Для осознанного изучения в дальнейшем средств выражения мысли в эту задачу входят следующие неотъемлемые составляющие
- помочь ученикам понять, что речь делится на слова, словосочетания, предложения;
- познакомить их на чувственном уровне с морфологическими классами (слова, называющие предметы, действия и признаки предметов);
- научить детей ставить грамматические вопросы к словам;
- сформировать навык фонематического анализа и синтеза;
-познакомить с первыми орфографическими явлениями — обозначением буквами гласных и парных согласных фонем в сильной и слабой позициях.
4. Сформировать понимание предложения как единицы письменной речи.
Исследуя письменную речь младших школьников, Д. Б. Эльконин пришел к выводу, что деление сплошного потока речи на отдельные смысловые единицы — предложения — оказывается основной трудностью, сохраняющейся в той или иной степени в течение всех лет обучения в начальном звене школы. Значительные затруднения вызывает и произвольное построение предложения. Если в устном рассказе дети свободно пользуются распространенными предложениями, в том числе и сложноподчиненными, то при составлении предложения по заданию они, как правило, строят простые по конструкции и примитивные по содержанию фразы. Это характерно для учеников не только начальной школы, но и среднего звена. Так, например, на просьбу составить предложение со словосочетанием расстегнуть ворот рубашки слабоуспевающие ученики V класса сумели назвать только предложения типа Я расстегнул ворот рубашки, Мама расстегнула мне ворот рубашки. Следовательно, важно уделять большое и серьезное внимание работе с предложением.
|
|
На первом году обучения необходимо донести до сознания учеников мысль о том, что предложения следует тщательно строить из слов — конструировать их, и показать, как это делается.