double arrow

Обратить внимание учеников на сознательное наблюдение и изучение родного языка, помочь осознать его как материальный объект изучения.


Русский язык как учебный предмет имеет одну особенность, которой нет у других предметов: детям предлагается изучать то, чем они уже владеют, что с момента их рождения представляет собой часть естественной среды обитания, — родную речь. Л. С. Выготский, исследуя речь детей, указывал, что ребенок долго не осознает словесные формы и словесные значения и не отделяет одно от другого. Такое своеобразие восприятия детьми средств языка подтверждено многими исследователями. Так, А. Р. Лурия, опираясь на мысли, высказанные еще А.А. Потебней, сформулировал так называемую «теорию стекла», согласно которой «...активно употребляя грамматическую речь и обозначая словами, соответствующие предметы и действия, ребенок еще не может сделать слово и словесные отношения предметом своего сознания. В этот период слово может употребляться, но не замечаться ребенком и часто представляет как бы стекло, сквозь которое ребенок смотрит на окружающий мир, не делая само слово предметом сознания и не подозревая о том, что оно имеет свою собственную жизнь свои собственные особенности строения...»'.

1 Лурия А. Р. О патологии грамматических операций // Известия ЛПН РСФСР. - 1946. - Вып. 3. - С. 63.

Преобладание чувственной наглядности в восприятии слова и речи влечет за собой трудности при классификации слов по частям речи, подборе родственных однокоренных слов, делении речевого потока на слова и предложения и т.п. Чтобы этого не происходило, обучение родному языку необходимо начинать с наблюдения различий между речью и языком и их соотношения друг с другом (конечно, на уровне понимания учеников), т.е. с создания мотивации учения.







Сейчас читают про: