Основные методы регулирования платежного баланса

Платежный баланс всегда являлся объектом государственного регулирования. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, платежным балансам присуща неуровновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики.

Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 1930-х гг. сти­хийный механизм выравнивания платежного баланса путем авто­матического ценового регулирования действует крайне слабо. Поэ­тому выравнивание платежного баланса требует целенаправлен­ных государственных мероприятий.

В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе госу­дарственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики госу­дарства наряду с обеспечением желаемых темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

— государственная собственность, в том числе золотовалют­ные резервы;

— объем (часть) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет (40—50%);

— непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, заемщика;

— регламентация внешнеэкономических операций с помо­щью нормативных актов и органов государственного конт­роля.

При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать соответствующие меры по его выравниванию.

Проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призы­вают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инф­ляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экс­порт, сдерживать импорт товаров и т.д. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала.

Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансо­вых, денежно-кредитных, мероприятий государства, направ­ленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования пла­тежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международ­ных расчетов страны.

Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпри­нимаются мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдер­живания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.

Основные методы регулирования пла­тежного баланса.

Дефляционная (антиинфляционная) политика. Политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает, пре­жде всего, ограничение государственных (бюджетных) расходов, замораживание цен и заработной платы. При этом правительством активно используются соответствующие финансовые и денежно-кредитные рычаги:

— изменение учетной ставки центрального банка;

— установление пределов роста денежной массы;

— кредитные ограничения.

При проведении такой политики сдерживания снижается объем национального дохода, падает потребление национальных това­ров, сопровождающееся снижением объемов потребления импорт­ных товаров.

Снижение импорта оказывает позитивное воздействие на пла­тежный баланс, так как снижает потребность в иностранной валюте. Таким образом, при замедлении и даже прекращении роста нацио­нального дохода платежный баланс страны улучшается.

Однако при этом необходимо иметь в виду, что в условиях эко­номического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей поли­тика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и заня­тости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не при­нимаются соответствующие компенсирующие меры.

Девальвация. Понижение курса национальной валюты направ­лено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта това­ров. Роль девальвации в регулировании платежного баланса зави­сит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей обще­экономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала кон­курентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процессов производства про­дукции и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.

Кроме того, сдерживая импорт, девальвация может привести к утрате конкурентных преимуществ отечественной продукции, при изготовлении которой использовались импортное оборудова­ние, материалы, энергия и т.п.

Таким образом, девальвация национальной валюты, хотя и может дать стране временные преимущества, во многих слу­чаях не позволяет устранить причины дефицита ее платежного баланса.

Валютные ограничения. Валютные ограничения следует раз­личать по сферам применения.

По текущим операциям платежного баланса ограничения высту­пают в нескольких формах:

— блокирование валютной выручки иностранных экспорте­ров от продаж товаров в данной стране, ограничение их возможностей распоряжаться этими средствами;

— обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или девизному банкам;

— ограничения на продажу иностранной валюты импортерам (при наличии разрешения органа валютного контроля);

— ограничения на форвардные покупки импортерами иност­ранной валюты;

— запрещение продажи товаров за рубежом на националь­ную валюту;

— запрещение оплаты импорта некоторых товаров иност­ранной валютой;

— регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в условиях нестабильности валютных курсов. Например, некоторые страны устанавливают ограниченные сроки (до 1 мес.) продажи экспортерами иностранной валюты на национальную с целью избежать использования этих средств спекулянтами против национальной валюты.

По финансовым операциям платежного баланса валютные огра­ничения выступают в следующих формах:

• при пассивом балансе принимаются меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов для поддержания курса валюты:

— лимитируется вывоз национальной и иностранной валют, золота, ценных бумаг, предоставление кредитов;

— осуществляется контроль за деятельностью рынка ссудных капиталов: операции производятся только с разрешения министерства финансов и при представлении информа­ции о размере выдаваемых кредитов и прямых инвестицийза рубежом, привлечение иностранных кредитов допуска­ется при получении предварительного разрешения орга­нов валютного контроля (в частности, на выпуск займов) с тем, чтобы они не оказали негативного воздействия на национальный валютный рынок, рынок ссудных капита­лов и рост денежной массы в обращении;

— полностью или частично прекращается погашение внеш­ней задолженности или ее оплата национальной валютой без права перевода за границу;

• при активном платежном балансе в целях сдерживания при­тока капиталов и повышения курса национальной валюты применяются формы валютного контроля по финансовым операциям:

— запрещаются инвестиции нерезидентов, продажи нацио­нальных ценных бумаг иностранцам;

— вводится обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке;

— запрещается выплата процентов по срочным вкладам иност­ранцам в национальной валюте;

— вводится отрицательная процентная ставка по вкладам нерезидентов в национальной валюте. В данном случае проценты платит или вкладчик банку, или банк, привле­кающий вклады в иностранной валюте, выплачивает цент­ральному банку;

— ограничивается ввоз валюты в страну;

— ограничиваются форвардные продажи национальной валюты иностранцам;

— применяются принудительные депозиты. Например, фирмы, активно прибегающие к иностранным кредитам (из-за более низких процентных ставок), обязываются помещать часть привлеченных капиталов на беспроцент­ный счет в Центробанк страны.

Оценивая влияние валютных ограничений на международные валютные отношения в целом, надо подчеркнуть, что они отрицательно воздействуют на товарообмен между странами, значи­тельно затрудняя развитие экспорта. Несмотря на то что валютные ограничения способствуют временному выравниванию платеж­ных балансов отдельных стран, в конечном счете они осложняют проблему их балансирования.

Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса обычно использу­ются:

— бюджетные субсидии экспортерам;

— протекционистское повышение импортных пошлин;

— отмена налога с процентов, выплачиваемых держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

Среди регуляторов денежно-кредитной политики особое место принадлежит учетной ставке процента. Как известно, величина процентных ставок определяет условия предоставления кредита. Если процентные ставки высоки, то условия предоставления кре­дита являются жесткими. Если процентные ставки низки, то они свободные (либеральные).

В мировом хозяйстве значительное количество физических и юридических лиц держит свои средства в форме ликвидных активов, которые перемещаются в те страны, где более высокие процентные ставки, т.е. туда, где за кредиты платят более высокие цены («горячие деньги»).

Аналогично воздействие процентных ставок на платежный баланс через национальный доход. Так, увеличение процентных ставок, вызываемое обычно нехваткой долларов, уменьшает инвес­тиционную деятельность, сокращает производство, потребление товаров, а соответственно уменьшает и импорт. В результате пла­тежный баланс улучшается.

Понижение процентных ставок влияет на платежный баланс противоположным образом. Необходимо отметить, что вывод о положительном влиянии более высоких процентных ставок на платежный баланс должен быть несколько скорректирован, так как определяющим момен­том здесь является не столько уровень процентной ставки, сколько факторы, вызывающие его рост. Если рост процентной ставки есть результат более жесткой кредитной политики, то это утверждение верно. Однако в тех случаях, когда первопричиной служит рост инфляционных тенденций в экономике, положение дел, как уже было отмечено выше, будет обратным.

Кроме того, в долговременной перспективе увеличение процент­ных ставок постепенно приводит к некоторому «истощению» или уменьшению притока капитала. Более того, в дальнейшем в связи с необходимостью выплат сначала более высоких процентов, а затем и самих долгов следует ожидать ухудшения платежного баланса. Поэтому использование более высоких процентных ставок целе­сообразно только в краткосрочной перспективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: