. Т; например, антиконформист, столкнувшись с несогласием, занимает более кра нюю позицию, чем та, которая была у него первоначально. На самом деле am конформист столь же чувствителен к социальному давлению, как и конформи но свое мнение он проявляет, переходя на противоположную позицию.