Денегация

Франц. denegation, англ. negation, нем. verneidung. На русский язык обычно переводится как отказ, отрицание. Термин обознача­ет механизм психологической защиты, когда при невольном выра-


[67]

жении одного из ранее вытесненных желаний, чувств или мыслей субъект настойчиво отрицает свою их себе принадлежность.

Французский театролог Анн Юберсфельд, пытаясь опреде­лить специфику театрального переживания, сформулировала свое положение на кардинальном различии между «отрицанием» и другим понятием фрейдовского аппарата — «отказа от реально­сти» (deni de la realite). С точки зрения ученого, денегация связана с основами самого принципа функционирования театра: этот про­цесс изначально противоречив, так как состоит в том, чтобы пред­ставить в конкретной и материальной форме вымышленное дейст­вие и выдуманных персонажей. Театральные знаки, подчеркивает Юберсфельд, «гомоматериальны» по отношению к тому, что они представляют: одно человеческое существо представлено другим человеческим существом. И денегация как раз и есть тот психиче­ский процесс, который позволяет зрителю видеть конкретную ре­альность на сцене и быть вовлеченным в нее как в реальность, в то же время зная (и забывая об этом разве только на какие-то крат­кие мгновения), что эта реальность не имеет никакого значения вне пространства сцены. В результате зритель вынужден одно­временно осуществлять двойной труд: воспринимать реальное как реальность и знать, что эта же самая реальность не вмешивается непосредственно в его собственное существование, она не имеет к нему прямого отношения.

Поэтому любой театр — от требующего серьезной умственной работы, как того требовал Брехт, до самого развлекательного — по своей природе подразумевает работу мысли, размышления зри­теля: «это реальность, но она не для меня — ни для кого из моих знакомых; это сконструированная реальность, артефакт» (Ubersfeld:1996, с. 24).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: