А. Конструктивный (функциональный) конфликт - это разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны возникшей проблемы, их разрешение ведет к повышению эффективности общения.
Б. Деструктивный (дисфункциональный) - это конфликт, который приводит к негативным, часто разрушительным действиям, иногда перерастает в склоку и другие негативные явления.
Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами:
=> психологической несовместимостью отдельных людей;
=> нарушением этики (грубость, высокомерие, необязательность, нетерпимость к критике, ущемление прав и обман).
Конфликт может быть:
Межличностный - это конфликт, возникающий между отдельными людьми.
Он возникает, если у людей:
ـ различные типы характеров;
ـ противоречивые интересы, взгляды, ценности;
ـ несопоставимые цели;
ـ враждебность.
Пример:
Два художника работают над одной и той же рекламой, но имеют разные точки зрения относительно способа ее подачи. Каждый старается убедить директора принять его точку зрения, при этом критикуя конкурента.
|
|
Конфликт между личностью и группой - возникает, в основном, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы или в ситуации, когда не оправдались ожидания группы по отношению к поведению личности.
Он возникает, если:
- личность не соблюдает нормы, выработанные группой;
- личность занимает позицию отличную от позиции группы.
Пример:
Один из сотрудников коллектива желает заработать больше, для этого он выполняет сверхурочную работу или перевыполняет норму, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение.
Межгрупповой конфликт - это конфликт, возникающий между группами людей.
Он возникает, если имеет место:
- конкуренция;
- соперничество;
- различие интересов;
- различное видение возможных средств достижения результатов;
- противоречивые намерения и т.п.
Примеры:
1) В условиях соревнования одна из групп использовала способ «приписок», чтобы победить. Когда эта ситуация вскрылась – возник конфликт (причина - различие в представлениях и ценностях).
2) Конфликт между производственными бригадами, особенно если одна использует продукцию или компоненты, изготовленные другой.
Конфликт одновременно может быть охарактеризован по нескольким классификациям, например, конструктивный и межгрупповой или личностный и деструктивный и т.п.
Каждый конфликт независимо от возникновения имеет следующую структуру:
- объект конфликтной ситуации,
- наличие разногласий, несовместимость намерений сторон,
- наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками,
|
|
- непосредственный повод для конфликта,
- конфликтное поведение.
Конфликт можно представить в виде формул:
Формула 1.
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт |
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов.
Пример:
«Старший по должности сотрудник дает мне срочное задание, которое я принимаюсь выполнять немедленно. Вскоре другой сотрудник, занимающий аналогичную должность, принес задание, тоже срочное. Я объясняю, что выполняю срочную работу и не могу сию минуту взяться за новое задание. Он настаивает, я отказываюсь. Он идет жаловаться на меня начальнику, но того нет, он возвращается и продолжает настаивать на выполнении его задании. Разговор пошел на повышенных тонах, после чего я наделала ошибок в работе, и в итоге оказался недоволен и первый сотрудник».
В данном случае причиной конфликтной ситуации является неудовлетворительная организация труда. Инцидентом послужило стечение обстоятельств - возникновение одновременно двух срочных работ. В результате - конфликт.