Глава десятая. В одноэтажном доме – красном кирпичном островке среди деревянной деревни Разводной — зимой была школа

В одноэтажном доме – красном кирпичном островке среди деревянной деревни Разводной — зимой была школа, а летом сюда приезжали иркутские дети на оздоровительный сезон. Рядом напряженно текла Ангара, которой вскоре предстояло разлиться, затопить и очищенные от домов улицы (строения вынесли на более высокое место – на «верхние отметки», как говорят гидростроители), и луг, где паслось деревенское стадо, и вихрастый кустарник, окаймляющий берег, и древний погост, последнее пристанище прежних жителей деревни.

Задолго до начала гидростроек на Ангаре бродил я с ребятами из пионерского лагеря в окрестностях деревни, мы фотографировали старые, почерневшие от времени дома, разговаривали со стариками: их отцы и матери были современниками декабристов... Мы вошли под сень кладбищенских деревьев, и тут я увидел скромную могилу, на камне которой написано было: «Мне хорошо».

Пионеры притихли, мы постояли у могилы Алексея Петровича Юшневского, потом подошли к еще одному надгробию – декабриста Артамона Захаровича Муравьева, положили на могилы таежные цветы и ушли. Но много дней не давали покоя мне два слова на памятнике. Сколько нужно пережить, чтобы в предчувствии смерти сказать так коротко и покойно: «Мне хорошо»!

Рассматривая эту надпись сейчас, сквозь «магический кристалл» зрелости, запаса жизненного опыта, волнений, радостей, невзгод, все отдаляясь от времени, когда жили декабристы в Сибири, и все приближаясь к нему, я вижу эти слова совсем другими, полными сокровенного, потаенного смысла. Я вижу их сквозь судьбу Алексея Петровича Юшневского, сквозь его мгновенно вспыхнувшую любовь, сквозь его столь мгновенно наступившую смерть: «Мне хорошо», ибо жизнь прожита честно, без единого отступления от понятий честь, мужество, целеустремленность, ибо дружба была подлинной и любовь верной.

Я вижу, как в сумерках стоит у этой могилы седая, невысокая, полная женщина, та, что написала на могиле мужа «Мне хорошо», потом, когда свет луны поджигает черемуху, идет эта женщина в свой опустелый дом, который был обиталищем любви, где слышен был еще недавно гомон – воспитанники Алексея Петровича, дети иркутского купца Белоголового, резвились в перерыве между занятиями – и где теперь тихо читает молитвы приютившийся в одной из комнаток волей судьбы попавший в Сибирь ксендз. Она зажигает свечу, садится к столу и долго-долго пишет далекому другу – брату покойного мужа, Семену Петровичу: «Годовая панихида много унесла у меня здоровья, мне казалось, будто новое испытание постигло меня; к счастью, была со мною К[атерина] И[вановна] Труб[ецкая] и еще одна дама, добрая моя приятельница, товарищ моего покойника (М.Н. Волконская. – М.С). Сберегли меня, больную, скорая помощь доброго нашего медика (Ф.Б. Вольфа. – М.С.) избавила меня от сильных судорог в груди, и еще того сильнее рвота меня мучила, желчь отделялась множеством, при этом такие головные боли, что улежать даже невозможно. У меня и теперь всегда во рту горько, болит правый бок, редкий день проходит без горчичников, однако же я опять на ногах: заботы у меня бесконечные, люди, хозяйство, все сохранено в том виде, как мой святой покойник оставил, дом, стоящий дорого, а в нужде продать за бесцен не хочется, и цену он теряет уже тем, что выстроен в деревне. Теперь же надо иметь мне свое пристанище в Сибири, когда меня не выпускают отсюда. Пусть же я живу в доме, который приобрел трудами своими

благодетельный мой муж. И буду ему одному обязана всем».

Письмо это датировано январем 1845 года. Вернувшись из церкви после панихиды, Мария Казимировна писала его, закутавшись в платок: ее знобило. Ветер кружил над Ангарой снежные столбы, курилась никогда не замерзающая полынья, и живая вода казалась сейчас беззащитной и нагой. А в доме почему-то одуряюще пахло черемухой, точно ветви замороженных деревцев у могилы Алексея Петровича ожили и среди зимы покрылись белым весенним цветом.

Через них мы могли говорить

с комендантом, как люди свободные,

не подвергаясь ответственности

в нарушении той зависимости,

на которую обрекал нас приговор наш.

Они были свидетельницами,

можно сказать, участницами нашей жизни

и вместе с тем пользовались всеми

правами своими, следовательно, не только

могли жаловаться частным образом

родным своим, но даже самому

правительству которое поневоле

должно было щадить их, чтобы

не восстановить против себя общего мнения, не заслужить упрека в явной жестокости и не подвергнуться справедливому осуждению истории и потомства.

Декабрист Н. В. Басаргин



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: