Равновесия платежного баланса

Политика платежного баланса — первейшая задача руковод­ства страны. Оно не может полностью полагаться на действие рыночных сил, восстанавливающих равновесие платежного баланса. На то имеются достаточно веские причины:

• автоматизм поддержания платежного баланса не произ­водится мгновенно. Сразу меняются лишь решения по вложениям нового капитала внешнеторговых организа­ций. Реальное же производство не может сверхгибко из­менять свои объемы вслед за колебаниями мировых цен;

• не все страны имеют абсолютно свободный плавающий валютный курс, поэтому они сталкиваются с постоянны­ми дисбалансами в притоках и оттоках иностранной ва­люты, что ведет к ощутимым потерям;

• рыночные силы могут привести к равновесию платежно­го баланса с ущербом для национальных интересов стра­ны. Государство же стремится, чтобы восстановление рав­новесия вело к экономическому росту;

• государство, регулируя внутренний рынок, вынуждено оглядываться на возможные изменения в платежном ба­лансе. Невозможно добиться равновесия на внутреннем рынке при дисбалансах ва внешнеэкономической дея­тельности.

Поскольку уравновешивание платежного баланса не про­исходит мгновенно, правительство и центральный банк долж­ны стремиться к выравниванию платежного баланса на основе долгосрочного роста ВВП.

Мероприятия центрального банка по выравниванию платеж­ного баланса. Направления воздействия центрального банка на платежный баланс зависят от режима валютного курса: свобод­но плавающего или фиксированного.

При свободном валютном курсе центральный банк не имеет возможности непосредственно воздействовать на спрос и пред­ложение иностранной валюты, так как их формирует свобод­ный рынок. Правительство может только повлиять на процесс развития отношений, разворачивающихся вокруг платежного баланса. Оно может, допустим, содействовать росту экспорта или тормозить импорт, если складывается дефицит платежно­го баланса.

При системе управляемого плавания валютного курса цент­ральный банк воздействует на платежный баланс через регули­рование курса национальной валюты. Для этого он использует специальные инструменты:

• операции на валютном рынке (продажа или покупка ино­странной валюты);

• регулирование объема денежной массы на внутреннем рынке.

Политика центрального банка по предотвращению наруше­ний платежного баланса будет опираться на те же стабилиза­ционные меры, но с меньшей нагрузкой.

Обычно центральный банк устанавливает пределы свобод­ных колебаний курса национальной валюты (валютный кори­дор). Такая политика облегчает регулирование платежного ба­ланса. Если цена иностранной валюты приближается к верх­ней границе валютного коридора, это свидетельствует об угрозах нарастания дефицита платежного баланса. Валютная интервен­ция и политика дешевых денег становятся условием предотв­ращения дефицита платежного баланса.

Приближение цены иностранной валюты к нижней грани­це центральный банк расценивает как угрозу нарастания про­фицита платежного баланса. Продажа валюты центральным банком и политика дорогих денег становятся условием ее пре­дотвращения.

При режиме фиксированного валютного курса в экономике постоянно накапливаются дефицит либо излишки валютных средств, поскольку фиксированный курс, как правило, откло­няется от рыночного.

При более низкой оценке национальной валюты по срав­нению с ее официальным курсом (номинальная национальная валюта завышена) теряются выгоды у экспортеров товаров и импортеров капиталов. Осознание постоянных потерь от внешне­экономических стратегий снижает их активность. В результате страна все больше теряет притоки иностранной валюты, нара­стает дефицит платежного баланса.

При превышении реального курса национальной валюты над его официальным уровнем происходят противоположные действия. Теряются выгоды вывоза капитала и товарного им­порта. Страна лишается части притоков ресурсов такого рода, а профицит платежного баланса нарастает.

Инструменты выравнивания платежного баланса при фик­сированном валютном курсе включают:

* валютные интервенции при дефиците платежного ба­ланса;
* девальвацию или ревальвацию национальной валюты.
Следствием девальвации станут стимуляция товарного экспорта и «удушение» импорта. По этой причине будет происходить эффективный процесс сжатия дефицита платежного ба­ланса.

При ревальвации будет наблюдаться обратная картина: «удушение» товарного экспорта и стимуляция импорта. В этом случае следует ожидать разрушения профицита платежного ба­ланса.

Мероприятия государства по уравновешиванию платежного баланса. Экономические мероприятия государства по вырав­ниванию платежного баланса носят косвенный характер. Это означает, что государство формирует не сам баланс, а лишь усло­вия, которые в свою очередь будут влиять на процессы, вырав­нивающие платежный баланс.

В то время как активный баланс относительно легко кор­ректируется, пассивный - постоянно ставит большие пробле­мы: золотовалютный резерв тает, государство не может креди­товать импортеров. Внутренний рынок дестабилизируется растущей инфляцией. Экономические меры государства в борь­бе с дефицитом платежного баланса можно устранить с помо­щью протекционистских мер, когда товарный экспорт стиму­лируется, а импорт тормозится.

Политика «удушения» импорта при дефиците платежного ба­ланса. Хотя всем известно, что все ограничения внешнеэконо­мической деятельности в долгосрочном периоде вредят разви­тию экономики, страны с пассивным платежным балансом за­частую не имеют других возможностей улучшить свои платежные балансы, кроме мероприятий, ограничивающих импорт.

С вхождением многих стран в ВТО резко уменьшились их воз­можности использовать традиционное защитное средство в виде повышения таможенных тарифов. Сейчас ВТО установила пре­делы таможенного тарифа в размере 3,8 % для стран-участниц Невозможность расширения рамок эксплуатации таможенной защиты заставила искать иные меры ограничения импорта и по мере их нахождения повысить их нагрузку. Этим объясняется расширение правовых процессов оттеснения импортеров с рын­ка. Чаще всего основанием для применения такой тактики слу­жат обвинения в демпинге, т.е. в экспорте по бросовым ценам

В связи с этим стало более точно отрабатываться само поня­тие демпинга и его видов. Демпингом считается не обязательно продажа более дешевого импортного товара. Международные соглашения считают демпингом лишь продажу импортного то­вара по ценам более низким по сравнению с внутренним рын­ком импортера.

Различают дотационный, социальный и валютный демпинг. Дотационный демпинг построен на субсидировании производ­ства правительствами экспортеров. В социальном демпинге мо­гут обвиняться страны с более низкой реальной заработной платой, в валютном демпинге - страны, которые девальвиро­вали свою валюту, или те, которые, несмотря на повышающий­ся профицит платежного баланса, не спешат с ревальвацией своей валюты. Подобные действия ведут к искусственному сти­мулированию экспорта и ограничению импорта и означают что страна перекладывает свои проблемы на другие государства

Политика поощрения экспорта при дефиците платежного ба­ланса. Можно выделить следующие направления возрастающей активности стимулирования экспортеров.

1. Государство активизирует свое участие в экономических рисках экспортеров, расширяя круг гарантий надежности за­ключенных договоров и поручительств.

2. Усиливается масштаб налоговых льгот и прямого доти­рования экспортеров. Государства или освобождают от нало­гов производителей при экспорте продукции, или использу­ют налоговые льготы. Возможны и прямые субвенции. К ним принадлежат, например, наличные доплаты, льготные креди­ты, экспортные премии, инвестиционная помощь и экспорт­ные кредиты.

3. Расширяется круг торговых соглашений и договоров, ко­торые заключает государство, стремясь расчистить дорогу для отечественного экспорта.

Протекционистские меры, имеющие эффект в краткосроч­ном периоде, при дефиците платежного баланса или его угро­зах не способны кардинально решить проблемы уравновеши­вания платежного баланса, если не подкрепляются политикой развития внутреннего рынка страны и конкурентоспособнос­ти отечественного производства.

Протекционизм не убирает глубинные причины болезни экономики, вызвавшие дефицит платежного баланса, а всего лишь борется с его последствиями. По прошествии времени страна, не добившаяся успехов в развитии внутреннего рынка, опять окажется в состоянии пассивного платежного баланса. Экономические болезни страны превращаются в хронические.

Фундаментальные условия улучшения состояния платежно­го баланса должны решаться на основе долгосрочной страте гаи и соответствующей ей политики, содействующей развитию внутреннего рынка и инвестиционному росту.

Такая политика должна быть направлена на повышение конку­рентоспособности отечественных товаров и на развитие импор­тозамещающих отраслей. Для России это особенно важно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: