double arrow

Упражнения в выделении заданного звука из группы звуков из слова

Используются традиционные упражнения, но построенные в коррекционном ключе.

Учитель задает рабочий звук, например [с]. Ученики многократно произносят его, внимательно прислушиваясь к себе, концентрируя внимание сначала на слуховом восприятии, затем на артикуляционном укладе.

Результатом таких действий становится акустическая и артикуляционная характеристика звука: на что он похож (на шипение, свист, на шум — ребенок описывает свои собственные ощущения) какой звук речи напоминает больше всего, а от какого сильно отличается (здесь учитель может помочь детям, предложив для равнения три-четыре разных звука); что делают губы и язык, когда произносится звук [с], работают ли при этом голосовые связки (ребенок описывает не классический, а свой индивиду­альный артикуляционный уклад).

После завершения характеристики учитель предлагает выделить этот звук в группе из пяти-шести изолированных звуков, напри­мер: [к], |р|, [с], |м|, [а], [с]. Затем ученикам предъявляются впе­ремешку слова, как содержащие данный звук, так и без него. Ра­бочий звук можно при необходимости слегка выделять голосом. При подборе лексического материала следует учитывать, что звук легче всего выделяется в начале слова, затем — в конце, труднее всего — в середине слова.

Отгадывание звука по описанию его артикуляции

Ученикам предлагается загадка, например:

— Задуман звук. При его произнесении нижняя губа чуть-чуть касает­ся верхних зубов, между ними маленькая щель, через которую надо сильно выдохнуть воздух. Голоса нет.

Отгадан звуки ([ф] или [ф']), ученики могут дать их фонетиче­скую характеристику: согласный, глухой, твердый (или мягкий, если звук произнесен мягко).

Сравнительная характеристика двух звуков по акустическим и артикуляционным параметрам

Упражнение выполняется в следующей технологической по­следовательности:

а) даются для сравнения два звука, которые совершенно не похожи друг на друга, например [л]; и [щ];

б) в работу включаются звуки, имеющие некоторое сходство — акустическое ([м] — [н]) или артикуляционное ([б] — [м]);

в) ученики сравнивают звуки, очень похожие друг на друга, акустическое ([к] — [х]) или артикуляционное ([с] — [ц], [р] — [р,]).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: