При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Специальное оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочного оборудования позволяют эффективно проводить разгрузку (в кратчайшие сроки и с минимальными потерями груза), в связи с чем сокращаются простои транспортных средств, а следовательно, и снижаются издержки обращения.
Проводимые на данном этапе операции включают:
— разгрузку транспортных средств,
— контроль документальногои физического соответствия заказов поставки,
— документальное оформление прибывшего груза через информационную систему,
— формирование складской грузовой единицы.
|
|
37. Склады подразделяются с учетом классификации их по конструктивным особенностям и этажности зданий.
По виду конструкции (или техническому устройству) склады делятся на: закрытые, полузакрытые, открытые и специальные. К закрытым складам относятся здания и отдельные помещения.
К полузакрытым относят навесы. По конструкции они могут быть без стен или иметь от одной до трех стен.
Открытые являются простейшим видом складских сооружений и представляют собой бетонированные, асфальтированные площадки, имеющие уклон и водостоки для отвода поверхностных вод.
К специальным относят бункерные и элеваторные сооружения для хранения сыпучих грузов и сооружения резервуарного типа для хранения грузов в жидком состоянии.
Основным видом складских сооружений являются закрытые здания.
В снабженческой логистике при хранении сырья и материалов (например, угля, песка, пиломатериалов, содержание которых незначительно в сравнении с готовой продукцией из-за более низкой себестоимости) используют складские площади с навесами. Для таких сыпучих грузов, как зерно, используют элеваторные склады, а для хранения жидких (нефтепродуктов, масел, кислот и т.д.) - сооружения резервуариого типа. При хранении готовой продукции, комплектующих, продукции незавершенного производства, инструментов во всех функциональных областях логистики используют здания или сооружения закрытого вида, поскольку себестоимость таких изделий высока и требуется обеспечение их сохранности не только от внешних атмосферных воздействий и порчи, но и материальной сохранности.
|
|
В распределительной логистике помимо закрытых складов используются полузакрытые и открытые.
Однако они имеют ограниченное распространение и служат преимущественно для хранения тары или кратковременного хранения товаров в крупной внешней таре (контейнерах, бочках) и стройматериалов (пиломатериалов, сетки и т.д.). В системе логистики используются все виды складских сооружений, но наибольшее применение находят закрытые склады. При выборе складского здания и расчетов необходимой площади следует иметь в виду, что приоритетным направлением в развитии складского хозяйства является строительство одноэтажных складов. В многоэтажных складах около 20% объемов здания отведены под лифты и лестничные клетки, что значительно сокращает полезно используемые объемы. Традиционная частота сетки колонн 6 x 6 в многоэтажных складах и невысокая допустимая нагрузка на междуэтажные перекрытия не дает возможности использовать современные технологические решения складской переработки груза. К тому же стоимость многоэтажного склада в 1,5-2 раза выше по сравнению с одноэтажным складом того же объема.
Среди одноэтажных складов, особенно с учетом удорожания стоимости земельных участков и достижений в области складской техники, предпочтение отдается складам с высотной зоной хранения. Общие затраты на высотный склад в несколько раз меньше, чем затраты на склад с тем же объемом, но с более низкой высотой.
Требования к определению необходимой для фирмы складской мощности очень высоки. Точность в расчетах складского пространства во многом зависит от правильного прогноза спроса на продукцию данного склада и определения необходимых товарных запасов, выраженных в натуральных единицах. Задача достаточно просто решается с помощью существующих компьютерных программ, которые анализируют множество возможных вариаций.
38. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования — эффективное использование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптимальный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудования. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенностям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минимальным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его размещения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фиксированного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) выбора
места складирования.
Процесс складирования и хранения включает:
а) закладку груза на хранение,
б) хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий,
в) контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый
через информационную систему.
Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада.
Система складирования (СС) предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При разработке системы складирования необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т.д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем. Итак, система складирования включает следующие складские подсистемы:
|
|
- складируемая грузовая единица; - вид складирования; - оборудование по обслуживанию склада; - система комплектации; - управление перемещением груза; - обработка информации;
- «здание» (конструктивные особенности зданий и сооружений).
Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:
1) определяются место склада в логистической цепи и его функции;
2) устанавливается общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);
3) определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;
4) выбираются элементы каждой складской подсистемы;
5) создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;
6) осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех технически возможных;
7) проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;
8) осуществляется альтернативный выбор рационального варианта.
Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.