Коррекционно-развивающего образования

ГЛАВА I

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение особенностей учебной деятельности младших школьников показывает, что среди них имеется достаточно большая группа детей, которые испытывают значительные трудности в школьной жизни. Их взаимоотношения со школой лишены гармонии, полны конфликтов, что может выражаться в форме, как активного внешнего протеста, так и скрытого, внутреннего сопротивления.

Возникновение таких дисгармоничных отношений обусловлено различными причинами, среди которых и несоответствие требований школы и личных возможностей ученика, и неспособность школьной среды удовлетворить ожидания и интересы конкретного ребенка, вследствие чего он старается уйти в другую, более близкую ему среду, и личностные конфликты в школьном коллективе, и т.д. Эти причины складываются в ситуации риска, а учеников, оказавшихся в таком положении, называют детьми группы риска.

При анализе подобных ситуаций и связанных с ними особенностей поведения детей выделяют четыре группы состояний:

состояния риска академической неуспешности, обусловленные тем, что ученикам предъявляются требования, не соответствующие уровню развития у них значимых для школы интеллектуальных и психофизиологических функций;

состояния социального риска, возникающие на фоне нарушений социально-личностных отношений ребенка с окружающей средой или личного внутреннего конфликта, который может быть связан с негативными переживаниями;

состояния риска по здоровью, вызванные чрезмерным нервно-психическим напряжением ребенка, которое может быть предопределено и внешними по отношению к нему, и внутренними факторами. К первым относится завышенный уровень требований, предъявляемых как школой, так и родителями, ко вторым — состояние соматического и нервно-психического здоровья ученика;

состояния комплексного риска, включающие и себя в той или иной степени признаки перечисленных выше состояний.

Общими характеристиками детей группы риска «являются более низкое по сравнению с другими детьми качество, приспособительных, адаптационных механизмов и значительно более выраженная зависимость психического статуса, поведения и тенденций развития от условий жизни и воспитания. В учебной работе перечисленные особенности проявляются в жесткой соотнесенности характера и результатов деятельности таких детей с условиями самой деятельности»1. Следовательно, важнейшая задача учителя состоит в создании таких условий обучения, которые обеспечивали бы детям группы риска психологический комфорт и максимальное развитие интеллектуальных и личностных возможностей. Приспособление школы к ученику — одно из требования современной педагогики.

Еще совсем недавно организация учебного процесса достаточно жестко регламентировалась официальными дидактикой и методикой. Накопленный богатый арсенал и сегодня не утратил своей ценности, однако стремление современной педагогики к гуманизации образования, декларирование его личностно-ориентированной направленности предоставляет учителю большие возможности творческого подхода к организации обучения детей с учетом состояния их здоровья, психофизического развития, адаптационных возможностей.

Организация коррекционно-развивающего учебного процесса имеет ряд особенностей, которые проявляются в:

- постановке целей и задач обучения;

- реализации частно-методических правил обучения;

- выборе и использовании методов обучения, адекватных образовательным потребностям детей группы риска;

- планировании учебного материала с позиций технологизации обучения.

1 Коррекционная педагогика в начальном образовании / Пол ре л Г.Ф. Кумариной. - М, 2001. -С. 32.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: