Используются традиционные упражнения, но построенные в коррекционном ключе.
Учитель задает рабочий звук, например [с]. Ученики многократно произносят его, внимательно прислушиваясь к себе, концентрируя внимание сначала на слуховом восприятии, затем на артикуляционном укладе.
Результатом таких действий становится акустическая и артикуляционная характеристика звука: на что он похож (на шипение, свист, на шум — ребенок описывает свои собственные ощущения) какой звук речи напоминает больше всего, а от какого сильно отличается (здесь учитель может помочь детям, предложив для равнения три-четыре разных звука); что делают губы и язык, когда произносится звук [с], работают ли при этом голосовые связки (ребенок описывает не классический, а свой индивидуальный артикуляционный уклад).
После завершения характеристики учитель предлагает выделить этот звук в группе из пяти-шести изолированных звуков, например: [к], |р|, [с], |м|, [а], [с]. Затем ученикам предъявляются вперемешку слова, как содержащие данный звук, так и без него. Рабочий звук можно при необходимости слегка выделять голосом. При подборе лексического материала следует учитывать, что звук легче всего выделяется в начале слова, затем — в конце, труднее всего — в середине слова.
|
|
Отгадывание звука по описанию его артикуляции
Ученикам предлагается загадка, например:
— Задуман звук. При его произнесении нижняя губа чуть-чуть касается верхних зубов, между ними маленькая щель, через которую надо сильно выдохнуть воздух. Голоса нет.
Отгадан звуки ([ф] или [ф']), ученики могут дать их фонетическую характеристику: согласный, глухой, твердый (или мягкий, если звук произнесен мягко).
Сравнительная характеристика двух звуков по акустическим и артикуляционным параметрам
Упражнение выполняется в следующей технологической последовательности:
а) даются для сравнения два звука, которые совершенно не похожи друг на друга, например [л]; и [щ];
б) в работу включаются звуки, имеющие некоторое сходство — акустическое ([м] — [н]) или артикуляционное ([б] — [м]);
в) ученики сравнивают звуки, очень похожие друг на друга, акустическое ([к] — [х]) или артикуляционное ([с] — [ц], [р] — [р,]).