double arrow

Глава 7. ЛЕЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Дети с нарушениями слуха подразделяются на две группы: тугоухие и глухие. Тугоухость разделяется на три степени1:

I — порог восприятия не выше 50 дБ;

II — порог восприятия от 50 до 70 дБ;

III — порог восприятия в среднем 75-80 дБ в речевом диа­пазоне.

В соответствии с международной классификацией выделяется еще IV степень тугоухости с потерей слуха до 90 дБ.

Для психического развития слабослышащего ребенка важное значение имеет развитие у него речи. Поэтому воспитание и обу­чение слабослышащих детей дифференцируется не только в зави­симости от степени нарушений слуха, но и с учетом наличия или отсутствия у ребенка речи.

Среди причин нарушения слуха большую роль играют наслед­ственные факторы — 30-50% от всех случаев. Следует иметь в виду, что некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. В 30% случаев они могут сочетать­ся с другими нарушениями, например: дефектами зрения, интел­лекта, заболеваниями и пороками развития внутренних органов, кожи, костно-мышечной системы.

Нарушения слуха могут возникать и под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих внутриутробно, в момент родов или после рождения. Среди причин, повреждающих слуховую систему плода, наибольшее значение имеют внутриут­робные вирусные инфекции, особенно краснуха, перенесенная ма­терью в первые месяцы беременности, корь, грипп, а также такие заболевания, как врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.

Важную роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорожденных, обусловленная несовместимо­стью крови матери и ребенка по резус-фактору или групповой принадлежности крови. При ядерной желтухе возникает били-рубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В этих случаях может развиваться неврит слухового нерва. Неврит слухового нерва может также возникать при многих инфекционных заболеваниях, при применении больших доз некоторых лекарств (например,

1 Нейман Л.В., Богомильстй М.Р. Анатомия, физиология и патология ор­ганов слуха и речи. М., 2001.


некоторых групп антибиотиков). Неврит может также входить в симптомокомплексы различных наследственных заболеваний ЦНС.

Неврит обычно характеризуется прогрессирующим снижением слуха, иногда до полной глухоты. При этом в первую очередь нарушается восприятие высоких тонов. Двустороннее врожден­ное снижение или отсутствие слуха нарушает психическое разви­тие ребенка и особенно формирование речи и логического мыш­ления.

Детей, страдающих тугоухостью, принято называть слабослы­шащими, в отличие от глухих, которые даже при применении зву­коусиливающей аппаратуры не воспринимают речь на слух.

Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи, а также имеют место специфические трудности формирования логического мышления. Основные направления коррекционной работы по речевому и умственному развитию де­тей с недостатками слуха разработаны Е.П. Кузьмичевой, Л.П. Нос-ковой, Л.И. Тиграновой, Л.А. Головиц, Н.Д. Шматко, Т.В.Пелым-ской и многими другими. Основоположниками этих современ­ных исследований являлись такие ведущие специалисты, как Ф.Ф. Рау, Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г.Коровин.

Одной из основных задач лечебно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха является развитие речи и логиче­ского мышления. Особенно важное значение имеет раннее нача­ло лечебно-коррекционной работы (Е.П. Кузьмичева, Л.П. Нос-кова). В настоящее время доказана эффективность ранней коррекционной работы с глухими детьми. В отечественной сур­допедагогике накоплен опыт такой работы, начиная с первых месяцев жизни (Е.П. Кузьмичева, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская и др.).

В настоящее время разработана оригинальная система ранней коррекционной работы, которую проводят, начиная с тем: «Части тела. Лицо», «Помещение», «Мебель». Ребенка учат путем зри­тельно-тактильного восприятия познавать окружающий мир, для стимуляции ранней коммуникативной деятельности особое вни­мание обращается на лицо человека, ребенок соотносит фотогра­фии с реальным человеком (членом семьи), дорисовывает недос­тающие части лица. Вся эта деятельность сопровождается расчле­ненной речевой инструкцией.

Важное значение уделяется обучению ребенка освоению ново­го пространства (ориентации в собственной квартире, а также в новом помещении). Занятия проводятся по специальной програм-


Ме с последовательным изучением различных тем: «Одежда», «Продукты питания», «Посуда» и т. д.1

Стимуляция речевого развития также проводится поэтапно и с последовательным изменением преобладающего мотива установ­ления коммуникативной связи. По мере формирования коммуни­кативного поведения ребенок все активнее начинает подражать речевым действиям взрослого в процессе совместной предметно-практической деятельности.

На следующем этапе у ребенка формируют мотив достижения успеха в словесном обозначении окружающих предметов. И, на­конец, на последнем этапе развивается мотив активного познания окружающей действительности.

Для стимуляции речевого развития глухого ребенка важ­ное значение имеет создание для общения естественных ситуа­ций.

При обучении языку глухого ребенка дошкольного возраста важное значение отводится строгому разграничению методов обу­чения детей шести и семи лет.

Выделяют три основных направления работы по развитию ре­чи глухих дошкольников: формирование и развитие языковой спо­собности; развитие речевой деятельности; подготовка к усвоению основных закономерностей языка'.

Особенно серьезное внимание уделяется развитию языковой способности глухого ребенка, для этого ведущее значение прида­ется раннему началу специальной педагогической коррекционной работы4.

Известно, что развитие языковой способности наиболее интен­сивно проявляется в раннем возрасте, поэтому важно как можно раньше начинать коррекционную работу с детьми с нарушениями слуха5.

Для развития языковой способности большое значение имеет подражание. Поэтому при работе с детьми раннего возраста с на­рушениями слуха необходимо стимулировать подражательную деятельность. Кроме того, при обучении глухих детей языку ши-

1 Носкова Л.П. О методических путях обучения языку глухих детей старшего дошкольного возраста // Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. М., 1990. С. 5-30.

2 Там же. С. 30-59. ' Там же.

Там же. ' Там же.


роко используется предметная деятельность на основе эмоцио­нального взаимодействия со взрослым1.

При проведении лечебно-коррекционной работы с детьми с на­рушениями слуха необходим комплексный дифференцированный подход. Важно, чтобы каждый ребенок был обследован врачом отоларингологом и сурдологом, был обеспечен слуховым аппара­том, по медицинским показаниям получал комплексное лечение. Известно, что возможности речевого развития глухого ребенка зависят не только от степени выраженности дефекта слуха, но и от механизмов и уровня поражения слуховой системы, этиологии, индивидуальных психоневрологических особенностей ребенка, общего состояния его здоровья. Поэтому в каждом конкретном случае работа должна проводиться дифференцированно, с учетом клинических и психолого-педагогических данных. При психолого-педагогическом обследовании особенно важно оценить:

— уровень развития восприятия и наглядного мышления;

— особенности игры;

— степень сформированное™ навыков самообслуживания;

— особенности моторных функций2.

Важное значение в коррекционной работе с этими детьми име­ет развитие речевого слуха. Для развития речевого слуха чрезвы­чайно значим уровень владения устной речью и так называемый речевой опыт ребенка (Е.П. Кузьмичева, 1989)3. Работа по разви­тию речевого слуха проводится во взаимосвязи с развитием и кор­рекцией звукопроизносительной стороны речи, расширением сло­варного запаса и обучением грамматическим основам речи. Эта работа находится во взаимосвязи с развитием познавательной дея­тельности. Ее основу составляет тесное взаимодействие слухово­го восприятия и кинестетических ощущений в речевой мускулату­ре в процессе речи, а также зрительного восприятия речевых дви­жений артикуляционной мускулатуры.

Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи, поэтому важное значение имеет специальная

Головчиц Л.А. Развитие речи слабослышащих детей старшего дошколь­ного возраста с учетом дифференцированного подхода // Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошколь­ных учреждений для детей с нарушениями слуха и интеллекта. М., 1990. С. 59-86. " Там же.

Кузьмичева Е.П. Оценка развития речевого слуха глухих школьников // Дефектология. 1989. № 4. С. 17-21.

Там же.


логопедическая работа. Эта работа дифференцируется, прежде всего, в зависимости от степени тугоухости.

При наиболее легкой — I степени тугоухости ребенок различа­ет на слух не более 75% согласных, произнесенных голосом разго­ворной громкости около самой ушной раковины1.

Известно, что дети с одинаковой степенью тугоухости, но с разным уровнем развития речи по-разному распознают звуки речи. Чем более у ребенка развита речь, тем лучше он распознает звуки речи. Однако для всех детей с нарушениями слуха характерны фо-нетико-фонематические нарушения.

Выделяют три основные формы нарушения звукопроизноше-ния у слабослышащих:

— при нарушениях слуха отмечаются замены одних звуков речи другими;

— при недостаточности моторного отдела речевого аппарата преобладают нарушения звуков по типу их искажения;

— смешанные формы нарушений звукопроизношения, обу­словленные как сенсорной, так и моторной недостаточно­стью.

Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от этих вариантов.

Наряду с фонетико-фонематическими нарушениями, у детей с недостаточностью слуха наблюдаются признаки несформирован-ности лексико-грамматической стороны речи. Словарный запас ограничен, отмечается неточность употребления слов, часто с расширением их значений. Особенно трудно дети со сниженным слухом усваивают слова с отвлеченным значением. Дети с нару­шениями слуха обычно грубо искажают звуко-слоговую структуру слов.

Характерным для детей с нарушениями слуха считается не-сформированность грамматического строя речи.

При коррекции нарушений звукопроизношения у детей с на­рушениями слуха опираются на зрительно-кинестетические пред­ставления о звуках с опорой на ощущения артикуляционных дви­жений и зрительный образ букв.

В процессе проведения лечебно-педагогической работы с детьми с недостатками слуха важное значение имеет развитие мыслительной деятельности, особенно развитие логического мыш­ления.

1 Парамонова Л.Г. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха // Логопедия. М.: Просвещение, 1989. Гл. XV. С. 383-393.

Там же.


В отечественной сурдопсихологии разработана пропедевтика формирования логических умений у детей с недостатками слуха в период подготовки их к обучению1.

При подготовке ребенка с нарушениями слуха к обучению у него важно сформировать возможность оперирования отдельными признаками предметов, т. е. выделять признаки предметов (цвет, форму, величину), обобщать конкретные и житейские понятия, группировать предметы по отдельным признакам и, наконец, клас­сифицировать предметы по двум признакам2.

Наиболее подробно коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха представлена в работе А.А. Венгер, Г.Л. Вы-готской, Э.И. Леонгард3. Авторы разработали программу проведе­ния занятий с маленькими глухими и слабослышащими детьми. Эта программа предусматривает работу по следующим направле­ниям:

— развитие движений (основные движения и мелкая мото-рика);

—развитие восприятия: зрительного (восприятие цвета, фор­мы, величины, пространственных отношений, целостное воспри­ятие предмета); слухового (восприятие звучания музыкальных инструментов, восприятие слов в лепетной и полной форме); так­тильно-двигательного (определение формы, величины, материала и других свойств предметов на ощупь и по обводящему движе­нию); вибрационной чувствительности (реакции на вибрационные раздражители);

— формирование мышления (наглядно-действенного, нагляд­но-образного, логического);

— формирование речи (понимание устной речи в полной или лепетной форме и элементарной жестовой речи);

— формирование игровой деятельности;

— обучение изобразительной деятельности.

Все разработанные авторами задания могут применяться к де­тям в возрасте от 1 года 6 месяцев до 5-6 лет.

Методические указания авторов определяют необходимость проведения ежедневных занятий (1-2 раза в день).

Длительность каждого занятия определяется возрастом ре­бенка и степенью его подготовленности, она варьирует от 10-15

Тигранова Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М.: Просвещение, 1991. С. 161.

Там же.

' Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972.


до 30 минут. Авторы подчеркивают необходимость смены видов деятельности на каждом занятии. Каждое упражнение проводится в течение 2-5 минут. На каждом занятии ребенку предлагается не­сколько упражнений.

А. Для детей младшего возраста:

а) складывание небольших предметов в мешочек;

б) катание мяча от взрослого к ребенку;

в) нанизывание пирамидки;

г) проведение игры «Ку-ку»;

д) скатывание мяча с наклонной плоскости. На последующих занятиях постепенно уменьшается число уп­ражнений и увеличивается их длительность. Б. Для детей старшего возраста:

а) лепка шара;

б) развитие слухового восприятия: дифференциация звучаний барабана и аккордеона;

в) сличение цветов;

г) повторение лепетных слов.

В программе авторы определяют минимум слов, которыми должен пользоваться взрослый при проведении занятий, и реко­мендуют не требовать от ребенка их повторения, а лишь поощрять его, если он сам начинает пользоваться ими.

В программе большое внимание уделяется стимуляции так­тильно-двигательного восприятия. Ребенка учат различать формы круга и квадрата с помощью обводящих движений с опорой на зрительное восприятие. На следующем этапе занятие проводится с I исключением зрительного восприятия. Ребенок ощупывает пред­меты, затем повязка с глаз снимается, и он показывает те предме-; ты, которые ощупывал.

Важное значение уделяется формированию мышления: форми­руется предметно-действенное мышление, наглядное и словесно-логическое путем выполнения различных заданий на классифика­цию предметов. Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия: ребенка учат различать на слух лепетные и полные слова. Вначале перед ребенком помещается только две игрушки или картинки, например лошадка и собачка, и его учат различать на слух их названия, которые обозначаются звуками или словами (лепетными и полными). Ребенка учат соотносить звукосочетание «прр» с лошадкой и «ам» с собачкой.

Затем ребенка учат различать три игрушки или картинки. Для стимуляции слухового восприятия проводятся специальные занятия на слухо-зрительной основе: ребенок слышит голос и


одновременно видит губы говорящего. После того как ребенок не­сколько раз показал требуемые предметы, взрослый постепенно исключает роль зрительного восприятия (садится сбоку от ребенка так, чтобы он не видел его лица) и произносит те же названия на ухо ребенку, при этом одновременно берет руку ребенка в свою и ею указывает на нужный предмет и вместе с ребенком произносит его название.

Авторы рекомендуют произносить на ухо ребенку весь мате­риал, с которым к нему обращается педагог, а также произносить на ухо названия незнакомых ребенку предметов. При этом подчер­кивается необходимость соблюдения в словах правильного уда­рения.

Важное значение в программе уделяется развитию зрительного восприятия и формированию мышления.

Авторы подробно представляют методику обучения счету с последовательностью этапов проведения занятий. На первом этапе ребенка учат соотнесению количества.

На втором — знакомят с цифрами, причем вначале дается только цифра 1 и слово один, затем постепенно называют осталь­ные цифры и числительные в пределах пяти.

На третьем этапе работы ребенка обучают пониманию состава числа. Эту работу проводят с разными предметами в пре­делах пяти.

И, наконец, на четвертом этапе ребенка обучают реше­нию наглядных задач. Наглядные задачи вначале даются на сло­жение, а потом на вычитание.

Важным разделом программы является также специальный раздел, посвященный обучению игре1.

Лечебно-педагогическая работа с детьми с нарушениями слуха должна быть предельно ранней и иметь комплексный характер, она обязательно сочетается с проведением специального стимули­рующего лечения.

Все лечебно-коррекционные мероприятия дифференцируются в зависимости от тяжести и характера слухового дефекта, состоя­ния речи и интеллекта.

В сурдопедагогике применяются многие методы обучения и воспитания глухих детей. В одних из них преобладает использова­ние словесной (устной, письменной, тактильной речи), в других — жестовой. В настоящее время многие авторы придерживаются точки зрения о необходимости использования метода тотальной

Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. М.: Просвещение, 1972. С. 108.


коммуникации при воспитании и обучении детей с нарушениями слуха.

Особо важное значение в настоящее время придается ран­ней диагностике и ранней коррекции нарушений слуха с по­мощью слуховых аппаратов. В этих случаях возможно наиболее полноценное речевое и умственное развитие ребенка, особенно если одновременно проводится ранняя сурдопедагогическая ра­бота.

Медицинские методы реабилитации детей с нарушениями слу­ха подразделяются на две группы: хирургические и нехирургиче­ские. Хирургическое лечение применяется для реконструкции звукопроводящего аппарата. В настоящее время большинство спе­циалистов отмечают необходимость раннего хирургического ле­чения заболеваний органа слуха, сопровождающихся тугоухостью. Хирургическое лечение, прежде всего, показано для многих детей, страдающих звукопроводящей (кондуктивной) тугоухостью. Это дети с врожденными уродствами наружного и среднего уха, а так­же дети с приобретенной тугоухостью в результате различных за­болеваний уха.

Основным показателем к слухоулучшающим операциям счита­ется наличие костно-воздушного резерва не менее 30 дБ при сни­жении костной проводимости не более чем 35-40 дБ в зоне рече­вых частот.

Все хирургические операции условно делятся на слухосохра-няюшие и слухоулучшающие. Слухосохраняющие операции прово­дятся обычно при прогрессирующем течении хронических гной­ных отитов, в результате которых развиваются деструктивные процессы в среднем ухе, ведущие к тяжелой тугоухости.

Слухоулучшающие операции — это реконструктивно-пласти-ческие хирургические вмешательства на органе слуха. Слухоулуч­шающие операции проводятся при врожденных уродствах наруж­ного и среднего уха, а также при различных заболеваниях.

Наряду с хирургическими методами лечения широко применя­ется медикаментозная терапия.

Прежде всего важное значение имеет своевременная санация верхних дыхательных путей. Важное значение имеет своевремен­ное удаление аденоидов, своевременное лечение заболеваний при­даточных пазух носа.

Применяются различные методы консервативного лечения хронических средних отитов. Так, предлагается после механиче­ской очистки уха вводить местно антибиотики в виде свечей; используют препарат диметилсульфоксид, представляющий собой смесь пенициллина с раствором адреналина гидрохлорида с до-



бавлением 1 мл гидрокортизона и 3 мл 100% раствора диметил-сульфоксида1.

Одним из новых применяемых антибиотиков является глико-циклин — смесь глицина, метил-тетрациклина и аминоуксусной кислоты. Это антибиотик широкого спектра действия2.

При лечении воспалительных заболеваний уха необходимо из­бегать назначения антибиотиков с ототоксическим действием. Во всех случаях к назначению антибиотиков при воспалениях уха следует относиться с большой осторожностью. Противопоказано особенно местное применение таких ототоксических антибиоти­ков, как стрептомицин, неомицин, мицерин, канамицин, мономи-цин и др.

Рекомендуется при заболеваниях среднего уха использовать фракции фитонцидов: спиртового экстракта лука, водного раство­ра чеснока, прополиса, черемши3. Предлагается использовать на­стои на 70%-ном этиловом спирте из сухих измельченных расте­ний: чистотела, череды, зверобоя, листьев эвкалипта, корня девя­сила, цветков календулы и сока чистотела в соотношении 1:5. Настой отстаивают в течение 10 дней и фильтруют через бумаж­ный фильтр. Применяют 3 раза в день в виде капель в ухо или на турунде4. Возможны аллергические осложнения.

Имеются данные о благоприятном воздействии различных сте-роидных гормонов. Во всех случаях лечение проводится дифферен-цированно по назначению и под контролем врача-отоларинголога.

Медикаментозное лечение, как правило, сочетается с аппарат­ными методами физиотерапевтического лечения. При острой ней-росенсорной тугоухости необходима срочная госпитализация.

В последнее время появился новый метод лечения абсолютно глухих больных. Этот метод заключается в протезировании спи­рального органа — погибшей улитки посредством компьютерной техники, с введением тончайших электродов в лестницы улитки. При этом сам процесс кодирования речи происходит во внеш­нем преобразователе (процессоре), который носится в кармане (Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский, 2001).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: