double arrow

Комбинированный урок

Цель: формирование элементарных навыков чтения и письма.

1/2 урока - звуковой анализ, обучение чтению

1/2 урока – обучение письму

Примерная схема комбинированного урока:

1) Составление схемы звукового анализа данного слова после предварительного произнесения.

2) Выкладывание детьми под цветные фишки соответствующих букв.

3) Чтение получившегося слога или слова.

4) Показ образца написания данного слова учителем на доске с подробным разбором соединений.

5) Прописывание учащимися слова в воздухе.

6) Прописывание слова в тетради.

7) Прочитывание рукописного текста.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В специальную школу V вида поступают дети, в структуре дефекта которых имеются нарушения произносительной стороны речи.

Наиболее частотными нарушениями звукопроизношения являются сигматизм – парасигматизм, ротацизм – параротацизм, ламбдацизм – параламбдацизм, дефекты озвончения, смягчения.

В современной логопедии существует несколько классификаций этапов коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения.

1я классификация (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина):

1 этап. Подготовительный.

2 этап. Постановка.

3 этап. Автоматизация в слогах.

4 этап. Автоматизация в словах.

5 этап. Автоматизация в предложениях.

6 этап. Автоматизация в связной речи.

7 этап. Дифференциация.

2я классификация (Р.И. Лалаева, М.Ф. Фомичева):

1 этап. Подготовительный.

2 этап. Постановка.

3 этап. Автоматизация.

4 этап. Дифференциация.

3я классификация (Б.М. Гриншпун):

Данная классфикация является наиболее приемлемой в системе коррекционного обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

1 этап. Подготовительный.

Задачи обучения:

а) развитие слухового внимания и слуховой памяти;

б) развитие фонематического слуха и восприятия;

в) развитие речевого дыхания (диафрагмального);

г) развитие мелодико-интонационной стороны речи;

д) подготовка органов артикуляции;

е) развитие мелкой моторики;

ж) развитие ВПФ;

з) развитие графо-моторных навыков.

2 этап. Формирование первичных произносительных умений и навыков.

Задачи обучения:

а) постановка звуков (вызывание звуков, отсутствующих в речи);

б) автоматизация (введение поставленного звука в речь)

О.В. Правдина выделила уровни нарушения звукопроизношения:

· Ребенок не может самостоятельно произнести звук, не может повторить его за логопедом.

· Ребенок правильно произносит звук изолированно, иногда правильно произносит его в слогах или словах простой слоговой структуры, но в слогах и словах сложной слоговой структуры звук произнести не может.

· Ребенок самостоятельно правильно произносит звук в слогах и словах, но в потоке спонтанной речи заменяет его другим, правильно произносимым звуком.

в) различение звуков близких по акустико-артикуляционным признакам.

3 этап. Формирование коммуникативных умений и навыков.

Б.М. Гиншпун предположил, что в самостоятельной речи ребенок часто произносит звуки неправильно потому, что частотность распределения отдельных звуков в самостоятельной речи не соответствует той частотности, которая наблюдается в специально подобранном материале (максимальная насыщенность звуком).

Задача: формирование навыка самоконтроля за правильным произношением.

Приемы:

· составление рассказов по картинке, по серии картин;

· работа с деформированным текстом;

· придумывание начала, середины или конца рассказа;

· пересказ.

В речевой школе работа по формированию произношения проводится на двух видах занятий:

1. Индивидуальное

2. Уроки произношения

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

В 1-ом классе на индивидуальных занятиях выделяют такие разделы:

1) развитие слухового внимания и памяти;

2) развитие фонематического слуха и восприятия;

3) подготовка органов артикуляции к постановке звуков.

В современной логопедии существует две классификации артикуляционных упражнений:

1. По наличию движений (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина):

артикуляционные упражнения

статические динамические

(удержание артикуляционной (переключение с одного

позы) артикуляционного уклада на другой)

общие специальные общие специальные

2. По применению (М.Ф. Фомичева)

артикуляционные упражнения

общие специальные

(всем) (для конкретного звука)

статические динамические статические динамические

4 этап. Постановка звуков.

В речевой школе постановка звуков осуществляется общепринятыми в логопедии способами.

1) имитативный (как комар, насос и т.д.);

2) механический; Ф.Ф. Рау

3) смешанный;

4) от звука близкого по артикуляции ([ц] от [с]);

5) от базового звука в данной группе

с
например: Ч Щ Ш Ж

(ТШ’) (Ш’)

Ц З

(тс)

С’ З’

6) использование приемов логоритмики.

5 этап. Автоматизация.

- в слогах (в прямых и обратных без стечения, затем со стечением)

для «ринолаликов» специальные интервокальные слоги:

-ара-

-оро-

- в словах, в соответствии с 13-ю классами слоговых структур разработанных А.К. Марковой;

- в предложениях;

- в связной речи.

6 этап. Развитие ВПФ, которые являются базой речи.

Во втором классе на индивидуальные занятия выносится:

1. дифференциация звуков;

2. дифференциация букв;

3. предупреждение и коррекция дисграфии, дислексии, дизорфографии.

В речевой школе индивидуальные занятия проводятся на протяжении всего периода обучения ребенка. К концу первого года обучения, с учетом требований программы, у всех учащихся класса должно быть сформировано правильное звукопроизношение.

Поскольку нарушение звукопроизношение, как правило, обусловлено генезом органического характера нередки случаи, когда этап автоматизации растягивается на несколько месяцев или лет (при дизартрии, и моторной алалии)

В речевой школе осуществляется работа только по постановке звуков (индивидуально), вся остальная работа проходит в подгруппах. Каждый ребенок должен посетить индивидуальные занятия не менее трех раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 40 минут (подгруппа), если постановка звука, то 20-25 минут.

Структура урока произношения

Впервые структура урока произношения предложена Г.А. Каше, в связи с подготовкой к обучению грамоте детей с нарушением речи.

В структуре урока условно можно выделить четыре этапа:

1. Артикуляционная гимнастика (5-7 минут).

Проводится с использованием индивидуальных зеркал и стерильных марлевых салфеток. Обязателен показ выполнения учителем. Упражнения выполняются под счет.

2. Изучение нового звука (7-10 минут).

Дети дают характеристику изучаемому звуку, проводятся упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия. Отрабатываются навыки звукового анализа.

3. Автоматизация звука.

Используются лексические упражнения на уровне слогов, слов, предложений, текстов с изучаемым звуком.

4. Формирование навыков языкового анализа и синтеза. Составление предложений, составление схем каждому предложению в тексте

Темы уроков произношения будут определяться не только программными темами, но и последовательностью тем, выносимых на уроки грамоты. Уроки произношения опережают уроки грамматики.

Индивидуальные занятия – уроки произношения – уроки грамоты

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В программе речевой школы в работе по развитию речи выделены такие разделы:

1. работа над словом;

2. работа над предложением;

3. работа над связной речью;

4. работа над лексико-грамматическим строем речи.

В исследованиях С.Р. Левиной был проанализирован словарный запас учащихся, поступающих в первый класс речевой школы.

С точки зрения критериев количественного анализа словарный запас детей имеющих ОНР к семи годам не достигает уровня даже низкой возрастной нормы.

К шести годам норма - от 3,5 до 4,5 тысяч слов. У детей с ОНР к семи годам от 1,5 до 2 тысяч слов.

С точки зрения качественного анализа словарный состав учащихся отличается номинативностью, меньшим использованием глагольной лексики в самостоятельной речи. Почти не пользуются прилагательные и наречия. На всех этапах обучения самым сложным является словарная работа.

В речевой школе словарная работа проводится на всех уроках.

ЭТАПЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ:

1. Актуализация знаний учащихся.

На этом этапе учитель предлагает детям такие упражнения, которые не требуют вербализованных ответов от учащихся (экскурсии, походы, наблюдения, чтение книг, просмотр кинофильмов (учебных, документальных, художественных), аудиозаписи, рассматривание картин, беседа учителя с учащимися по теме.

2. Семантизация.

Семантизация – сообщение сведений о языковой единице, которые позволяют пользоваться ею в рамках любого языкового высказывания.

Виды семантизации:

а) полная – учитель сообщает о слове все имеющиеся сведения;

б) аспектная – сообщается только одно значение слова, в рамках контекста;

в) формально-грамматическая – сообщается не значение, а некоторые грамматические признаки данного слова;

г) разовая – уточнение значения слова в процессе чтения текста.

Способы семантизаци:

а) наглядно-действенный – учитель использует показ действия или предмета;

б) словесно-контекстный – объяснение через словотолкование, подбор антонимов, синонимов, фразеологических оборотов;

в) смешанный.

Чаще используется аспектный вид и смешанный способ семанизации.

3. Введение новой лексики в речь.

Следует помнить, что слово может быть усвоено только тогда, когда оно возникло на пике высокого эмоционального напряжения, активности.

На уроке целесообразно создавать такие учебные ситуации, в которых ребенок научился бы использовать новую лексику в заданных учителем условиях (учебные диалоги, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры). На этом этапе важно привлечь к работе всех учащихся класса.

Отделы памяти: сенсорный; кратковременного хранения (создать образы); долговременного хранения (основа пассивного словаря).

4. Выполнение тренировочных упражнений.

Цель: научить ребенка использовать новое слово с учетом его грамматических признаков.

В методике словарной работы выделяют три классификации лексических упражнений:

I. Лексические упражнения

подготовительные коммуникативные

(языковые) (речевые)


· придумай слово

· подбери слово

· составь словосочетание

· составь предложение с заданным количеством слов

· составь предложение на заданную тему

· придумай к тексту название

· расставь части текста по порядку

· придумай начало (середину, конец) рассказа

· составь рассказ по картинке


II. В зависимости от исходного лексического материала:


III. В зависимости от характера исходной деятельности учителя и учеников:

           
     
 


5. Контроль за овладением новой лексикой.

В речевой школе выделяют две формы контроля:

устный (вербальные отчеты детей, комментированное письмо);

письменный (изложение, сочинение, диктант с грамматическим заданием).

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Чтение является сложным психофизиологическим процессом.

С точки зрения психологии чтение – процесс декодирования информации, зашифрованной в знаковой системе того или иного языка.

Впервые процесс чтения с точки зрения деятельности человека был рассмотрен Л.С. Выготским. Им выделены четыре последовательные ступени процесса чтения:

1. опознание графического символа;

2. выделение у символа существенно значимых признаков;

3. сравнение символа с эталоном, хранящимся в долговременной памяти;

4. опознание символа как обобщенного знака обобщенной фонемы.

В методике обучения чтению данный процесс рассматривают с двух сторон:

§ техника чтения;

§ понимание прочитанного.

С точки зрения физиологии процесс чтения связан с работой трех анализаторных систем:

- зрительной;

- рече-двигательной;

- рече-слуховой.

Процесс чтения всегда начинается с возбуждения органов зрения. Физиологической основой такого возбуждения является особая физическая материя – буква.

На опознание буквы влияют некоторые факторы:

• особенности начертания буквы;

• особенности шрифта (в психологии различают удобочитаемый и неудобочитаемый);

• длина слова (на начальном этапе обучения чтению короткие слова опознаются быстрее, чем длинные. На продвинутом этапе обучения чтению (конец 1 класса) длинное слово может быть прочитано ребенком быстрее, если оно есть в его речевом опыте);

• позиция букв в слове (частотные буквосочетания опознаются и прочитываются ребенком быстрее, чем менее частотные);

• расстояние от глаз до читаемого текста (оптимальное расстояние – 25-30 см.).

Т. Г. Егоров выделил четыре ступени становления навыка чтения:

1. Овладение звукобуквенными обозначениями (наиболее сложным моментом в процессе чтения является чтение рукописного шрифта, поэтому в речевой школе существует правило: весь лексический материал, используемый на уроке, должен быть прочитан детьми в печатном и рукописном варианте).

Ребенок будет длительно находиться на этом этапе, если у него не сформировано фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза.

На этом этапе на уроках грамоты необходимо вводить упражнения по развитию буквенного гнозиса:

а) узнавание букв в точечном изображении;

б) узнавание букв в пунктирном изображении;

в) узнавание букв в неправильном изображении (зеркальное, перевернутое);

г) подбор недостающих элементов;

д) узнавание букв в условиях наложения;

е) узнавание букв в условиях черного и цветного зашумления

Важно учитывать время, затраченное на опознание буквы (норма – 1-2 сек., ОНР – 4 сек.). После того, как ребенок опознал букву и назвал ее, он должен показать ее в кассе букв и затем записать в тетрадь.

Хорошим приемом в работе является буквенный диктант на материале печатных и рукописных букв.

2. Послоговое чтение.

Слог является основным механизмом чтения. После знакомства с буквой, знакомим со слогом (слияние гласного и согласного). В традиционной методике слог обозначается фишкой:

 
 


ДО

       
   


ЗИМА

В речевой школе моделью слогослияния не пользуются, так как каждый звук должен быть обозначен соответствующей цветной фишкой.

н
Сначала обучаем чтению простых слияний (твердый или мягкий согласный и основные гласные. Параллельно проводим работу по чтению слоговых абаков.

а
м
а
трансформация

л
о
слогов

 
 


а полезно чтение а

о слоговых лент о

м у н ы

ы и

Затем приступаем к чтению сложных слияний, с согласными, всегда обозначающими один звук: Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Й.

Длительное время на этой ступени ребенок находится, если у него не сформировано фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.

Необходимо проводить работу по развитию слогового гнозиса (также, как с буквами).

3. Становление приемов синтетического чтения.

На этом этапе учим детей читать словами (нельзя прочитывать сначала «про себя»). Показателем перехода на эту ступень служит появление угадывающего чтения. Для того, чтобы избежать угадывающего чтения, в качестве речевой разминки предлагаем детям задания, направленные на формирование вероятного прогноза:

Ста

Учитель предлагает угадать. Дети называют

Ста различные варианты, затем учитель открывает

полоску. Ребенок должен понимать, что нужно видеть

Ста слово, чтобы правильно читать.

На этом этапе ребенок должен научиться:

а) устанавливать значение каждого слова в предложении;

б) устанавливать связи между словами в предложении;

в) правильно прочитывать.

На данном этапе проводится работа по наращиванию скорости чтения. Используется чтение слоговых таблиц (могут быть односложные слова и слоги).

4. Синтетическое (глобальное чтение).

С точки зрения обучения такое чтение должно соответствовать ряду требований:

• чтение должно быть правильным (зависит от опознания графических символов;

• чтение должно быть беглым (скорость опознания графических символов);

• чтение должно быть выразительным;

• чтение должно быть осознанным.

Приемы работы над пониманием прочитанного:

- пересказ;

- словесное (с 3 кл., является подготовкой к написанию сочинений) и графическое рисование (подбор иллюстраций к тексту, соотнесение иллюстраций и отрывка текста, рисование иллюстраций к тексту);

- выборочное чтение (отрывки текста, которые отвечают на поставленный вопрос);

- составление композиционной схемы текста (определение количества смысловых частей, их последовательности, подбор иллюстраций, характеризующих каждую смысловую часть, составление плана, подбор заглавия частям текста).

К 3 классу темп чтения падает. Такое явление связано с тем, что дети знакомятся с текстами разными по жанру, сложными в синтаксическом оформлении, сложными по семантике, большими по объему.

Схема урока объяснительного чтения:

1) Чтение текста учителем.

Цель: обеспечить целостное восприятие текста; с учетом зрительной опоры формируются элементарные навыки ориентировки в тексте.

2) Беседа о прочитанном.

Цель: выяснить с помощью вопросов и ответов (от одного до трех) все ли дети правильно поняли общее содержание текста.

3) Словарная работа.

Цель: предупреждение возможных ошибок чтения.

Проводится фронтально и индивидуально. Для словарной работы отбираются слова сложные по семантике и слоговой структуре.

4) Чтение текста учащимися (в речевой школе не используется чтение по цепочке).

Дети читают по смысловым частям, заданным учителем. Границы смысловых частей отмечаются в тексте простым карандашом.

5) Составление композиционной схемы текста:

- определение количества смысловых частей;

- подбор заглавия каждой смысловой части;

- подбор иллюстраций, характеризующих содержание каждой смысловой части (Что могло быть нарисовано?);

- составление вербально-графической программы для каждой смысловой части.

Вербально-графическая программа – коммуникативно сильные словосочетания, отобранные из каждого предложения (глагол + второстепенный член предложения).

Какое (о каком) маленькое событие в предложении?

I II

       
 
заглавие
 
 
 
 
иллюстр.
 
 


пошел на охоту …

 
 


попался зайчонок

с разорванным ухом

 
 


удрал

- пересказ (по частям, затем полный пересказ всего текста)

- словарная работа по подбору синонимов, антонимов, фразеологических оборотов, которые могут быть использованы при пересказе этого текста;

- составление компрессионной программы текста (сжимание текста)

6) Выразительное чтение.

По ролям можно читать только диалоги.

При работе с текстами большого объема урок чтения становится интегрированным и проводится в паре с уроком по развитию речи (два урока подряд).

На уроке чтения проводится знакомство с текстом, словарная работа, отрабатываются навыки чтения, на уроке развития речи – составление композиционной схемы текста и формирование навыка пересказа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: