double arrow

И организация его обслуживания

Государственный долг это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг классифицируют по следующим признакам:

1. Источник заимствования (внутренний – долг населению своей страныи внешний – долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам).

2. Форма заимствования – кредитные соглашения и договора, государственные ценные бумаги, государственные гарантийные обязательства.

3. Форма обслуживания (капитальный (вся сумма задолженности) и текущий (расходы по обслуживанию государственного долга и выплатам по наступившим срокам).

4. Статус кредиторов (долг перед физическими лицами, юридическими лицами, универсальный).

5. Срочность выделения (краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (1 – 5 лет) и долгосрочный (более 5 лет)долг).

6. Методы размещения (добровольный и принудительный).

7. Уровень управления – страновой (общегосударственный) и муниципальный.

Государственный долг для большинства стран в том или ином объеме - явление постоянное. Существует система управления государственным долгом, которая включает формирование политики заимствования, выбор источников кредитования, организацию привлечения кредитных ресурсов, текущее обслуживание долга и реструктуризацию или регулирование параметров государственного долга.

На практике используют различные формы реструктуризации:

- рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов;

- конверсия – изменение доходности займов (как правило, в сторону уменьшения);

- консолидация – изменение срока расчета с кредиторами (как пра­вило, в сторону увеличения);

- унификация –объединение нескольких займов в один;

- аннулирование (дефолт ) – отказ от выплаты долга.

Внешний государственный долг состоит из нескольких частей. Первая – кредиты правительств, центральных банков, правительственных учреждений, экспортно-импортных банков. Вторая – кредиты международных организаций и банков развития, прежде всего МВФ и Мирового банка. Третий источник – эмиссия облигаций, размещаемых на рынке.

Для оценки способности страны обслуживать внешний долг используется несколько показателей: отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг, отношение внешнего долга к ВВП, отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг. Также используются такие показатели, как отношение процентов по долгу к ВВП, отношение международных резервов к ВВП, отношение международных резервов к импорту товаров и услуг, доля краткосрочного долга.

В Республике Беларусь, согласно законодательству, внешний государственный долг означает общую сумму основного долга и Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени, по которым возникают обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта.

Внешние государственные займы по закону могут привлекаться для следующих целей:

- покрытие дефицита республиканского бюджета;

- пополнения валютных резервов;

- реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики;

- решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

- импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

- поддержки экономических реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: