Динамические сопоставления абсолютных размеров себестоимости всей товарной продукции за различные годы не имеет смысла, т.к. эти данные не сопоставимы (различные объемы производства, разные виды, структура продукции, цены и т.п.1 можно лишь сопоставлять в динамике показатели себестоимости единиц отдельных видов продукции. Однако представляет практический интерес оценка выполнения плана по абсолютным показателям себестоимости всей товарной и в том числе сравнимой продукции. При этом сопоставляют фактическую себестоимость товарной продукции с плановой себестоимостью фактически выпускаемой в отчетном году продукции. Анализ начинают обычно с оценки выполнения плана при помощи следующей таблицы 33
Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции
По всей товарной продукции было достигнуто снижение себестоимости по сравнению с планом на 9100 тыс. руб. или на 7.6 %. Но в тоже время мы видим, что по несравнимой продукции (новой) плановая себестоимость была превышена на 2000 руб. или на 5 %, а все снижение себестоимости было связано с уменьшением себестоимости сравнимой товарной продукции на 1! 000 тыс. руб. или на 13.9 %. В результате изменилась и структура затрат: в общей себестоимости снизился удельный вес себестоимости сравнимой товарной продукции и повысился удельный вес несравнимой товарной продукции.
|
|
Многие предприятия, выпускающие на протяжении нескольких лет одинаковые виды продукции, планируют для себя задания по снижению себестоимости такой продукции в % к среднегодовой себестоимости предшествующего года. Поэтому необходимо изучать выполнение таких планов (разумеется анализ себестоимости сравнимой товарной продукции в любом случае представляет интерес. даже если ее не
планируют).
Предположим, что в нашем случае на предприятии в ходе планирования (еще до наступления отчетного года) были расчетным путем определены следующие данные:
- Себестоимость запланированного выпуска сравнимой продукции исходя из среднегодового уровня затрат предыдущего года, тыс. руб. – 70000 тыс.р.
- Плановая себестоимость запланированного выпуска сравнимой товарной продукции, тыс. руб. – 65000 тыс.р.
- Плановое снижение себестоимости сравнимой товарной продукции (65000 - 70000) тыс. руб. – (-5000 тыс.р.)
- Плановое задание по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции, % (стр.3: стр. 1) – (-7,14%)
Однако для того, чтобы можно было контролировать реальное выполнение этого плана, по истечению отчетного года плановый отдел определил также еще один показатель:
- Себестоимость фактического выпуска сравнимой продукции, исходя из среднегодового уровня затрат предыдущего года тыс. р. – 75000 тыс.р.
Тогда фактическое выполнение задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции в отчетном году = фактическая себестоимость сравнимой товарной продукции отчетного года себестоимость фактического выпуска сравнимой товарной продукции, исходя из среднего уровня затрат предыдущего года = 68900 (из табл.) - 75 000 = - 6100 тыс. руб., или это составляет - 6 100/75000 = 8.13 %
|
|
Сравним эти данные с первоначально составленным планом.
Очевидно, что предприятие добилось сверхплановой экономии от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции = - 100 — (- 5000) = - 1100 тыс. руб. или в % = - 8.13 % - (- 7.14) = -0.99 пункта.
Определим причины образования такой экономии.
Обычно при этом выделяют воздействие 3 основных факторов:
-изменение объема сравнимой товарной продукции;
- изменение структуры и ассортимента сравнимой товарной продукции;
- изменение себестоимости отдельных видов сравнимой товарной продукции (в т.ч. надо выделить и влияние цен на потребляемые ресурсы).
Определим вначале совокупное влияние сразу двух факторов: объема и структуры сравнимой товарной продукции. Для этого достаточно сопоставить два показателя себестоимости: себестоимость запланированного выпуска сравнимой товарной продукции, исходя из уровня затрат предыдущего года, и себестоимости фактического выпуска сравнимой товарной продукции в той же прошлогодней оценке = 75000 (себестоимость фактического выпуска товарной продукции исходя из затрат предыдущего года) - 70000 (себестоимость запланированного выпуска исходя из затрат предыдущего года) = + 5000 руб. Таким образом, изменение объема и структуры сравнимой товарной продукции должны были привести к увеличению затрат на 5000 руб.
Теперь определим влияние изменения объема сравнимой товарной продукции. Для этого прирост объема сравнимой товарной продукции. Выраженный в себестоимости прошлого года (т.е. по сопоставимой оценке) умножим на запланированный процент снижения себестоимости (75000 - 70000) х (- 7.14)\100 = - 358000 руб., т.е. за счет сверхпланового увеличения объема сравнимой товарной продукции мы должны были получить дополнительную экономию в - 358000 руб. (обозначим знаком "-"). Но ведь влияние двух факторов: объема и структуры составляет + 5000 руб., тогда на долю фактора структуры останется 5000000 - (- 358000) = + 5358000 руб.
Таким образом, за счет сдвигов в структуре сравнимой товарной продукции ее
общая себестоимость должна была возрасти на 5358000 руб.
Влияние изменений в себестоимости отдельных видов изделий может быть
определено весьма просто — сопоставлением фактической себестоимости фактически
выпущенной товарной продукции с себестоимостью прошлого года той же продукции.
Т.е. влияние фактической себестоимости отдельных изделий по сравнению с их
среднегодовой себестоимостью прошлого года составит;
689000 - 75000 = - 6100000 руб. Таким образом, полученная экономия тоже будет зачтена
со знаком «-» (здесь было бы полезно выделить и влияние изменения цен на ресурсы).
Определим совокупное влияние всех факторов:
- увеличение объема сравнимой товарной продукции – (-358000 р.)
- сдвиги в структуре сравнимой товарной продукции - (+5358000 р.)
- снижение себестоимости отдельных изделий - (-6100000 р.)
- Итого: -1100000 р.
Структурный сдвиг привел к росту себестоимости = резерв. Нужно выяснить за счет каких
изделий, причины, меры.