Виды, формы и типы конфликтов

А. Конструктивный (функциональный) конфликт - это разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны возникшей проблемы, их разрешение ведет к повышению эффективности общения.

Б. Деструктивный (дисфункциональный) - это конфликт, который приводит к негативным, часто разрушительным действиям, иногда перерастает в склоку и другие негативные явления.

Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами:

=> психологической несовместимостью отдельных людей;

=> нарушением этики (грубость, высокомерие, необязательность, нетерпимость к критике, ущемление прав и обман).

Конфликт может быть:

Межличностный - это конфликт, возникающий между отдельными людьми.

Он возникает, если у людей:

ـ различные типы характеров;

ـ противоречивые интересы, взгляды, ценности;

ـ несопоставимые цели;

ـ враждебность.

Пример:

Два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения, при этом критикуя конкурента.

Конфликт между личностью и группой - возникает, в основном, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы или в ситуации, когда не оправдались ожидания группы по отношению к поведению личности.

Он возникает, если:

- личность не соблюдает нормы, выработанные группой;

- личность занимает позицию отличную от позиции группы.

Пример:

Один из сотрудников коллектива желает заработать больше, для этого он выполняет сверхурочную работу или перевыполняет норму, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.

Межгрупповой конфликт - это конфликт, возникающий между группами людей.

Он возникает, если имеет место:

- конкуренция;

- соперничество;

- различие интересов;

- различное видение возможных средств достижения результатов;

- противоречивые намерения и т.п.

Примеры:

1) В условиях соревнования одна из групп использовала способ «приписок», чтобы победить. Когда эта ситуация вскрылась – возник конфликт (причина - различие в представлениях и ценностях).

2) Конфликт между производственными бригадами, особенно если одна использует продукцию или компоненты, изготовленные другой.

Конфликт одновременно может быть охарактеризован по нескольким классификациям, например, конструктивный и межгрупповой или личностный и деструктивный и т.п.

Каждый конфликт независимо от возникновения имеет следующую структуру:

- объект конфликтной ситуации,

- наличие разногласий, несовместимость намерений сторон,

- наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками,

- непосредственный повод для конфликта,

- конфликтное поведение.

Конфликт можно представить в виде формул:

Формула 1.

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов.

Пример:

«Старший по должности сотрудник дает мне срочное задание, которое я принимаюсь выполнять немедленно. Вскоре другой сотрудник, занимающий аналогичную должность, принес задание, тоже срочное. Я объясняю, что выполняю срочную работу и не могу сию минуту взяться за новое задание. Он настаивает, я отказываюсь. Он идет жаловаться на меня начальнику, но того нет, он возвращается и продолжает настаивать на выполнении его задании. Разговор пошел на повышенных тонах, после чего я наделала ошибок в работе, и в итоге оказался недоволен и первый сотрудник».

В данном случае причиной конфликтной ситуации является неудовлетворительная организация труда. Инцидентом послужило стечение обстоятельств - возникновение одновременно двух срочных работ. В результате - конфликт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: