Криминалистическая характеристика и обстоятельства, подлежащие установлению, при расследовании незаконного получения кредита

Уголовная ответственность за незаконное получение кредита была впервые введена Уголовным кодексом 1996 года. Части 1 и 2 ст. 176 УК РФ предусматривают самостоятельные составы, объединенные общим понятием «кредит». Часть 1 ст. 176 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, если это деяние причинило крупный ущерб. Часть 2 ст. 176 УК РФ предусматривает ответственность за несколько иные составы преступлений, связанные с кредитными отношениями, - незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Предметом посягательства при незаконном получении банковского кредита могут быть денежные средства, предоставленные заемщику. Это объясняется тем, что согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты от нее. Следовательно, в качестве кредитных средств при банковском кредитовании могут выступать денежные средства в наличной и в безналичной форме в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.

Несколько иная ситуация складывается в отношении кредитов, выделяемых государством. Дело в том, что до настоящего времени понятие «государственный целевой кредит» не получило нормативного толкования. В большинстве случаев под государственным целевым кредитом понимают кредит, предоставленный государством субъектам Российской Федерации, отраслям хозяйственного комплекса, организациям и гражданам для реализации определенных социально-экономических программ, на поддержку отдельных регионов.

Государственное целевое кредитование осуществляется из целевых бюджетных фондов, определяемых Законом о федеральном бюджете на предстоящий год, из внебюджетных фондов, средства которых являются государственной собственностью, и из целевых фондов Правительства РФ. Следовательно, в данном случае речь идет о средствах, выделяемых от лица государства, как из бюджета, так и из других источников на целевое финансирование различных форм общественной жизни.

Однако в отсутствие легального толкования понятия «государственный целевой кредит» было бы весьма опрометчиво утверждать, что данный кредит предполагает выделение только денежных средств. Представляется, что государственный целевой кредит может быть предоставлен в виде денежных средств либо вещей, определенных родовыми признаками на возвратной основе от имени государства в публично-правовом порядке, установленном бюджетным или иным законодательством.

Таким образом, предметом преступного посягательства, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, являются денежные средства и другие вещи, определенные родовыми признаками

Способы незаконного получения кредита. Выше отмечалось, что в ст. 176 УК РФ объединены два различных состава преступления. Поэтому целесообразно рассмотреть способы преступного посягательства, характерные для каждого из составов, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 176 УК РФ.

Способы совершения преступления, предусмотренного ч. I ст. 176 УК РФ. Содержание действий, предусмотренных ч. 1 ст. 176 УК РФ, заключается в обмане банка путем представления заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии организации или индивидуального предпринимателя Цель этих обманных действий - получение кредита либо льготных условий кредитования.

К сведениям о хозяйственном положении заемщика относятся: сведения о руководителях, учредителях, акционерах (участниках, членах, пайщиках); гарантах, поручителях и их обязательствах перед банком; залоговом имуществе; основных направлениях использования кредитных средств; хозяйственных операциях, на выполнение которых испрашивается кредит, основных партнерах и кооперации с другими фирмами.

К сведениям о финансовом состоянии заемщика относятся данные о наличии у него денежных средств и прочих ликвидных активов и их характеристика, а также данные о размере и характере кредиторской и дебиторской задолженности.

К льготным условиям кредитования могут быть отнесены существенные условия кредитного договора: размер предоставляемого кредита, размер процентной ставки, уплачиваемой за пользование кредитом, срок, на который предоставляется кредит. К существенным условиям кредитного договора также относятся условия, относительно которых между сторонами достигнуто соглашение, например, выдача кредита без обеспечения либо при его неполном обеспечении

Однако вполне допустима ситуация, при которой обманные действия заемщика могут заключаться в представлении банку документов, содержащих заведомо ложные сведения, как о его хозяйственном положении, так и финансовом состоянии с целью получения кредита или (и) льготных условий кредитования.

К способам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, относятся:

- получение кредита путем представления банку документов, содержащих заведомо ложные сведения о хозяйственном положении или (и) финансовом состоянии организации либо индивидуального предпринимателя;

- получение льготных условий кредитования путем представления банку документов, содержащих заведомо ложные сведения о хозяйственном положении или (и) финансовом состоянии организации либо индивидуального предпринимателя;

- получение кредита и льготных условий кредитования путем представления банку документов, содержащих заведомо ложные сведения о хозяйственном положении или (и) финансовом состоянии организации либо индивидуального предпринимателя.

Общим для способов незаконного получения кредита является то, что для достижения преступной цели субъект посягательства использует подложные документы, к которым относятся: документы, отражающие те или иные факты хозяйственной жизни, которые в действительности не имели места (например, фактические не совершавшиеся хозяйственные операции); документы, содержащие заведомо ложные сведения о каких-либо аспектах реально совершенной хозяйственной операции (содержании хозяйственной операции, измерителях хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, дате ее выполнения).

При незаконном получении кредита суть подлога, учиняемого в документах, представленных в банк, сводится к следующему: внесение в документы завышенных либо заниженных цифровых показателей (например, размера имеющейся у заемщика кредиторской задолженности); отражение в документах каких-либо фактов финансово-хозяйственной деятельности заемщика, в действительности не имевших места (например, указание на наличие у заемщика договоров по кредитуемой сделке); неотражение в документах каких-либо фактов финансово-хозяйственной деятельности заемщика (например, сведений об имевших место просрочках платежей по кредитным договорам, заключенным с другими банками).

Способы преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 176 УК РФ. В данной норме содержатся признаки двух несколько иных составов преступлений, связанных с кредитованием: 1) незаконное получение государственного целевого кредита; 2) использование государственного целевого кредита не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Кредитором при государственном целевом кредитовании выступает государство. Распределение кредитных средств между заемщиками возлагается на получателей кредитов (исполнительные органы региона, руководство министерств, региональных отделений фондов, администрацию предприятий), которые создают специальные органы, уполномоченные принимать решение о выделении государственного кредита (например, комиссии по кредитной политике).

Субъектами государственного целевого кредитования (лицами, для которых предназначены кредитные средства) являются: субъекты Российской Федерации, отрасли хозяйственного комплекса, организации и граждане. Их персональный состав определяется в каждом конкретном случае при решении вопроса о целевом назначении и основных направлениях выделяемого кредита.

Таким образом, если при банковском кредитовании функции, связанные с выделением кредита конкретным заемщикам, возложены непосредственно на банки, то при государственном кредитовании - на получателей кредитов. Поэтому при незаконном получении государственного кредита содержание преступных действий заключается в обмане заемщиком (физическим лицом или организацией) органа, уполномоченного принимать решение о выделении этого кредита (получателя кредита), с целью получения кредитных средств.

Суть обманных действий при незаконном получении государственного кредита заключается в представлении уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно правового статуса заемщика, его хозяйственного положения, финансового состояния, наличия возможностей по использованию кредитных средств в соответствии с их целевым назначением. Причем эти обманные действия могут быть совершены как надлежащим субъектом государственного кредитования, так и ненадлежащим субъектом.

Под надлежащим субъектом государственного кредитования следует понимать заемщика (физическое лицо либо организацию), правовой статус которого позволяет ему претендовать на получение соответствующего государственного кредита. В свою очередь для ненадлежащего субъекта государственного кредитования (физического лица либо организации) характерно отсутствие такого правового статуса.

К способам незаконного получения государственного целевого кредита относятся:

- получение государственного целевого кредита ненадлежащим заемщиком;

- получение государственного целевого кредита надлежащим заемщиком.

Для первой группы способов преступления характерно использование подложных документов, свидетельствующих о наличии у заемщика правового статуса, дающего ему право на получение кредита, например документов, подтверждающих, что претендент на кредит имеет статус беженца, является фермером, относится к категории малых предприятий и т.п.

Важно отметить, что в момент обращения за кредитом, хозяйственное положение и финансовое состояние ненадлежащего заемщика может быть как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Поэтому, если в первом случае у субъекта не возникает необходимости в фальсификации документов, содержащих сведения о его хозяйственном положении и финансовом состоянии, то во втором случае такая необходимость налицо.

Кроме того, с целью незаконного получения государственного кредита ненадлежащий заемщик может представить уполномоченному органу документы, содержащие заведомо ложные сведения, свидетельствующие о наличии у него возможностей по использованию кредитных средств в соответствии с их целевым назначением.

Таким образом, ненадлежащий заемщик может получить государственный целевой кредит путем:

- представления органу, уполномоченному принимать решение о выделении государственного кредита, документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно правового статуса данного физического или юридического лица;

- представления органу, уполномоченному принимать решение о выделении государственного кредита, документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно правового статуса заемщика, его хозяйственного положения или (и) финансового состояния;

- представления органу, уполномоченному принимать решение о выделении государственного кредита, документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно правового статуса заемщика и наличия у него возможностей по использованию кредитных средств в соответствии с их целевым назначением.

Для второй группы способов преступления характерно использование документов, содержащих заведомо ложные сведения о хозяйственном положении или (и) финансовом состоянии надлежащего субъекта кредитования:

- получение кредита надлежащим заемщиком в результате представления документов, содержащих заведомо ложные сведения о хозяйственном положении данного физического или юридического лица;

- получение кредита надлежащим заемщиком в результате представления документов, содержащих заведомо ложные сведения о финансовом состоянии данного физического или юридического лица;

- получение кредита надлежащим заемщиком в результате представления документов, содержащих заведомо ложные сведения о хозяйственном положении и финансовом состоянии данного физического или юридического лица.

Несколько иная ситуация складывается при использовании государственного целевого кредита не по прямому назначению. При нецелевом использовании государственного кредита действия заемщика по распоряжению полученными средствами противоречат условиям, сформулированным в нормативных актах о предоставлении государственного кредита и кредитном договоре. Например, кредитные средства могут быть помещены на депозитный счет, открытый в банке, использованы в качестве взносов в создаваемые коммерческие структуры, потрачены на погашение банковских кредитов заемщика, уплату налогов и прочие хозяйственные расходы, на личные нужды.

Следовательно, использование государственных кредитных средств не по прямому назначению сопряжено с обманом органа, уполномоченного принимать решения о выделении кредита. Цель обманных действий заключается в получении возможности воспользоваться государственными средствами в интересах своей фирмы, личных интересах либо интересах третьих лиц.

К способам использования государственных кредитных средств не по прямому назначению относятся:

- представление уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно намерений по целевому использованию кредитных средств. Для данного способа преступления характерно то, что у заемщика изначально отсутствуют намерения по целевому использованию государственных кредитных средств, поэтому их отсутствие он скрывает путем представления подложных документов;

- нарушение заемщиком условий кредитного договора в части целевого использования полученного кредита. Специфика этого способа преступления заключается в том, что обманные действия заемщик совершает после получения кредита, т. е. цели, на которые фактически расходуются кредитные средства, не соответствуют целям, предусмотренным в представленных заемщиком документах и кредитном договоре.

Для установления времени и места незаконного получения кредита в первую очередь необходимо получить сведения относительно личности и местонахождения заемщика: паспортные данные и адрес фактического места жительства физического лица-заемщика, место его работы и занимаемая должность, наличие у него соответствующего правового статуса, когда и где был получен этот статус, местонахождение и фирменное наименование организации-заемщика, ее организационно-правовая форма и форма собственности, место и дата государственной регистрации, наличие соответствующих лицензий (если кредит испрашивался на осуществление лицензируемых видов деятельности), когда и кем они были выданы, общая характеристика и структура организации, данные об учредителях, руководителях организации. Аналогичные сведения следует получить в случае, когда заемщиком является индивидуальный предприниматель.

Необходимо выяснить время и место:

- составления подложных документов, послуживших основанием для незаконного получения кредита;

- представления этих документов в соответствующее подразделение банка или орган, уполномоченный принимать решение о выделении государственного целевого кредита;

- принятия решения о выдаче кредита данному заемщику либо предоставления ему льготных условий кредитования;

- предоставления кредита данному заемщику (перечисления кредитных средств на банковский счет заемщика либо на счета его контрагентов)

В случае использования государственных кредитных средств не по прямому назначению, выяснить также следует место и время совершения финансово-хозяйственных операций, не соответствующих целям кредитования.

Исходя из того, что незаконное получение кредита считается оконченным в момент причинения крупного ущерба, необходимо установить, кому конкретно, когда и в каком размере был причинен ущерб.

Обстановка совершения преступления данного вида складывается из целого ряда факторов, в которых действует субъект преступления. Среди объективных факторов наиболее значимым является уровень организации работы с потенциальным заемщиком. Данное обстоятельство требует от следователя тщательного изучения всех обстоятельств, связанных с процедурой кредитования.

Работа с потенциальным заемщиком включает в себя несколько аспектов, основными из которых являются правовой и организационный. Правовой аспект предполагает обязательное наличие в банке или органе, уполномоченном принимать решения о выделении государственных кредитов, специально разработанных документов, регламентирующих процедуру кредитования. Так, например, в ряде российских банков основным нормативным документом, определяющим порядок кредитования, является «Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и предпринимателям». На основании «Регламента» разрабатывается «Порядок кредитования юридических лиц и предпринимателей», в котором определяются конкретные подразделения банка, принимающие участие в выполнении операций по кредитованию, и их обязанности. Нередко в дополнение к этому разрабатывается пакет документов, регламентирующих работу различных подразделений банка с представленным обеспечением, например «Порядок работы с банковскими гарантиями».

Разработка аналогичных документов обычно предваряет процедуру выделения государственных целевых кредитов с той только разницей, что эти документы разрабатываются на уровне конкретного получателя государственного кредита с учетом требований нормативных актов, послуживших основанием для выделения данного кредита.

Под предпринимателями в данном случае понимаются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Организационный аспект работы с потенциальным заемщиком отражает организацию проведения предварительной проверки заемщика.

Именно объем и качество этой проверки в значительной степени гарантируют правомерность выдачи, а соответственно, и получения кредита. Поэтому уже на начальном этапе расследования крайне важно выяснить характер и объем предварительной проверки потенциального заемщика, какие специалисты принимают участие в ее проведении и какими документами она оформляется. Наряду с этим выяснению подлежат вопросы, связанные с принятием решения о выделении кредита: какой орган уполномочен на принятие данного решения, кто является его участниками, рассматриваются ли при принятии решения о выделении кредита конкретному заемщику материалы предварительной проверки, каким образом принимается решение о выделении кредита и как оно оформляется.

Существенное значение имеет исследование обстановки, сложившейся в конкретной организации (у индивидуального предпринимателя или гражданина), выступающей в качестве заемщика. К условиям, определяющим поведение виновного, относятся: местонахождение хозяйствующего субъекта (адрес места жительства гражданина), его структура и характер деятельности (место работы гражданина и занимаемая им должность); наличие (отсутствие) недостатков в хозяйственной деятельности, организации бухгалтерского учета; состояние контроля за финансовыми и хозяйственными операциями; хозяйственное положение и финансовое состояние хозяйствующего субъекта (материальное положение гражданина), в том числе наличие или отсутствие у него различного рода финансовых обязательств; его производственные и финансовые связи.

Анализ обстановки незаконного получения кредита предполагает исследование достаточного широкого круга условий, связей и отношений, прямо или косвенно связанных с незаконным получением кредита. Это оценка социально-экономической ситуации в сфере экономики, в которой осуществляется деятельность заемщика; анализ правового регулирования в сфере кредитования и конкретных условий, в которых осуществляется кредитование заемщиков; анализ обстановки, сложившейся в конкретной организации-заемщике (у индивидуального предпринимателя, гражданина).

Субъекты преступления. В диспозиции ч. 1 ст. 176 УК РФ указан специальный субъект данного преступления - руководитель организации и индивидуальный предприниматель.

Следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, являются:

- граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган управления коммерческой или некоммерческой организации;

- единоличный руководитель коммерческой или некоммерческой организации;

- участники полного товарищества, уполномоченные на ведение дел организации;

- лицо, вступившее в правоотношения с банком по поводу получения кредита на основании доверенности, выданной заемщиком.

В диспозиции ч. 2 ст. 176 УК РФ субъект преступления не определен. Исходя из смысла данной нормы субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, может быть достигшее 16-летнего возраста лицо, незаконно получившее государственный целевой кредит или использовавшее его не по прямому назначению.

Однако следует отметить, что привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности за незаконное получение кредита представляется маловероятным. Это объясняется рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам следует отнести существующую практику банковского кредитования. Нельзя однозначно сказать, что ни один банк не выдаст кредит несовершеннолетнему заемщику, однако, учитывая современную практику банковского кредитования, это весьма проблематично. Среди объективных причин следует отметить достаточную сложность способов совершения и скрытия преступления, требующих тщательной подготовки, определенных познаний в области экономики и финансов, наличие не только жизненного опыта, но и опыта в сфере экономической деятельности.

Как правило, незаконное получение кредита совершается мужчинами в возрасте от 22 до 45 лет. Образовательный уровень преступников достаточно высок, в основном это лица с высшим и средним специальным образованием, имеющие опыт предпринимательской и иной экономической деятельности. Особо следует отметить высокую коммуникабельность преступников, умение показать себя с лучшей стороны.

Цель действий преступников заключается не в присвоении кредита, а в возможности воспользоваться чужими денежными средствами (в данном случае банковскими или государственными) для решения различного рода финансовых проблем (личных, проблем своей фирмы и т. п.). При этом виновный сознает, что незаконно получает кредит либо использует государственные кредитные средства не по прямому назначению и это причинит (может причинить) крупный ущерб гражданам, организациям, государству, т.е. действует умышленно.

Наличие умысла является обязательным элементом деятельности субъекта преступления. При незаконном получении кредита умысел преступника направлен на получение кредитных средств с их последующим, пусть и несвоевременным возвращением. Для выяснения механизма формирования умысла необходимо изучить личность и образ жизни виновного, социальную группу, членом которой он является, так как довольно часто поведение человека зависит от норм поведения окружающей его среды. Мотивы действий субъектов незаконного получения кредита могут быть весьма разнообразными: неожиданная потребность в деньгах, большие долги, финансовые проблемы своей фирмы (уплата налогов, погашение кредиторской задолженности перед контрагентами либо по ранее взятым кредитам).

Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию

Обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию при расследовании преступлений, предусмотренных ст. 176 УК РФ, условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся обстоятельства совершения преступления:

- предмет преступного посягательства;

- факт незаконного получения кредита;

- способ незаконного получения кредита;

- место и время незаконного получения кредита;

- причинная связь между незаконным получением кредита и наступлением вредных последствий (причинением крупного ущерба);

- кому причинен ущерб, его характер и размеры.

При установлении факта совершения преступления необходимо выяснить следующие обстоятельства:

1. Как должна была в соответствии с нормативными требованиями осуществляться процедура банковского кредитования либо распределение и фактическое использование государственных кредитных ресурсов.

2. Как фактически осуществлялось кредитование, и какие при этом допускались отступления от нормативных предписаний:

- какими нормативными актами регламентирована процедура кредитования;

- какой орган банка уполномочен принимать решения о выделении кредитов либо, какому исполнительному органу поручено осуществлять распределение государственных кредитов;

- каков объем и характер предварительной проверки претендента на кредит;

- как фактически осуществлялось выделение кредитов, соблюдались ли при этом требования соответствующих документов, имели ли место отступления от нормативно установленного порядка кредитования, в чем они заключались.

3. Является ли заемщик надлежащим субъектом кредитования:

- общая характеристика организации-заемщика (фирменное наименование, организационно-правовая форма, форма собственности), ее местонахождение (как по учредительным документам, так и фактическое место расположения) либо паспортные данные и адрес местожительства физического лица;

- правовой статус заемщика, его фактическое хозяйственное положение и финансовое состояние на момент обращения за кредитом, а также наличие обстоятельств, позволяющих получить банковский кредит на льготных условиях либо государственный целевой кредит.

Указанные сведения помогут следователю установить фактический правовой статус и финансово-хозяйственное положение получателя кредита и их соответствие установленным требованиям, а данным, содержащимся в документах, представленных банку либо соответствующему органу, уполномоченному принимать решения о выдаче государственного кредита.

4. В чем заключается противоправность действий заемщика: кредит был получен в результате обмана банка или органа, уполномоченного принимать решения о выдаче государственного кредита, путем представления документов, содержащих заведомо ложные сведения о правовом статусе заемщика, его хозяйственном положении и (или) финансовом состоянии либо относительно намерений заемщика по целевому использованию кредитных средств.

Расследование данного вида преступлений требует установления не только самого факта совершения преступления, но и способа, места, времени незаконного получения кредита. От того, насколько полно и тщательно будут установлены вышеперечисленные обстоятельства, зависит полнота расследования, возможность установления всех соучастников.

При установлении способа совершения преступления необходимо выяснить:

- какие сведения были фальсифицированы (сведения о самом заемщике, залоговом имуществе, о гарантах, поручителях, залогодателе);

- в каких конкретно документах учинен подлог;

- кто составлял и подписывал эти документы;

- кто из сотрудников банка или органа, уполномоченного принимать решения о выдаче государственного целевого кредита, осуществлял проверку этих документов, каковы результаты этой проверки.

В случае, когда заключение, составленное по результатам проведенной проверки, было положительным, следует установить, кто его составил и подписал. Если же заключение было отрицательным, то выяснению подлежат обстоятельства, связанные с принятием решения о выдаче кредита, в частности, обсуждался ли вопрос о выдаче кредита на заседании кредитного комитета. Если да, то кто присутствовал на этом заседании, кто докладывал о результатах проведенной проверки, какие материалы о заемщике были представлены, проводилось ли голосование по данному вопросу. В случае если будет установлено, что вопрос о выдаче кредита не выносился на обсуждение кредитного комитета, необходимо установить, кто конкретно распорядился выдать кредит и не были ли фальсифицированы записи в протоколе заседания кредитного комитета.

Незаконное получение кредита уголовно наказуемо в случае, если в результате был причинен крупный ущерб. Поэтому важно установить не только сам факт причинения ущерба, но и причинную связь между незаконным получением кредита и наступлением вредных последствий, в чем выразился ущерб, кому он был причинен и в каком размере. При этом важно отметить, что в диспозиции ч. 1 ст. 176 УК РФ не содержится указаний относительно того, кому должен быть причинен ущерб. В большинстве случаев ущерб причиняется банку-кредитору. Причинение ущерба государству возможно в тех случаях, когда последнее является одним из учредителей банка-кредитора.

При установлении места совершения преступления, предусмотренного ст. 176 УК РФ, необходимо выяснить:

- наименование, местонахождение, организационно-правовую форму банка-кредитора либо наименование и местонахождение исполнительного органа, осуществлявшего распределение целевых кредитных средств;

- кто является руководителем банка, руководителями подразделений, принимающих участие в проведении предварительной проверки заемщиков, и руководителем органа, принимающего решения о выделении государственных кредитов (кредитного комитета);

- какие подразделения банка принимали участие в проведении предварительной проверки данного заемщика, и кто из сотрудников этих подразделений проводил проверку, на кого было возложено проведение предварительной проверки претендента на получение государственного целевого кредита;

- кто принимал решение о выделении кредита данному заемщику, в том числе на льготных условиях.

Для установления времени совершения действий, связанных с незаконным получением кредита, выяснению подлежат следующие обстоятельства:

- когда были составлены документы, содержащие заведомо ложные сведения о хозяйственном положении и (или) финансовом состоянии заемщика, и когда они были представлены в банк либо в орган, уполномоченный принимать решения о выделении государственных кредитных средств;

- когда проводилась предварительная проверка данного заемщика;

- когда было принято решение о выделении кредита данному заемщику;

- когда кредитные средства были перечислены на банковский счет данного заемщика.

В случае нецелевого использования государственных кредитных ресурсов необходимо установить, когда и каким образом они фактически расходовались.

Если факт представления заемщиком подложных документов был выявлен сотрудниками банка либо органа, уполномоченного принимать решения о выделении государственных кредитных средств, то необходимо выяснить, когда и при каких обстоятельствах это произошло. Исходя из того, что по конструкции составы преступлений, предусмотренные ст. 176 УК РФ, являются материальными, и преступления считаются оконченными в момент причинения крупного ущерба, чрезвычайно важно установить все обстоятельства, связанные с причинением этого ущерба, включая период времени, когда он был причинен

Ко второй группе обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании незаконного получения банковского кредита, относятся факты, подтверждающие виновность обвиняемого, форма его вины и мотивы преступления.

Если заемщиком являлась организация, то должно быть установлено: кто является ее руководителем; кто фактически осуществлял все действия, связанные с управлением деятельностью организации, выступал в гражданском обороте от ее имени; кто фактически принимал решение об обращении за получением кредита и распоряжался полученными кредитными средствами. В случае получения кредита на основании доверенности, необходимо выяснить все обстоятельства, связанные с ее выдачей. При этом чрезвычайно важно установить, кто выступал от имени организации, индивидуального предпринимателя или гражданина, какое участие принимал руководитель организации (индивидуальный предприниматель или гражданин) в подготовке документов, необходимых для получения кредита и степень его осведомленности относительно внесения в эти документы заведомо ложных сведений.

Установлению также подлежит круг лиц, принимавших участие в подготовке документов, необходимых для получения кредита, в чем заключалась роль каждого участника преступной группы, степень осведомленности соучастников о направленности умысла. Учитывая, что преступления данного вида могут быть совершены при участии служащих банка либо должностных лиц исполнительного органа, осуществлявшего распределение государственных кредитных средств, необходимо выяснить степень участия указанных лиц в совершении противоправного деяния.

Преступления, предусмотренные ст. 176 УК РФ, совершаются умышленно. Что касается мотива преступления, то он может быть любым. Основным мотивом являются корыстные побуждения. Вместе с тем следует отметить, что анализ мотива преступления дает возможность глубже раскрыть причины совершения противоправного деяния и охарактеризовать личность правонарушителя.

К третьей группе обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании данного вида преступлений, относятся обстоятельства, влияющие на характер и степень виновности субъекта преступления, а также обстоятельства, способствовавшие его совершению.

В эту группу входят сведения о личности обвиняемого, имеющие значение для дела, о недостатках в работе банка либо органа, уполномоченного принимать решения о выделении государственных кредитных средств, способствовавших незаконному получению кредита.

К наиболее типичным недостаткам и упущениям, допускаемым в процессе кредитования, относятся:

- ненадлежащая правовая регламентация процедуры кредитования;

- несоблюдение требований соответствующих нормативных актов в процессе кредитования;

- прием от претендентов на получение кредита документов, представленных не в полном объеме либо оформленных ненадлежащим образом;

- проведение предварительной проверки потенциальных получателей кредитов ненадлежащим образом (например, без привлечения сотрудников юридического подразделения и службы безопасности банка);

- принятие решений о выдаче кредита: при отсутствии предварительной проверки заемщика; при наличии отрицательных заключений по результатам предварительной проверки; без предварительного обсуждения вопроса о выдаче кредита на заседании кредитного комитета (комиссии); по единоличной резолюции сотрудника банка, выполняющего управленческие функции (например, управляющего банком, председателя кредитного комитета и т. п.) либо того или иного должностного лица органа, уполномоченного принимать решения о предоставлении государственных кредитов;

- предоставление бланковых (необеспеченных) кредитов.

Вполне понятно, что приведенный перечень обстоятельств, подлежащих установлению, не является исчерпывающим. С учетом вида совершенного противоправного деяния (незаконное получение банковского кредита либо льготных условий кредитования, незаконное получение государственного целевого кредита либо его использование не по прямому назначению) и специфики конкретных способов преступления он может дополняться и конкретизироваться.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: