А. Адорно и «авторитарная личность»: психологическая система — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

А. Адорно и «авторитарная личность»: психологическая система




о своей знаменитой работе Адорно и его сотрудники (Adorno et al., 1950) ставят вЗДрос о парадоксе. Как объяснить тот факт, что нацистская идеология — несмот-


346 Глава 12. Верования, убеждения и идеологии. Системы представлений...

ря на нелепость системы представлений, которую она ввела в немецкое общество и на безрассудство ее политических и расовых позиций, несмотря на ужасающую извращенность ее повседневной или «целевой» этики — смогла сформироваться в Европе с ее развитой цивилизацией и культурой, вызвать потворство, присоеди­нение и энтузиазм, по крайней мере со стороны значительного меньшинства? При таком подходе эта проблема предстает как одна из тех проблем, по отношению к которым мы, не вполне осознавая почему, чувствуем, что объяснения в строго ин­дивидуальном, конкретном или конъюнктурном стиле окажутся неэффективны­ми даже с научной точки зрения и что они затушуют проблему точно так же, как приводившиеся с другой целью высказывания типа «мы не знали» или «мы толь­ко подчинялись приказам».

Интуиция Адорно заключается в понимании того, что взять на себя научную задачу изучения феноменов такой силы можно, только если «за пределами» вы­явления индивидуальных, конкретных или конъюнктурных причин, которые, ко­нечно, тоже играют свою роль, обратиться к чему-то более фундаментальному и в меньшей степени связанному внутренней зависимостью с индивидуальной и со­циальной историчностью: т. е. к чему-то, являющемуся составной частью приро­ды человека, если можно так сказать. В таком случае следует предположить, что у человека имеется устойчивая потенциально фашистская ментальная структу­ра. Возможно, существуют такие трагические индивидуальные черты и такие ис­торические ситуации, которые способны реактивировать и актуализировать эту ментальную структуру с помощью механизмов, которые предстоит выявить. Од­нако именно эта ментальная структура, по-видимому, в конечном счете может объяснить фактическое присоединение к фашистской идеологии и принятие со­ответствующего поведения.

Эту устойчивую, частично входящую в «природу» человека структуру Адорно • изучает исходя из понятия «авторитарная личность». Конечно, собственно науч­ная проблема в данном случае получает импульс в двух направлениях. С одной стороны, речь все же пойдет о том, чтобы описать индивидуальные, ситуацион­ные и исторические данные, способствующие реактивизации и актуализации этой ментальной структуры, существование которой мы определили путем умозаклю­чений, не имея еще достаточных эмпирических показателей. Необходимо также изучить механизмы, действующие при этой реактивизации или актуализации. С другой стороны, для того чтобы эта устойчивая ментальная структура, назван­ная потенциально фашистской, не уничтожилась в своеобразном «ноументаль-ном» вакууме, необходимо с операциональной точки зрения суметь выделить из нее и идентифицировать обнаруживающие ее эмпирические признаки, которые следует затем охарактеризовать в отношении времени и места.




В момент проведения своих исследований (сразу после войны) Адорно считал возможным организовать изучение метаэмпирического преломления этой струк­туры на основе четырех параметров, представляемых системой шкал аттитюдов. антисемитизм, экономико-политический консерватизм, антидемократические тенденции и этноцентризм. Вместе со своими сотрудниками он намеревался Л®~ казать внутреннюю и внешнюю устойчивость этих параметров. Было бы грубой ошибкой забыть о том, что эти индикаторы характеризуются временем и местом-Не следует также думать, что они могут раз и навсегда остаться индикаторами оД' ной и той же «природной» («натуральной») ментальной структуры. По поводу


_______________________________ А. Верования, убеждения и идеология... 347

соображений Адорно отметим, что это возвращает нас, вероятно, к центральной проблеме научного исследования верований, убеждений и идеологических пред­ставлений: возможно ли (и если возможно, то каким образом?) на основе несу­щих на себе печать определенной культуры и определенной исторической эпохи, а также выраженных социально и значимых индивидуально индикаторов выде­лить что-то, позволяющее выявить «законы» относительно устойчивые, объяс­няющие социальное функционирование представлений, которые, по-видимому, сами относятся как таковые к культуре, истории, к индивидуальному аспекту л к экологии данного момента?

Даже если вклад Адорно в изучение некоторых идеологических аттитюдов — в данном случае фашистских — связан с определенным периодом времени, его значение неоспоримо. Но, кроме этого вклада Адорно в науку, очень вероятно, что его начинание открыло доступ к чему-то до сих пор неизвестному, что превали­рует в исследовании систем верований и убеждений и позволяет частично пре­одолеть мальтузианство, о котором упоминалось в начале данной главы. Работы Адорно были в более операциональной форме продолжены Рокичем (Rokeach), а также подвергнуты им некоторым плодотворным изменениям.





Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 555; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10643 - | 7817 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.215.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.