Сущность, значение и содержание бюджета


Термин «бюджет» английского происхождения. Известный английский политик Гладстон определил бюджет так: «Бюджет – это не просто совокупность арифметических действий, он тысячами способов способствует процветанию граждан, достижению согласия между классами, усилению могущества государства». Он означает сумму, мешок с деньгами, чемодан. Термин «бюджет» до настоящего времени не имеет единой трактовки, его определяют как: финансовый план, смета доходов и расходов, баланс доходов и расходов государства, денежный фонд, основное звено финансовой системы, регулятор развития экономики.

Так, А. М. Александров и Э. А. Вознесенский рассматривают бюджет одновременно как «экономическую категорию» и как «фактор реализации действия объективных экономических законов социализма», как «основной финансовый план».

А. Ю. Казак определяет бюджет как «совокупность финансовых отношений», основной финансовый план», «важнейший финансовый регулятор».

По мнению М. И. Ткачук бюджет является основным финансовым планом государства, который отражает экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.

Официальная трактовка бюджета дана в Законе Республики Беларусь «О бюджетной системе и Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». Бюджет – это «основной финансовый план формирования и использования денежных средств уже обеспечения функций государственных органов экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)».

Учение о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии специфической сферы распределительных отношений – бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства. К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых, относят распределительный характер, поскольку бюджетные отношения связаны с движением части финансовых ресурсов, формированием и использованием централизованного фонда основных средств. Они участвуют в перераспределении, главным образом, чистого дохода путем изъятия части в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования государственных мероприятий.

Кроме того, к особенностям бюджетных отношений относят:

1) безвозмездность движения денежных средств в виде уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также бюджетного финансирования, субсидирования;

2) в качестве объекта бюджетного перераспределения может выступать и часть стоимости необходимого продукта;

3) ограниченность сферы действия бюджетных отношений рамками бюджетного процесса;

4) участником бюджетных отношений выступает государство;

5) казначейская система исполнения бюджета, максимизирующая централизацию финансовых ресурсов и обеспечивающая возможность маневрирования бюджетными средствами.

Государственному бюджету присущи следующие признаки:

1) бюджет – политический инструмент, посредством которого, ограниченные ресурсы общества распределяются между экономической и социальной сферами;

2) бюджет – инструмент управления и администрирования. Органы управления используют бюджет для обеспечения финансирования государственных программ, определения размеров выделяемых на них средств;

3) бюджет – это экономический инструмент, способствующий экономическому росту и развитию. На государственном и региональном уровнях бюджет выступает в роли распределителя, стимулирования национальной экономики, достижения полной занятости, ограничения уровня инфляции;

4) бюджет – инструмент учета, посредством которого проверяется, насколько аппарат управления осуществляет контроль над доходами и расходами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: